Амбразевич: Комитет по правам человека ООН проводит политику вмешательства во внутренние дела суверенного государства

2022-10-19 15:51
19 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Сенаторы на десятой сессии Совета Республики Национального собрания седьмого созыва одобрили законопроект "О денонсации Республикой Беларусь Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах", передает корреспондент БЕЛТА. Данный законопроект рассматривается с учетом правоприменительной практики и самовольного расширения Комитетом ООН по правам человека своих полномочий, которые создали дополнительные необоснованные обязательства для нашей страны. Белорусская сторона продолжит выступления на международных площадках в качестве активного сторонника международного сотрудничества по вопросам реализации и защиты прав человека, осуществляемого на принципах равноправия и невмешательства во внутренние дела.
Законопроект представил заместитель министра иностранных дел Юрий Амбразевич. Документ разработан Министерством иностранных дел в координации с заинтересованными госорганами и направлен на защиту национальных интересов Беларуси в политической и правовой сфере, отметил он.

"Факультативный протокол вступил в силу для Беларуси 30 декабря 1992 года. При оформлении участия в факультативном протоколе правительство Беларуси исходило из целесообразности максимального использования экспертного потенциала комитета ООН по правам человека для совершенствования национальной системы государственных и общественно-политических отношений, в частности обеспечения и защиты прав человека. Участие Беларуси в факультативном протоколе, как представляется с позиций сегодняшнего дня, сыграло свою положительную роль в решении названных задач", - рассказал замминистра.

Однако, с 2000-х годов взаимодействие Беларуси с комитетом в рамках факультативного протокола характеризовалась нарастающим расхождением в толковании его функции и мандата по рассмотрению индивидуальных сообщений. "Ожидалось, что независимые международные эксперты будут беспристрастно рассматривать индивидуальные сообщения граждан Беларуси, принимать по ним соображения, которые в последующем могут быть использованы нами в целях совершенствования национальной системы. В реальности же с момента присоединения Беларуси к факультативному протоколу комитет значительно отошел в практике своей работы от строгого соблюдения положений текстов пакта и протокола, и неоднократно без запрашивания мнений государств-членов толковал их положения, расширяя свои полномочия. Без какого-либо согласованного в рамках должной межправительственной процедуры мандата КПЧ фактически сформировал собственное понимание положений пакта и факультативного протокола по определенным вопросам и начал использовать такой анализ, как источник права в своей деятельности, - подчеркнул Юрий Амбразевич. - Ссылаясь на несогласованные в межправительственном порядке нововведения в правилах процедуры, комитет ввел в свою работу контролирующие полномочия и стал позиционировать себя как орган защиты конкретных авторов сообщений. При этом ни пакт, ни факультативный протокол не придают решениям КПЧ по индивидуальным сообщениям юридически обязывающего характера". Такие нововведения в работе комитета, явно выходящие за его изначальный мандат, по своей сути являются вмешательством в компетенцию национальных правоохранительных систем и преследуют цели оказания политического давления на национальные судебные системы, констатировал Юрий Амбразевич. "Цель ясна - добиться реализации решений КПЧ в рамках сформированных его собственной практикой доктринальных подходов, определенных доминированием Запада в структурах ООН. Одна из наиболее системных проблем в нынешней работе КПЧ состоит в том, что комитет на постоянной основе в нарушение требований факультативного протокола не соблюдает правила о приеме индивидуальных обращений от граждан Республики Беларусь к рассмотрению. Прежде всего в плане признания факта неисчерпанности внутренних средств защиты. Несмотря на возражения правительства, комитет признает жалобы приемлемыми и рассматривает их по существу. Такая позиция КПЧ, помимо создания неприемлемого с точки зрения международного права фактора вмешательства во внутренние дела суверенного государства со стороны экспертного органа в нарушение определенных ему полномочий, не обеспечивает Беларуси минимально достаточных возможностей эффективной защиты и отстаивания прав национального правительства в рамках процедуры рассмотрения индивидуальных обращений", - пояснил замминистра.

"Республика Беларусь неоднократно информировала КПЧ о неприемлемости его действий в части расширительного толкования его полномочий и использования анализа собственной практики в качестве источника применимого права в дополнение к положениям пакта и факультативного протокола. Тем не менее деятельность комитета свидетельствует о занятии этим органом позиции, которая кардинально расходится с толкованием положений пакта и факультативного протокола нами, Республикой Беларусь. С учетом отсутствия перспектив для возвращения деятельности КПЧ по вопросу рассмотрения индивидуальных жалоб в строгое соответствие с положениями факультативного протокола, согласие на соблюдение которых Беларусь выразила еще в 1992 году, дальнейшее участие Беларуси в факультативном протоколе предлагается признать нецелесообразным", - добавил Юрий Амбразевич. Замминистра подчеркнул: такую позицию республиканских органов госуправления поддержали и депутаты Палаты представителей. "Республика Беларусь продолжит оставаться участницей международного пакта о гражданских и политических правах и активным сторонником международного сотрудничества по вопросам реализации и защиты прав человека, осуществляемого на основании принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела в целях дальнейшего совершенствования национальной правовой системы и правоприменительной практики", - констатировал Юрий Амбразевич.-0-