ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 24 декабря 2024
Минск-Уручье -2°C
Все новости
Все новости
Круглый стол
06 апреля 2022, 11:00

Удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке Беларуси. Ценовое регулирование

Ситуация на потребительском рынке Беларуси в целом стабильная, контролируемая и управляемая. Проблем с насыщением внутреннего рынка товарами нет. В стране производится большое количество товаров потребительского спроса, особенно продуктов питания. Остатки продукции в стабилизационных фондах соответствуют плановым показателям. Производитель, торговля, логисты взаимодействуют и обеспечивают поставки продукции в необходимых объемах.

Об удовлетворении потребительского спроса на продовольствие и товары легкой промышленности, а также о регулировании цен рассказали участники круглого стола.

Участники:

Наталья Мельникова Начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Алексей Зубович Начальник аналитического управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Мария Климова Заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Игорь Груцо Начальник управления координации поставок товаров на внутренний рынок и внешнеторговой деятельности концерна "Белгоспищепром"
Елена Романовская Главный специалист управления внутренней торговли и выставочной деятельности концерна "Беллегпром"

"Беллегпром": мы полностью готовы закрыть потребности внутреннего рынка

"Беллегпром" полностью готов закрыть потребности внутреннего рынка. Об этом сказала во время круглого стола "Удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке Беларуси. Ценовое регулирование" в пресс-центре БЕЛТА главный специалист управления внутренней торговли и выставочной деятельности концерна Елена Романовская.

"Возможности "Беллегпрома" огромны. Вся продукция, которую изготавливают предприятия концерна, является импортозамещающей. Сложно найти какой-то ассортимент гардероба, который мы не можем произвести внутри страны. У нас достаточно предприятий, которые способны удовлетворить спрос потребителей", - сказала Елена Романовская.

По ее словам, сейчас для белорусских предприятий открываются новые возможности. "У нас есть небольшое отставание по fast fashion, но мы перестраиваемся. Возрастает внутриотраслевая кооперация. На постоянной основе мы изучаем рынок, кто уходит, чем мы можем заменить, а также потребительский спрос. Мы полностью готовы закрыть внутренние потребности рынка", - подчеркнула специалист.

Также Елена Романовская отметила, что по многим позициям открывается масштабный российский рынок и предприятия концерна готовы занять освободившиеся ниши.

Минсельхозпрод: предпосылок для ажиотажного спроса нет ни по молочным, ни по мясным консервам

Предпосылок для ажиотажного спроса нет ни по молочным, ни по мясным консервам. Об этом сказала во время круглого стола "Удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке Беларуси. Ценовое регулирование" в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Мария Климова.

По словам Марии Климовой, обеспечивается положительная динамика производства. В феврале этого года темп роста переработки молока составил 102,5%, производства масла сливочного - 102,6%, жирных сыров - 106%, в том числе твердых и полутвердых сыров - 105%, мягких сыров - 113%, цельномолочной продукции - 105,2%, творога - 106,5%. "Молочные консервы в последние два месяца пользовались повышенным спросом. Хочу заверить, что такой продукции на складах достаточно. Запасы достигают более 40% от месячной потребности внутреннего рынка, при этом мы производим в 4,5 раза больше, чем потребляем. Предпосылок для ажиотажного спроса и панических покупок нет ни по молочным, ни по мясным консервам", - сказала замначальника.

По мясной продукции также идет рост производства. В феврале мясокомбинаты системы Минсельхозпрода переработали 106,3% скота к периоду прошлого года. Темп роста производства по мясу составил 105%, в том числе значительный рост по говядине (111,6%), колбасным изделиям (104,8%), мясным полуфабрикатам (122%) и мясным консервам (120%).

"Белгоспищепром": сахара и соли хватит всем, мощности наших предприятий превышают потребности рынка

Начальник управления координации поставок товаров на внутренний рынок и внешнеторговой деятельности концерна "Белгоспищепром" Игорь Груцо рассказал о запасах на внутреннем рынке сахара и соли во время круглого стола "Удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке Беларуси. Ценовое регулирование" в пресс-центре БЕЛТА.

"Мы ежегодно производим около 500-600 тыс. т сахара. Максимальное потребление внутри страны составляет 350 тыс. т. Все разговоры, что сахар завтра - послезавтра может закончиться - ни чем не обоснованы. С самого начала урожая мы делаем прогноз, сколько сахара у нас будет, составляем определенные балансы совместно с МАРТ, определяем, сколько сахара пойдет в торговлю, сколько на промышленную переработку, а также видим, какой экспортный потенциал у нас имеется", - сказал Игорь Груцо.

По его словам, страна полностью обеспечена отечественным сахаром. "В ежедневном режиме мы отслеживаем ситуацию по сахару. Хочу заверить, что по данной продукции никаких проблем мы не видим", - добавил начальник управления.

Что касается соли, то на внутреннем рынке Беларуси 17-18% традиционно занимала украинская соль. "Ввиду последних событий эти проценты рынка пришлось заместить. В нашей стране два предприятия занимаются производством соли - "Беларуськалий" и "Мозырьсоль". В частности, "Мозырьсоль" ежегодно производит около 450 тыс. т соли, на внутренний рынок поставляется порядка 151 тыс. т. Следовательно, мощности только одного этого предприятия в три раза превышают потребности внутреннего рынка, - рассказал эксперт. - Традиционно "Мозырьсоль" было экспортно ориентированным предприятием. Заместить украинскую соль не составило проблемы. Поэтому запасать соль на недели, месяцы вперед нет никакой необходимости".

МАРТ ежедневно отслеживает ситуацию на потребительском рынке

МАРТ ежедневно отслеживает ситуацию на потребительском рынке. Об этом сказала во время круглого стола "Удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке Беларуси. Ценовое регулирование" в пресс-центре БЕЛТА начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Наталья Мельникова.

"Мы ежедневно отслеживаем ситуацию о состоянии потребительского рынка. Основные крупные торговые сети информируют МАРТ о поставках, спросе населения, наличии продукции и в целом о ситуации в магазинах. Если какие-то товары пользуются повышенным спросом, то МАРТ во взаимодействии с Минсельхозпродом и концерном "Белгоспищепром" оперативно решает вопросы о дополнительной поставке товара. В период повышенного спроса на некоторые группы товаров предприятия работали круглосуточно и совершали поставки в торговые объекты независимо от заключенных в договорах объемов и графиков отгрузки", - рассказала Наталья Мельникова.

Также она отметила, что МАРТ ежедневно оценивает объемы продаж в сравнении с той среднедневной продажей февраля, которая была при стабильном спросе. По словам начальника управления, торговые сети сообщают, что спрос в настоящее время снизился на бакалейные группы товаров, мыло, детское питание и другое. На сегодняшний день по этим группам товаров по отношению к февралю уже не 100% продаж, а 89-98%.

"МАРТ с Минсельхозпродом сейчас активно отрабатывают графики поставок на внутренний рынок свежей плодоовощной продукции в 2022 году. Минсельхозпродом будут увеличены объемы производства определенных культур, которые к нам импортируются. Кстати, цена на них будет гораздо ниже. В последнее время ухудшилась логистика из других стран, ограничены поставки из стран Евросоюза и Украины. Нашим импортерам приходится перестраиваться. Вместе с тем те фрукты и овощи, которые не производятся в нашей стране, продолжают импортироваться в достаточном количестве", - пояснила Наталья Мельникова.

Минсельхозпрод заявил о полной обеспеченности страны продуктами питания

Беларусь в полном объеме обеспечена продуктами питания. Об этом заявила во время круглого стола "Удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке Беларуси. Ценовое регулирование" в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Мария Климова.

По словам Марии Климовой, Беларусь самообеспечена продуктами питания в полном объеме, начиная от муки и хлеба и заканчивая молочными и мясными продуктами. "Ситуация с продуктовым обеспечением стабильная, ажиотажа не наблюдается. В торговые объекты своевременно поставляются все продукты питания. При необходимости наши предприятия готовы наращивать объемы производства, так как мощности для этого есть", - рассказала она.

Что касается пшеничной муки, зерна для ее производства, то их запасы в организациях хлебопродуктов составляют около 120 тыс. т. "Этих ресурсов вполне хватит до поступления нового урожая пшеницы. Мы полностью удовлетворяем внутренний рынок в этом продукте", - добавила она.

Говоря о других позициях, замначальника отметила, что за последние два месяца были увеличены поставки на внутренний рынок мясных консервов на 14%, мясорастительных - на 32%. Также возросли поставки по колбасным изделиям на 1%, по молочным консервам - на 9% и по мягким сырам - на 51%. "Эти меры были приняты перерабатывающими организациями в спокойном режиме работы в связи с увеличением потребительского спроса на эти товары, по остальным же продуктовым позициям растущего спроса не наблюдалось", - подчеркнула специалист. Она отметила, что таких продуктов в стране производится предостаточно и нет никаких предпосылок для перебоев. Производственный потенциал мясокомбинатов и молокоперерабатывающих организаций позволяет обеспечить внутренний рынок в полном объеме.

Мария Климова также рассказала, что при годовом объеме производства молока 7,8 млн т только треть этого объема идет на внутренний рынок, остальные две трети экспортируются без ущерба для отечественного потребителя. "При производстве на душу населения 828 кг в год молочных продуктов население республики потребляет всего лишь 244 кг на человека в год. Таким образом, самообеспечение составляет 256%, а профицит - 4,9 млн т молока, - сообщила она. - Масла сливочного мы производим в шесть раз больше, чем потребляем, а сыров - в восемь раз. Цельномолочной продукции выпускается в два раза больше, чем составляет потребность внутреннего рынка, а сгущенного молока - в 4,5 раза. При этом мощности молочных заводов загружены в среднем по видам продукции, например, по маслу и консервам - на 70-82%, а по сухим молочным продуктам - на 91%. Таким образом, есть возможность переориентировать производство с сухих молочных продуктов на выработку масла, сыра или молочных консервов, если на них возрастет спрос", - пояснила эксперт.

Предприятия поддерживают необходимый объем запасов в случае роста спроса. Запасы сухих смесей и каш для детского питания на "Беллакт" превышают двухмесячный объем производства. Запасы на предприятиях сливочного масла достигают 151% от ежемесячной потребности, зрелых сыров - в 2 раза больше, мясных консервов - 62%, мяса птицы - 45% от ежемесячной потребности.

"У нас есть все, чтобы обеспечить этот год урожаем: площади, семенной фонд, горючее, минеральные удобрения и техника. В южных регионах уже началась посевная. В северных регионах готовность к весенним полевым работам высокая," - заключила Мария Климова.

МАРТ: рост цен должен быть только обоснованным, а не спекулятивным

Об этом сказал во время круглого стола "Удовлетворение потребительского спроса на внутреннем рынке Беларуси. Ценовое регулирование" в пресс-центре БЕЛТА начальник аналитического управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Алексей Зубович.

"Тенденции с ценами на белорусском рынке полностью соответствуют мировым трендам. Если мы говорим про их уровень, то в Беларуси даже за последние 10 лет средний прирост цен в год составлял около 20%. За последние три-четыре года ценовая динамика у нас была ниже - примерно 4-7,5%. Для Беларуси это достаточно серьезное достижение, потому что до этого такой продолжительной низкой ценовой динамики у нас не было", - сказал Алексей Зубович.

По его словам, учитывая все внешние факторы, которые сегодня имеются, уровень нынешних цен намного ниже, чем мог бы быть.

"Когда растут затраты, не совсем корректно говорить о снижении цен. Цены должны расти, но только обоснованно, а не спекулятивно. Поэтому в настоящее время проводится работа над созданием механизма, который будет способствовать именно обоснованному изменению цен. У нас сейчас достаточно большое ценовое регулирование. У МАРТ имеются свои инструменты для того, чтобы проверить, насколько обоснованный рост цен в том или ином сегменте рынка. В частности, у нас есть инструменты антимонопольного регулирования, чтобы не было сговора, инструменты ценового регулирования на социально значимые товары, также мы осуществляем контрольные мероприятия", - отметил он.

Кроме того, МАРТ применяет превентивные меры. "Когда была ситуация с ослаблением белорусского рубля, МАРТ усиливал мониторинги непродовольственных товаров (запчастей, синтетических моющих средств и др.). В ситуациях, когда цены действительно завышались, министерством проводилась точечная работа с импортерами и торговыми представителями. В итоге некоторые цены стали откатываться назад", - рассказал начальник аналитического управления. Также Алексей Зубович добавил, что на сегодняшний день прорабатывается вопрос о рассмотрении ценового регулирования на некоторые категории непродовольственных товаров, рост цен на которые вызывает озабоченность у населения.

Эксперт рассказал, что постановление МАРТ, по которому временно вводилось ценовое регулирование на социально значимые товары, продлено с 1 апреля. В нем установлены максимальные надбавки для импортеров, торговли и рентабельности производителя. То есть, повышение цены, допустим, импортера, путем увеличения надбавок свыше установленных параметров будет являться нарушением законодательства.

"Мы выполняем запросы общества в рамках разумного. Ведь надо сделать и так, чтобы производитель не ушел с рынка, а мог дальше расширять свое производство, увеличивать зарплаты сотрудникам, инвестировать, амортизировать свое оборудование. У нас в Беларуси за последние годы наблюдается беспрецедентное ценовое регулирование. Сейчас перед нами стоит задача, как консолидировать все подходы по контролю цен", - заключил начальник аналитического управления МАРТ.-0-

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси