Что изменится в белорусском образовании? Рассказывает Андрей Иванец
2024-08-23 14:15
Об акцентах Года качества, приоритетах и обновленных стандартах, о ранней профессиональной ориентации и престиже педагогической профессии - в интервью с министром образования накануне нового учебного года.
- Именно так и происходит. Год назад, посещая Национальный детский технопарк, Президент призвал превратить его в кузницу кадров для передовых предприятий страны. В этом году половина из 120 абитуриентов, которым Наблюдательный совет технопарка выдал рекомендации для поступления в вузы, заключили целевые договоры с предприятиями. Так выполняется поручение главы государства, чтобы подготовка кадров начиналась со школьной скамьи.
"Министерство вводит круглогодичный цикл заочных олимпиад по семи естественнонаучным дисциплинам". К слову, сегодня мы полностью изменили парадигму выбора научных тем и проектов для воспитанников технопарка. Вместо того чтобы "делать, что интересно", а потом безуспешно пытаться это внедрить, мы подписали дорожные карты с шестью профильными министерствами и за каждым закрепили по одной или несколько из 15 лабораторий. Теперь ребята трудятся под заказ, что облегчает не только апробацию проектов, но и их материально-техническое обеспечение.- Нужно ли, по-вашему, увеличивать количество воспитанников Национального детского технопарка?- Пока не видим необходимости расширять набор: 150 ребят в смену вполне достаточно. Предпочитаем увеличивать профилизацию и в рамках действующих пятнадцати направлений, изыскиваем дополнительные специализации. К примеру, Министерство здравоохранения предложило ряд программ по фармацевтике и биотехнологиям.На таких перспективных направлениях, как беспилотные летательные аппараты и космические комплексы, также наблюдаются позитивные сдвиги. С недавних соревнований по пилотированию БПЛА на Сахалине наши ребята вернулись с весомым грузом наград.Вместе с коллегами из Российской Федерации прорабатываем технологию подготовки специалистов по проектированию беспилотных летательных систем. Курс обучения на первой ступени высшего образования будет включать в себя вопросы программирования, управления, функциональной нагрузки и изготовления летательных аппаратов.
6 июня 2024 года. Перед началом ЦТ в Белорусском государственном университете
- Сфера профессионально-технического образования динамичнее всех развивается и быстрее других реагирует на переменчивые потребности производства. Каждый год мы приостанавливаем или прекращаем подготовку по сотне рабочих специальностей и примерно по стольким же вводим или возобновляем.
"Речь идет о конкретном, что необходимо сделать здесь и сейчас".Сегодня в колледжах осуществляется подготовка по тремстам специализациям профессионально-технического образования. Учащийся получает две-три смежные рабочие профессии. По двумстам направлениям среднего специального образования, помимо квалификации специалиста, выпускнику присваивают рабочий разряд. По сравнению с прошлогодним планом приема количество мест для обладателей аттестата о среднем образовании не сократилось, а для девятиклассников увеличилось - из-за востребованных экономикой специальностей.Стараемся донести до школьников и родителей информацию о преимуществах профессионального образования на базе девяти классов. Вместо двух школьных лет ребята осваивают обязательную программу общего среднего образования за год. В результате остается больше времени на глубокое погружение в профессию.В колледжи у нас принимают без вступительных экзаменов. Зачисление абитуриентов осуществляется по конкурсу на основе среднего балла документа об образовании. При этом проходной балл постоянно растет и по целому ряду направлений уровень поступающих в колледжи не ниже, а то и выше абитуриентов вузов.Достойно сработали и региональные вузы. Свою роль сыграли не только университетские олимпиады, но и более благоприятные условия при поступлении для медалистов и выпускников профильных классов. У нас есть все возможности выстроить успешную жизненную траекторию для тех, кто предпочел учиться в родном регионе. Задача государства - обеспечить молодому человеку условия для учебы и качество образования, не уступающие столичным, тогда он охотнее останется жить и работать на малой родине.
"Сегодня по стране более 4,5 тысячи первокурсников-целевиков".Здесь еще хватает нерешенных проблем. В частности, повышение престижа аграрных профессий. По статистике, 86 % молодежи живет в городе и только 14 % на селе. Как мотивировать городских жителей выбрать сельскохозяйственную профессию и после учебы переехать в сельскую местность - это, говоря школьным языком, задача со звездочкой, и решать ее надо всем миром, комплексно.- Главной проблемой системы высшего образования Президент назвал разрыв между спросом и предложением на рынке труда.- Совместно с Министерством труда и социальной защиты, другими профильными министерствами делаем все, чтобы данную проблему решить. Уже в этом календарном году приведем в соответствие образовательные и профессиональные стандарты по всем вузовским специальностям. Навыки и требования, прописанные в каждом профстандарте, будут перенесены в соответствующий образовательный стандарт. Такая наша принципиальная позиция: готовить специалистов строго под заказ конкретных министерств. У нас нет учебы ради учебы.В нынешнюю вступительную кампанию уже не вели набор по 24 специальностям, не являвшимся профильными для конкретных вузов. В будущем году такая оптимизация коснется еще 74 специальностей. И это опять-таки наша принципиальная позиция. Нет смысла вкладывать колоссальные средства и труд в подготовку специалистов "широчайшего профиля".Работу проводим системно и по-умному: анализируем деятельность каждого университета, кадровое и материально-техническое обеспечение подготовки по "непрофильным" специальностям. Изучаем мнения заказчиков о профессиональных качествах выпускников конкретных вузов. Результаты оцифровываем и получаем ясное представление о том, какие вузы и специальности нуждаются в оптимизации и в какие сроки выполним поставленные Президентом и временем задачи.Выпускники со средним специальным образованием пришли в университеты учиться по сокращенной форме. Подчеркну: ни в коей мере не ставится задача формально срезать сроки обучения. Но надо избежать дублирования одних и тех же дисциплин и курсов на двух уровнях образования, чтобы специалист без ущерба для знаний быстрее выходил на рынок труда. Это и есть тот самый резерв для оптимизации. На дневной форме с сокращенным сроком обучения максимальная продолжительность составит два с половиной года, на заочной - три года.Учитель года Беларуси - 2023 Сергей Шаминский преподает изобразительное
искусство, а также черчение, трудовое обучение, отечественную и мировую
художественную культуру в Довской средней школе Рогачевского района
- Еще одна важнейшая задача, которую поставил Президент, - подготовить достойную смену для нынешнего профессорско-преподавательского состава.- Воспроизводство кадров высшей научной квалификации - жизненно важный вопрос для вузов страны.Сейчас отрабатываются конкретные меры по привлечению молодежи в науку, в преподавательскую деятельность. Планируется, что молодые сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава будут получать солидную надбавку к заработной плате за своевременную защиту кандидатской или докторской диссертации. Механизм прописан достаточно четко: скажем, если молодой преподаватель до 30 лет не защитил кандидатскую диссертацию, надбавку снимают; в случае успешной защиты он станет получать эти деньги до 35-40 лет. Примерно такой же механизм будет действовать и в отношении докторской диссертации.Подобными стимулирующими мерами мы сможем придать новый импульс омоложению профессорско-преподавательского состава. Тем не менее я убежден, что наука - это призвание.- В минувшем году в стране впервые проводилось национальное исследование качества образования (НИКО), где оценивалась функциональная грамотность учащихся. Готовы ли сегодняшние дети к взрослой жизни? Способны ли они решать реальные проблемы с использованием знаний и умений, полученных в школе?- К национальному исследованию готовились загодя, учителя отрабатывали новые методики обучения. Важно понимать, что этот тест, который теперь будет проводиться раз в два года, не заменяет качественную систематическую оценку образовательных достижений.Мы не выделяем функциональную грамотность в отдельный вид, а идем по пути инкорпорирования ее элементов в учебники и контрольные работы. Она должна стать неотъемлемой частью знаний по любым предметам. Сегодня привычным делом для учащихся является репетиционное тестирование. Заглядывая вперед, можем с уверенностью сказать, что таким же обычным станет репетиционное исследование по функциональной грамотности в промежутках между национальным исследованием. Убежден, что эта система облегчит социализацию молодых людей.
К слову, элементы функциональной грамотности появятся и в образовательных программах для дошкольников. Это тема для отдельного разговора. Скажу лишь, что в Год качества мы ввели в дошкольных учреждениях новые образовательные стандарты, ориентированные преимущественно на социализацию детей, их вхождение во взрослую жизнь.
"Воспроизводство кадров высшей научной квалификации - жизненно важный вопрос для вузов страны". - Президент неоднократно подчеркивал, что насущной задачей является раннее погружение учащихся в осознанный выбор профессии.- Два года назад мы вернули в 8-й и 9-й классы допрофильную подготовку, постановлением Совета Министров закрепили пять направлений, по которым выпускники получили возможность поступать в вузы без экзаменов. Это педагогические, инженерные, аграрные, спортивно-педагогические и военно-патриотические классы. Сегодня уже полностью переработали для них учебные программы.Скажем, для инженерных классов ее приняли лишь в прошлом году, но уже сегодня видим, насколько она востребована и какие изменения необходимы. Речь идет о достаточно глубокой профилизации. К базовому компоненту, единому для всех инженерных классов, добавляется вариативный в зависимости от конкретной специализации, будь то робототехника или технология пищевой, легкой, нефтегазохимической промышленности.С нового учебного года каждый профильный класс будет закреплен за конкретным вузом. Раз в месяц предусмотрено обязательное практическое занятие - в вузовской лаборатории, на предприятии реального сектора экономики или на базе воинской части. Должен заметить, выпускники профильных классов более успешно сдают централизованные тесты и экзамены, осознанно выбирают профессию.- Учебные пособия - инструмент не только образования, но и воспитания. Реально ли в каждый учебник, будь то по физике или английскому языку, заложить патриотический, воспитательный потенциал?- На одном из совещаний глава государства Александр Лукашенко сравнил учебник с иконой и призвал соответственным образом подходить к их обновлению.Сегодня гриф "К изданию" не присваивается до тех пор, пока учебное пособие не получит от трех до пяти профессиональных отзывов. При переиздании капитально перерабатывается не только текст, но и иллюстративный материал, проверочные вопросы. Особый акцент на патриотической составляющей. К примеру, зачем в учебнике по английскому языку текст о Лондоне, если можно заменить его на аналогичный о Минске? Мы же хотим, чтобы наши дети рассказывали гостям о своей стране, а не расхваливали чужую.Подобный подход мы практикуем и в учебниках по естественнонаучным дисциплинам. Стремимся прививать детям гордость за нашу страну, ее достижения в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере.- Строительство новых школьных зданий - не всегда лучший способ повысить общедоступность общего среднего образования. Порой эффективнее поддерживать в надлежащем состоянии то, что имеем. Согласно утвержденному правительством плану, в ближайшие три года будет отремонтировано более 250 школ по всей стране, причем все объекты в полном объеме обеспечены бюджетным финансированием.
"Простой сельский учитель показал себя человеком с большой буквы".Принципиально изменился сам алгоритм подготовки школ к новому учебному году. Проверки состояния школьных зданий проходят теперь с февраля по апрель. К началу мая каждой школе выдается предписание об устранении выявленных недостатков. И это отнюдь не свидетельство плачевного состояния школ. Растут требования к безопасности и комфорту детей, школы обзаводятся современными спортивными комплексами, модернизируют пищеблоки, переоснащают кабинеты физики, химии, биологии, в которых проводится большое количество практических занятий.- Учитель-гражданин, патриот своей страны - центральная фигура в образовательном процессе. Как заботится министерство о его профессиональном росте?- Подчеркну, учитель-патриот - опора белорусской государственности. Серьезно занимаемся профессиональным развитием педагогов, но сейчас скажу только о конкурсе "Учитель года". Министерство образования проводит его раз в три года. Думаем о том, как повысить уровень конкурса. Убеждены, что региональные финалисты и победители должны активнее проявлять себя на всех его этапах, чаще встречаться с коллегами для обмена опытом, быть лидерами мнений.Вот как "Учитель года - 2023" Сергей Михайлович Шаминский из Довской средней школы Рогачевского района. Он одним из первых пришел на помощь в ликвидации последствий июльской стихии. Простой сельский учитель по черчению и изобразительному искусству показал себя человеком с большой буквы, гражданином и патриотом своей страны.- Говорят, снимается художественный фильм об учителе?- Спасибо Президенту за поддержку этой идеи.На первом этапе нам прислали 15 сценариев, из них отобрали три, затем произвели окончательный отбор. В помощь сценаристам сформировали группу педагогов-консультантов. Действие будет разыгрываться в обыкновенной, без прикрас сельской школе.Основная сюжетная линия картины - становление молодого специалиста. Хотелось бы показать, как непросто завоевывается авторитет классного руководителя и что взаимовыручка порой важнее, чем царица наук - математика. Очень надеюсь, что получится интересно и первый фильм о школе и учителях суверенной Беларуси станет хитом кинопроката.- Андрей Иванович, какие слова хотите сказать всем, кто учит и учится, в канун нового учебного года?- Педагогам хотел бы пожелать любить свою профессию и детей. Щедро одаривать их не только знаниями, но и душевной теплотой, заботой и вниманием, чтобы они выросли настоящими людьми, достойными гражданами нашей Беларуси. А тем, кто овладевает знаниями, - успехов в этом непростом деле, удачного выбора профессии и жизненного пути.
- Спасибо за интересный и содержательный разговор!
Наше досьеИВАНЕЦ Андрей Иванович. Родился в 1984 году в Минске. Окончил химфак БГУ. Трудился в Институте общей и неорганической химии НАН Беларуси. С 2016-го - заместитель директора института, с 2019 года - главный ученый секретарь НАН Беларуси. Являлся председателем Совета молодых ученых Академии наук.С февраля 2022 года - министр образования Беларуси.Член-корреспондент НАН. Доктор химических наук, профессор. Автор более 350 научных работ. Лауреат президентской стипендии аспирантам и талантливым молодым ученым, стипендиат Всемирной федерации ученых.| Беседовала Екатерина ДУБИНСКАЯ (специально для "Беларускай думкі").Читайте также:Как не дать себя обмануть? 10 простых правил информационной гигиеныПяць кніг, якія нядрэнна было б пачытаць разам з дзецьмі"Знал, как меня здесь примут". Иностранные студенты о том, почему выбрали Беларусь
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.