"Человек максимально свободен только в момент появления на свет". Замглавы МИД Беларуси порассуждал о правах человека
2022-07-27 11:51
27 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Состоялось выступление заместителя министра иностранных дел Беларуси Юрия Амбразевича на пленарном заседании высокого уровня Пекинского форума по правам человека - 2022, сообщает БЕЛТА.
Дипломат отметил, что концепция прав человека в международных отношениях стала в последние десятилетия одним из наиболее серьезных поводов для разногласий. Страны, которые причисляют себя к либеральным демократиям, уверяют, что именно их взгляд на права человека является единственно верным и именно такие подходы предопределили их успех в развитии. Более того, они утверждают, что нарушения прав человека, в их понимании, сдерживают развитие и делают невозможным достижение Целей устойчивого развития.
О том, почему права человека не зависят только от него самого
Юрий Амбразевич констатировал, что дебаты о том, справедливы ли претензии либеральных демократий на финальную истину, идут давно, и Беларусь является страной, которая отстаивает собственную точку зрения, не оспаривая при этом ценность концепции прав человека как таковой.
"Сама по себе концепция прав человека как понимание правил, обеспечивающих защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека от чьего-либо произвола и образующих основу правового статуса личности, остается только теорией, если человеку не обеспечено его главное основное право - право на достойную жизнь без страданий. Только в этом случае все остальные права человека имеют смысл в прямом физическом смысле, - подчеркнул дипломат. - Как только человек рождается, он тут же становится членом общества. Его права уже не зависят только от него самого. Они встроены в сложную общественную структуру, в которой через создаваемые обществом государственные институты поддерживается равновесие между свойственными человеческой природе эгоизмом и физическими различиями, с одной стороны, и пониманием общего блага, свойственным этому конкретному обществу, с другой".
О социальной справедливости
Понимание общественного блага формируется в каждом обществе индивидуально на основе исторических особенностей развития, отметил белорусский дипломат.
Краеугольным понятием, определяющим сущность общественного блага, является доминирующее в обществе понятие о социальной справедливости. "Социальная справедливость - это всегда сложный и неоднозначный выбор о возможности поддержки обществом уязвимых и отстающих, о создании равных условий для развития. Социальная справедливость - это всегда об уровне перераспределения доходов в обществе и о соотношении индивидуальных и общественных интересов, которые часто не совпадают. Таким образом, общественное благо - это всегда ограничения на индивидуальные интересы, уровень которых принят в обществе", - сказал Юрий Амбразевич.
"Пожалуй, человек максимально свободен и легально уполномочен на свой безграничный эгоизм только в момент появления на свет. Чем дальше мы от утробы матери, тем больше проявляются накладываемые обществом ограничения", - подчеркнул замминистра.
О государстве-доноре в развитии человека
Замглавы МИД отметил, что все эти размышления логично завершаются очевидным выводом о том, что именно конкретное общество, чаще всего в лице государственных институтов, является донором как развития человека, так и гарантом реализации его прав в объемах, определенных понятием общественного блага.
"В сущности, любое государство, будь то либеральная демократия или абсолютная монархия, стремится обеспечить защиту прав и свобод человека, поскольку оно заинтересовано в развитии каждой личности, в задействовании его творческой энергии, в поддержании общества в стабильном и бесконфликтном состоянии, в устойчивом росте коллективного благосостояния через суммирование индивидуальных историй успеха. Одновременно любое государство априори является структурой, порожденной обществом с целью поддерживать доминирующее понятие об общественном благе, в том числе путем насилия", - заявил Юрий Амбразевич.
Он констатировал, что государственное регулирование индивидуальных и общественных интересов (если необходимо, и под принуждением), ежедневно осуществляется во всех странах без исключения, будь то США, Германия, Беларусь, Китай или Саудовская Аравия. При этом все страны различаются по содержанию доминирующих понятий об общественном благе, о социальной справедливости, о равновесии индивидуальных и общественных интересов, а также в понимании приемлемого уровня насилия со стороны власти.
О невозможности выработки идеального международного стандарта
Попытка универсализировать концепцию прав человека через создание международных договоров фактически провалилась, заявил белорусский дипломат.
"Достаточно вспомнить, что одни из наиболее яростных защитников универсализма США, например, являются участниками только трех из девяти ооновских конвенций по правам человека. Поэтому вторым выводом из вышеизложенного является отсутствие возможности нахождения универсального консенсуса о некоем идеальном или приемлемом международном стандарте выполнения концепции прав человека", - сказал Юрий Амбразевич.
"Отстаивая полную обоснованность в нашем анализе классического вопроса "А судьи кто?", в качестве третьего вывода необходимо прямо заявить об отсутствии возможности создания универсального международного арбитра для определения уровня соответствия того или иного государства международным документам в сфере прав человека", - подчеркнул замминистра.
По его словам, эти выводы доказывают, что претензии так называемых либеральных демократий, а также проплаченных ими международных структур на монополию оценок в отношении действий конкретных государств в сфере прав человека не обоснованы, а их оценки субъективны.
О десакрализации концепции прав человека в международных отношениях как утопии
Не выдерживает критики, продолжил Юрий Амбразевич, и тезис о невозможности социально-экономического успеха стран, которые подвергаются субъективной и политизированной критике либеральных демократий в сфере прав человека. В этой связи он отметил впечатляющий успех Китая по полному искоренению в стране крайней бедности в течение последних 8 лет.
Дипломат высказал уверенность, что концепция прав человека, применяемая в конкретной стране с учетом ее особенностей, может и должна служить ее устойчивому развитию. "Международное сотрудничество по вопросам прав человека также может служить этой задаче при условии, что оно дополняет национальные усилия и направлено исключительно на совершенствование национальных практик, - сказал он. - К сожалению, в современных международных отношениях тема прав человека служит основой для экономических санкций и даже гибридных войн. Международное измерение концепции прав человека не только не способствует глобальному достижению ЦУР, но и, напротив, реально тормозит его".
"Соответственно, предлагается в дальнейшем вести речь о десакрализации концепции прав человека в международных отношениях как утопии, не поддающейся реализации на практике", - заявил Юрий Амбразевич.
Кроме того, он предложил работать над деинструментализацией международных отношений по теме прав человека и постепенным полным переводом международного сотрудничества в формат добровольных обзоров по примеру Универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека.
Пекинский форум по правам человека - это глобальный правозащитный форум, который проводится по инициативе Китайского общества исследований в области прав человека с 2008 года. Мероприятие объединяет политиков, высокопоставленных чиновников, известных экспертов по правам человека из многих стран, регионов и международных организаций. Пекинский форум 2022 года посвящен теме "Совместная работа по достижению более справедливого, равноправного, разумного и инклюзивного глобального управления правами человека".-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.