Чем рискуем, покупая в интернете? Специалист рассказал, как проверить продавца
2023-06-09 12:25
Какие товары чаще всего по интернету заказывают белорусы? Что выдает продавцов-нелегалов? Рассказывает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик.
Преимущества и недостатки
На начало 2023 года в стране зарегистрировано почти 30 тысяч интернет-магазинов, причем более 1 тысячи из них появилось в 2022-м.
- Безусловно, все они разные - есть крупные и специализирующиеся на определенных видах товаров. Тем не менее эта форма торговли очень активно развивается. Из всех зарегистрированных интернет-магазинов 49% принадлежит юридическим лицам, а остальные 50,7% - индивидуальным предпринимателям, - заявила Инна Гаврильчик.
Она отметила, что наряду с массой плюсов, у такой формы торговли есть и недостатки. Например, отсутствие личного контакта с продавцом, что повышает уязвимость покупателя, - в интернет-среде часто встречаются недобросовестные торговые практики.
Тем не менее, уверена специалист, онлайн-магазинов появится больше.
- Интернет-торговля будет расти, но не очень большими темпами, поскольку рынок насыщается и у него есть свой предел. Возможно, будет меняться его структура, а магазины станут в основном специализированными. С другой стороны, прослеживается тенденция создания маркетплейсов - площадок, на которых много интернет-магазинов и продавцов. Уже есть необходимость дополнительного правового регулирования, а также определения круга прав и обязанностей между маркетплейсами и самими интернет-продавцами, - подчеркнула начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Загляните в реестр
Инна Гаврильчик подчеркнула: еще до совершения покупки стоит проверить, есть ли выбранный интернет-магазин в торговом реестре (размещен на сайте МАРТ). Особенно должно насторожить, если продавец выставляет на товар очень низкие цены. Так обычно поступают нелегальные интернет-магазины, чтобы привлечь внимание покупателей.
- Если торговая площадка есть в этом перечне, то с большой вероятностью она работает в правовом поле и потребители вряд ли столкнутся с неприятными последствиями. В торговом реестре есть название сайта, организации либо индивидуального предпринимателя, которому принадлежит интернет-магазин, а также его местонахождение. Это означает, что покупатель сможет найти адрес, по которому необходимо обратиться в случае возникновения проблем с товаром. Если же нужного вам магазина в торговом реестре нет, скорее всего, при проблемах с товаром в общении с продавцом могут возникнуть сложности, - подчеркнула специалист.
В чем риск покупок в соцсетях?
Она обратила внимание на нарушения при покупке товаров в социальных сетях и выделила этот сегмент в отдельную группу.
- Совершение таких покупок не подпадает под закон "О защите прав потребителей". Как правило, одно физическое лицо покупает товар у другого, которое в большинстве случаев ведет нелегальную предпринимательскую деятельность. Она не относится к ремесленникам и самозанятым. Продавцы интернет-магазинов и субъекты торговли не имеют права продавать товары через социальные сети, а могут их только рекламировать, - заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Говоря о рисках покупок в социальных сетях, она выделила сокрытие информации о продавце, отсутствие связи с ним после оплаты товара, отсутствие возможности предъявить претензию, вернуть товар или деньги, уклонение от рассмотрения законных требований потребителя и возврата денег за некачественный товар, доставка товара, не соответствующего описанию в интернет-магазине, а также отказ курьера продемонстрировать качество товара.
| Материал газеты "7 дней".
Читайте также:
Каркасный или надувной? Какой бассейн лучше выбрать для дачи
Определите, где дорогая обувь, а где дешевая? Цены отличаются в десятки раз!
Специалисты рассказали, как правильно выбрать кондиционер
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.