"Был уверен, что заниматься этим не стану". Репортаж из единственной в мире школы уникальных мастеров-сканистов
В этом белорусском семействе принято выбирать одну из самых редких профессий в мире. Из примерно 15 сканистов на всей планете четверо гордо носят фамилию Тесля. В их мастерской кропотливая работа над шкатулками, иконами, картинами и панно может длиться в полнейшей тишине почти по 20 часов несколько месяцев подряд. Мы посмотрели, как из деревянной стружки рождаются шедевры, и узнали, почему поиск нужных материалов нередко превращается в квест, а незаконченные проекты мастера стараются не показывать никому.
"Был уверен, что заниматься этим не стану"
Виталий Тесля в детстве часто бывал в мастерской Владимира Цекунова – человека, фактически придумавшего сожскую скань. Мальчишкой после школы прибегал туда, где старший брат Владислав терпеливо овладевал тонкостями бесподобно красивого вида искусства, и каждый раз думал: уж он-то таким скучным делом заниматься никогда не станет.
– Однажды, когда я опять пришел в мастерскую, брат подначил меня: покажи, как сам сможешь. Я попробовал раз, второй.... Тогда, наверное, впервые и почувствовал к сожской скани интерес. Но втянулся в это дело, когда уже стал постарше и понял: в этой технике получится делать то, что больше никто не сможет. Теперь без скани не могу. Пробовал как-то бросить, но не получилось – тянет, нравится, – объясняет Виталий.
Он помнит, как в 1990-е возрождали сожскую скань. Владимир Цекунов в одном из монастырей увидел древнюю икону, сделанную в похожей технике, и решил вернуть ее к жизни.
А фактически стал создателем нового.
– Владимир Валентинович озвучил идею знакомым мастерам с заводов. Это были хорошие специалисты, своего рода Кулибины. Они загорелись мыслью создать станок, который мог бы делать тончайшие кружева из дерева. Конечно, получилось далеко не с первого раза – детали постоянно дорабатывали, – рассказывает Виталий Тесля.
Сейчас таких станков для обработки дерева у белорусских сканистов около двух десятков. И все они разные.
– Каждый мастер под себя станок подстраивает. Поэтому на чужом практически невозможно сразу начать работать – нужно время привыкнуть, перестроиться. Некоторые станки сильно отличаются от остальных, другие кажутся очень похожими, но у каждого из них свой характер. Ни один сканист не даст другому пользоваться личной машиной – она ведь подогнана под него индивидуально, – отмечает мастер.
"Работать – только в хорошем настроении"
Как стала около 30 лет назад Гомельщина местом, где находится единственная в мире школа мастеров сожской скани, так им и остается. Сканистов в мире немного – едва наберется полтора десятка. И учеников они брать, как правило, не хотят. На это есть причины.
– Ученики после овладения всеми тонкостями работы с деревом уходят и часто уносят идеи своих учителей. Воплощают эти задумки, выставляют на продажу по более низким ценам. Получается, конкуренция растет, а стоимость работ падает. Но продавать их задешево совсем не хочется, ведь сожская скань – сложная техника. Она требует очень много времени и сил, – уверяет Виталий.
Это только со стороны кажется: нет ничего проще, чем клеить деревянную стружку на основу из такого же материала. На самом деле такая кропотливая работа не каждому подвластна. Стружка очень тонкая и хрупкая, от излишнего нажима может сломаться. А еще, уверяет Виталий Тесля, в процессе творчества важно быть в хорошем настроении. Если его нет, сутками можно сидеть над панно или иконой, а толку ноль.
– Я могу и по 12, и по 20 часов работать без перерыва, когда есть вдохновение. Но если чувствую, что настроение портится, то откладываю работу, иначе ее можно просто испортить, – объясняет он.
По 10-12 часов кряду может творить в полной тишине и его сестра Светлана. Ее сожской сканью, как и Виталия, увлек брат Владислав.
– Уже 20 лет творю как на одном дыхании, – признается она. – Идей всегда много. Когда задумываю что-то новое, появляется такой сильный азарт, что могу спать по два часа в сутки. Нравится сам процесс создания необычных вещей. Есть какое-то особое удовольствие в том, чтобы сделать то, что еще никто до тебя не смог. Очень люблю свою работу. Скучаю по ней, если вдруг получается взять даже небольшой отпуск.
Позже всех к сканистам присоединилась жена Виталия Тесли – Надежда. Поначалу она только смотрела, как тот работает. Потом начала понемногу помогать. А сейчас участвует в проектах семейной мастерской вместе с остальными.
Квест "Найди дерево"
Едва ли не самое сложное во всем подготовительном процессе у сканистов – найти нужное дерево. У каждого – своя текстура и цветовая гамма. Колер во многом зависит от возраста дерева и способа его сушки. Например, стружка из любимого материала Виталия Тесли – каштана – может иметь оттенки от белого до нежно-желтого. Но мастера при задумке очередного шедевра ориентируются не только на цвет, нужный для воплощения идеи, а учитывают и то, как работается с разными породами дерева.
– Дуб и красное дерево сыпятся. Стружку из них делать очень сложно, поэтому используем эти породы только в небольших деталях работ. Легче иметь дело с каштаном, рябиной, грушей, сливой, вишней, кленом. А вот ель и сосну стараемся не брать – это очень коварный материал. Непонятно, как даже через полгода поведет себя стружка из него. К тому же в древесине ели и сосны иногда остается смола. Ее поначалу не видно, а потом она просачивается через лак и оставляет пятна на картине. Мы не хотим рисковать, поскольку всегда отвечаем за качество своей работы. У нас есть правило: даже если делаем что-то на заказ, эта вещь должна понравиться человеку. Если в душу ему не западает – клиент может ее не выкупать, – объясняет Виталий.
Спилы деревьев попадают в мастерскую Тесля разными путями. Самый важный источник информации о том, где взять материал для будущих шедевров, – сайт регионального филиала Минэнерго. Там график отключения электросетей из-за обрезки крон деревьев в окрестностях Кореневки, где живут сканисты, расписан на полторы недели вперед – с указанием не только точного адреса, но и времени. Ремесленники выезжают на эти места пораньше, чтобы присмотреть нужные породы. Пополняется их коллекция заготовок и благодаря друзьям, знакомым: те, как только услышат о плановой вырубке в своей деревне, – тут же звонят Теслям.
– Для работы подходит не всякое дерево. Минимальная толщина веток – пять сантиметров, спил должен быть только свежий. Дерево нужно правильно выдержать и высушить, чтобы потом из тонких пластинок на станке вырезать стружки нужных форм и размеров. Но и тут не угадаешь. Вроде бы правильно все сделал, а режешь пластинку – многое в опилки уходит. Или пересушил слегка дерево – оно сыпаться начинает. И даже когда кажется, что палка идеально подготовлена к работе, бывает, она не режется – и все тут.
Дерево надо уметь чувствовать и принимать: никогда нет гарантий, что у нас с ним что-то получится создать вместе, – философски замечает Виталий Тесля. – Только когда сделать нужные детали получилось, их пинцетом раскладывают на поверхности и приклеивают лаком. Работа ювелирная!
Как рождаются шедевры
Над тончайшей работы шкатулками, иконами, картинами и панно мастера корпят минимум три дня. Но чаще при создании шедевров речь идет о месяцах. И это только для того, чтобы уложить разноцветные стружки в нужную картину и покрыть лаком. Если же брать все ее производство от начала до конца, включая поиск подходящих пород деревьев, то уходит около года. И все это время сканисты Тесля стараются никому не показывать незаконченную работу. Виной здесь семейное суеверие.
– Бывало, показывали уже почти завершенный проект, и после он переставал идти. Очень сложно становилось доделать работу, и причину никто не понимал. Поэтому решили для себя, что показываем только законченные проекты, – говорит Виталий.
Над крупными работами трудится не один мастер. Например, икону шириной метр и длиною два для храма Всех Святых в Минске сутки напролет делало все семейство Тесля.
– Эти три месяца мы спали максимум по пять часов, не больше. Икону разделили по секторам, каждому мастеру выделили свой. Оптимизировали процесс так, чтобы дополнять друг друга, привносить в работу лучшее, что умеет делать каждый из нас. У сканистов свои сильные стороны, это обязательно нужно учитывать в общем проекте, – объясняет Виталий.
Он отмечает, что иконы – самые сложные в исполнении работы. Необходимо точно подобрать палитру цветов для лика, облачения. Но все представители семейства Тесля сходятся здесь в одном: чем сложнее дело, тем интереснее.
Икона "Спас Нерукотворный" – одна из последних работ. Ее тоже делали всей мастерской. Около полутора месяцев из стружек толщиной от двух до пяти миллиметров "плели" кружевами лик. Очень тщательно подбирали цвета и породы деревьев. Для создания этой иконы пришлось даже пойти на исключительную меру – добавить немного красителя в материал. Обычно сканисты Тесля этого себе не позволяют, выступая за исключительную натуральность работ.
– В этой иконе мы использовали, кажется, все возможные породы деревьев. Желтоватый – это каштан, розовый – крушина, зеленый – уксусное дерево, коричневые оттенки – ольха или рябина. Краситель добавляли только для глаз – у нас в стране деревья с голубой древесиной не растут, – объясняет Виталий. "Спас Нерукотворный" хранится в мастерской. Семейству эта работа нравится, хотя уже сейчас понимают, где можно было сделать по-другому.
– На своих проектах и учимся. Мы ведь до сих пор считаем все себя учениками, – констатирует мастер. – Многое хотим попробовать. Несколько лет уже откладываем идею создать китайского дракона в технике сожская скань – свободного времени на это пока нет, отдаем приоритет заказам. Хочется сделать портрет по фотографии. Это очень сложная работа, потому что у дерева есть нюанс: оно меняет цвет при покрытии лаком, иногда может заметно потемнеть. А ведь всегда хочется, чтобы изделие радовало людей, нравилось не только тебе, но и им.
"Дарят тем, у кого уже все есть"
Мастера из Кореневки за годы работы создали уникальный стиль: они объединяют в одном изделии резьбу по дереву и скань. Получаются произведения искусства, которые украшают галереи, музеи, частные коллекции. А еще их преподносят в дар знаменитостям.
– Знаем, что наши шкатулки, портреты и иконы получали Борис Ельцин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Валентина Матвиенко, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Филарет, Папа Римский, английская королева Елизавета II. О том, что наши работы отправляются к известным людям, чаще всего узнаем от тех, кто им эти подарки заказывает или покупает. Но бывают сюрпризы. Например, совершенно случайно узнали, что одна из шкатулок отправилась к лидеру КНР. Просто включили телевизор и попали на сюжет, где показали, как ее вручали Си Цзиньпину. Я говорю жене: вроде на нашу шкатулку похожа. Увеличили кадр – точно она, – рассказал Виталий.
Работы из мастерской Тесля дарят и менее известным персонам. Объединяет их в основном одно – все из категории "у меня уже все есть".
– Таких удивить крайне сложно, но очень хочется. Поэтому им и дарят сожскую скань. Это полнейший эксклюзив: риск того, что у человека уже есть подобная вещь, сведен к нулю, – объясняет мастер.
Чтобы посмотреть на удивительные предметы, выполненные в уникальной технике, иностранцы специально приезжают к сканистам. Целая делегация из Казахстана прибыла недавно в Гомель – заключить договоры. В Кореневку же гости приехали, чтобы полюбоваться сожской сканью – о ней были уже наслышаны. А увидев замысловатые узоры, ахнули: изумительной красоты работы!
Семейное дело Тесля есть кому продолжить. Искусству создания сожской скани учатся дети Надежды и Виталия – Настя и Паша. Они уже сейчас помогают родителям в подготовке материалов для работы и делают простые, небольшие картины. Но оба признаются: мечтают когда-нибудь стать авторами шедевров, как мама и папа.
Проектсоздан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Елена ИВАШКО, фото - Сергей ХОЛОДИЛИН