"Было сложно, но мы старались выживать". Заводчане "Белкоммунмаша" о сложных 90-х и современных электробусах

2023-11-15 13:04
15 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Работники BKM Holding в YouTube-проекте БЕЛТА "По факту: решения Первого" рассказали, как предприятие выстояло в сложные 90-е годы и какая обстановка на заводе складывается сейчас.
Оператор станков с программным управлением Олег Мажайский уже 40 лет вытачивает самые разнообразные детали. Он пришел на предприятие в 80-е годы, когда производство, по его словам, было совсем примитивное. В 90-е ситуация лишь усугубилась. "Были потеряны связи, многие предприятия стояли. Но наши старались выживать. Брались за любую работу, которую предлагали на заводе, чтобы была зарплата, чтобы люди не покидали завод, чтобы сохранить рабочий коллектив. Трудно было, но работали, - отметил заводчанин. - Мне нравится, когда из металла получается деталь. Я люблю свое дело. Тем более сейчас такие хорошие станки: сами все делают. Это интересно". В середине 1995 года завод посетил Александр Лукашенко, только-только ставший главой государства. Ситуация на "Белкоммунмаше" была без преувеличения критической. Принятые тогда по поручению Президента меры спасли завод. "Президент тогда приезжал к нам первый раз. Он прошел по центральному проходу, где был механический цех обработки. Интересовался всем. Прошелся по заводу, посмотрел. Впечатление осталось хорошее", - вспоминает оператор станков.

Распределитель работ участка термообработки и литья Галина Бондарь уже на заслуженном отдыхает, но все еще работает на предприятии. Никак не может расстаться с производством, признается она. До пенсии она работала здесь гальваником. "В 90-е годы было непростое время. Только замуж вышла, родила ребенка. Помним все эти талоны, спецпитание детям выдавалось", - рассказывает о том периоде Галина Бондарь.

Галина Бондарь. Скриншот видео
По ее словам, в те годы предприятие занималось всем от выпуска смесителей до производства спецтехники. "Я занималась гальванопокрытием: цинкованием, никелированием, хромированием деталей. Когда вешаешь деталечки, они одного цвета, а после покрытия уже совсем другие, и радуешься, что это дело твоих рук", - улыбается заводчанка. Оптимизм появился в 1995 году, вспоминает она, когда завод начал активно выпускать троллейбусы. "Тогда у нас работа закипела, все закрутилось, завертелось. Особенно последние два года работа кипит-бурлит, - признается Галина Бондарь. - Ой, столько гордости: постоянно, когда еду в транспорте - в троллейбусе или в трамвае, смотрю, что же здесь я сделала, что я здесь покрывала на гальванике". Олег Мажайский тоже любит уже ставшую родной технику. "Начиналось с малого. Сейчас дошли до такого вот уровня. На душе приятно, что в этом есть и частица твоего труда. И для города это хорошо - современные, красивые машины", - с гордостью отзывается заводчанин об электробусах.

Второй раз Президент побывал на "Белкоммунмаше" в начале 2009 года. Александр Лукашенко осмотрел производственные линии, пообщался с рабочими и инженерами. Глава государства подчеркнул, что на опыте "Белкоммунмаша" можно поучиться, как работать в сложных условиях. Президент заявил, что намерен каждую неделю посещать белорусские предприятия, знакомясь с тем, как они преодолевают негативные последствия мирового финансового кризиса. "Впечатления очень хорошие, мне есть с чем сравнивать. В 95-м это было ремонтное предприятие, где ржавчину снимали с кузовов, доводили до ума и выталкивали эти троллейбусы и трамваи снова на линию. А сейчас создают новейшие машины. Приятно, что в этих условиях человек не просто планирует, и коллектив видит свою перспективу. Поэтому поучиться надо, как в сложных условиях работать", - заявил тогда Президент. В этом году "Белкоммунмаш", а ныне BKM Holding, отметил свой полувековой юбилей. Будучи в советские годы обычной ремонтной мастерской, предприятие превратилась в одного из ведущих производителей пассажирского электротранспорта на постсоветском пространстве. Белорусские троллейбусы и электробусы работают практически в 50 регионах ближнего и дальнего зарубежья. География охватывает территорию России от Калининграда до Хабаровска и от Мурманска до Сочи. Городской электротранспорт из Беларуси известен в Украине, Грузии, Боснии и Герцеговине, Латвии, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане, Сербии, Молдове, Болгарии и даже в Аргентине.-0-