БЕЛАЗ открыл полигон для испытаний дизель-троллейвозов

2021-06-22 12:40
22 июня, Жодино /Корр. БЕЛТА/. Сегодня БЕЛАЗ открыл полигон для испытаний дизель-троллейвозов, а также представил опытную модель такой техники, передает корреспондент БЕЛТА. Открытие полигона позволит предприятию провести качественные испытания дизель-троллейвозов и предложить потребителям комплексные решения по поставке инновационной техники со всей необходимой инфраструктурой под ключ.
Для испытаний дизель-троллейвозов на территории предприятия смонтирована контактная троллейная линия общей протяженностью более 400 м, установлены 33 опоры, а также тяговая подстанция мощностью 1,8 МВт. Контактная сеть смонтирована в том числе на протяжении самого сложного участка трассы - подъема. В качестве карьерного самосвала для изготовления дизель-троллейвоза выбран флагман в семействе грузоподъемности 220 т - карьерный самосвал БЕЛАЗ-75306.

Дизель-троллейвоз БЕЛАЗ-7530Е оснащен новой системой управления тяговым электроприводом, а также имеет ряд особенностей по сравнению с обычным исполнением. В частности, напряжение в троллейном режиме передается от контактной сети на тяговые электродвигатели самосвала, минуя генератор. Машина оборудована пантографами (токосъемниками), установлен дополнительный силовой шкаф с элементами системы защиты и диагностики с жидкостным охлаждением (совместная разработка ОАО "БЕЛАЗ" и ОДО "СТРИМ", Могилев), внедрены органы управления троллейным режимом, а также установлено адаптивное программное обеспечение. В торжественной церемонии открытия полигона и демонстрации техники приняли участие министр промышленности Беларусь Петр Пархомчик, председатель правительства Сахалинской области Алексей Белик, генеральный директор ОАО "БЕЛАЗ" Сергей Никифорович, а также представитель потенциального заказчика опытной партии дизель-троллейвозов председатель совета директоров Восточной горнорудной компании Олег Мисевра.

"Наши предприятия связывает долгая дружба. Представители компании БЕЛАЗ неоднократно бывали на Сахалине. Сегодня мы можем гордиться нашей совместной работой и теми результатами, которых Восточная рудная компания добилась за последние годы. Я очень рад, что они выбрали именно белорусское предприятие, которое с честью выполняет поставленные задачи. БЕЛАЗ всегда занимался бурной инновационной деятельностью. И сейчас мы присутствуем в реализации одного из уникальных проектов в сфере зеленых технологий. Заказчиком этих технологий выступают наши друзья из Сахалина, - сказал Петр Пархомчик. - Для того чтобы конструкторы могли воочию почувствовать это новое направление, понадобилось создать испытательный полигон, на котором можно произвести все необходимые доработки и выполнить задачи, которых требуют эти технологии. Уверен, что у БЕЛАЗа все получится". В свою очередь Олег Мисевра отметил, что с БЕЛАЗом у компании действительно давние отношения. "Мы начали сотрудничать еще много лет назад, где-то с 2000 года, и сейчас продолжаем совместную плодотворную работу. Мы - инновационная компания и стараемся применять различные современные технологии. Данная новая техника БЕЛАЗ будет задействована сначала на наших предприятиях, а потом, уверен, на всех предприятиях Беларуси, России и мира в целом", - подчеркнул он. По его словам, компания отдала предпочтение белорусской технике, несмотря на то, что на предприятии используются машины и других производителей. "Из 120 единиц техники порядка 100 единиц - это БЕЛАЗ", - добавил председатель совета директоров компании.

"Наши страны объединяют добрососедские отношения, мы давно зарекомендовали себя как надежные партнеры. Сегодня мы открываем новую линию, которая на территории Сахалинской области призвана создать принципиально новое направление по углеродной нейтральности. Наш регион вошел в пилотный проект Российской Федерации по углеродной нейтральности, и тот продукт, который мы сегодня видим, - это частичка общей цели, к которой мы идем. С точки зрения развития предприятия это прорыв в будущее", - констатировал Алексей Белик. Сергей Никифорович отметил, что запуск полигона по испытанию дизель-троллейвозов - значительный рывок в целом в индустрии производства карьерной техники. "Запуск таких машин - перспективное направление развития карьерной техники БЕЛАЗ, учитывающее мировые тенденции по использованию альтернативных источников энергии. Эксплуатация дизель-троллейвоза способствует сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшению экологической обстановки в карьерах и прилегающих регионах. Мы предлагаем комплексные решения по организации всей необходимой инфраструктуры. И верим, что именно такой подход поможет нашим потребителям увеличивать производительность и снижать стоимость перевозок", - сказал он.

Присутствовавшие на мероприятии высоко оценили не только научно-технический, бизнес-потенциал, но и экологический потенциал разработки. Петр Пархомчик и Алексей Белик пообещали приложить все усилия для того, чтобы помочь проекту реализоваться и стать ярким примером взаимовыгодной межгосударственной кооперации. Их поддержал и ключевой на текущий момент бизнес-партнер проекта. Олег Мисевра заявил: "Как потенциальный, заинтересованный заказчик мы стараемся быть максимально вовлечены в ход разработки и тестирования новинки. Сейчас как раз активно обсуждаем с белорусской стороной проведение опытно-промышленной эксплуатации машины на Солнцевском разрезе. Надеюсь, при всесторонней административной поддержке все получится". Согласно предварительным договоренностям сторон в 2022 году на территории Солнцевского угольного разреза в Углегорском районе Сахалинской области появится соответствующая инфраструктура для проведения комплексных эксплуатационных испытаний самосвалов в дизель-троллейном исполнении. Со своей стороны Восточная горнорудная компания планирует на первом этапе переоборудовать для работы с питанием под троллейной линией часть эксплуатируемых самосвалов БЕЛАЗ-75306, а в дальнейшем при успешном достижении заявленных технико-экономических показателей будет рассмотрена возможность расширения эксперимента вплоть до полного перевода всего парка таких машин.

Министр промышленности Петр Пархомчик
Что касается преимуществ дизель-троллейвозов, во-первых, это современно. Мировая горнодобывающая отрасль приходит к внедрению более экологичных машин. Дизель-троллейвозы - перспективное направление развития карьерной техники, учитывающее мировые тенденции по использованию альтернативных источников энергии. Во-вторых, это экологично. Использование такой техники способствует сокращению выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшению экологической обстановки в карьерах и прилегающих регионах. В-третьих, это выгодно. До двух раз увеличивается скорость дизель-троллейвоза на подъеме под контактной сетью, до 80% снижаются расходы на топливо при движении под контактной сетью, до 20% повышается производительность. Также снижаются затраты на обслуживание дизельного двигателя и его систем, увеличивается интервал технического обслуживания. В-четвертых, это перспективно. С ростом стоимости нефти и дизельного топлива актуальность использования дизель-троллейвозного транспорта будет только расти. А стремление горнодобывающих предприятий к увеличению производительности и снижению стоимости перевозок придаст новый импульс развитию энергоэффективных технологий.

В планах предприятия вместо двигателя применить в составе дизель-троллейвозов накопители на базе аккумуляторов или конденсаторов, что позволит создать полностью зеленый транспорт, свободный от вредных выбросов. Зарядка накопителей предполагается во время движения под контактной сетью и на спуске, а удельная емкость аккумуляторных батарей и количества их циклов заряда-разряда будет увеличена в несколько раз. Есть все основания полагать, что такое техническое решение станет востребованным. БЕЛАЗ планирует не только предлагать потребителям дизель-троллейвозную технику, но и помогать с организацией инфраструктуры для ее качественной работы. Впервые дизель-троллейвоз был собран на БЕЛАЗе еще в советские времена, в 1964 году. Через два года новинку - 65-тонный БЕЛАЗ-Э524 - доставили на кузбасский угольный разрез Красногорский. Спустя два десятилетия БЕЛАЗ сделал следующую попытку запустить троллейвозы в серийное производство. В 1987 году с конвейера сошли два дизель-троллейвоза БЕЛАЗ-75195 грузоподъемностью 110 т. Их тестировали горняки Куржункульского железорудного рудника, расположенного в Казахстане. Испытания прошли успешно, но осуществлению амбициозных планов по производству техники будущего помешал распад СССР.-0-

БЕЛАЗ представил опытный образец новейшего электросамосвала Фото Оксаны Манчук