Качество медицинского образования в Беларуси постоянно повышается. С 2023 года планируется ввести новую форму обучения врачей - резидентуру. Вместе с тем уже сейчас речь идет о повышении практикоориентированности при подготовке будущих врачей.
Во время круглого стола участники пояснили, каких специальностей коснется резидентура и сколько будет длиться такая подготовка. Ректоры медвузов рассказали о работе по повышению практикоориентированности при подготовке будущих врачей, а также о планах по строительству новых и реконструкции старых корпусов. Руководители поделились опытом организации воспитательного процесса среди учащихся своих вузов.
Участники:
Подготовку врачей в резидентуре будут вести по 63 специальностям
Подготовка врачей в резидентуре будет проходить по 63 специальностям, сообщила начальник главного управления организационно-кадровой работы Минздрава Ольга Колюпанова во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА на тему "Повышение качества медицинского образования в Беларуси".
Введение в стране такой формы подготовки, как резидентура, планируется с 2023 года. Это закреплено в новой редакции закона о здравоохранении, которая проходит подготовку ко второму чтению.
Претерпит изменения статья закона, касающаяся клинической ординатуры. "Она будет изменена на резидентуру. Но это не аналог клинической ординатуры, не одно и то же", - отметила Ольга Колюпанова. По ее словам, стремительное развитие медицинской помощи требует от здравоохранения создания современной системы подготовки врачей-специалистов. Речь идет об освоении высокотехнологичных вмешательств, дальнейшем совершенствовании и повышении качества профессиональной подготовки с учетом современного состояния и перспектив развития здравоохранения, интеграции с мировой системой медицинского образования.
Резидентура будет направлена на индивидуальную постдипломную подготовку врачей-специалистов, углубление их профессиональных знаний и совершенствование практических навыков, освоение передовых медицинских технологий, подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
На сегодня в клинической ординатуре 63 специальности, предполагается, что они все останутся в резидентуре, но будут предусмотрены разные сроки подготовки. Этот вопрос еще обсуждается, отметила начальник главного управления. Каждое учреждение образования будет отвечать за определенные специальности. Например, за подготовку в области хирургии, акушерства и гинекологии - БелМАПО, кардиологии и кардиохирургии - РНПЦ "Кардиология", нейрохирургии - РНПЦ неврологии и нейрохирургии, стоматологии - Витебский медуниверситет, БГМУ, трансплантологии - БГМУ, диагностических исследований - Гомельский медуниверситет. В этом процессе также будут задействованы образовательные центры всех РНПЦ по разным направлениям.
"Мы глубоко убеждены, что кардиохирурги, нейрохирурги, хирурги, трансплантологи, стоматологи высокого уровня - это специалисты, которые должны пройти серьезную подготовку в резидентуре", - добавила Ольга Колюпанова.
По ее словам, во многих странах базовое медицинское образование включает шесть лет подготовки в медуниверситетах, после окончания которого присваивается квалификация врача общей практики. Чтобы стать высококвалифицированным врачом-специалистом, затем необходимо пройти последипломную подготовку в резидентуре. В зависимости от специальности она может длиться от года до пяти лет. После этого специалист высокого класса получает допуск в профессию и может оказывать медицинскую помощь, применяя высокотехнологичные методики.
Ректор Гомельского государственного медицинского университета Игорь Стома убежден, что более длительная, глубокая подготовка по высокотехнологичным специальностям действительно необходима. "Это не только формирование ключевых специалистов с высоким уровнем компетенций, это еще и некое созревание современного доктора. - сказал он. - На первом курсе мы получаем зачастую молодых и незрелых людей, в том числе в моральном плане. И даже получив диплом о высшем медицинском образовании, молодому специалисту необходимо готовиться дальше, созревать, находиться в среде учителей-единомышленников. Резидентура как раз и помогает сформировать более подготовленного специалиста и более зрелого человека", - заключил он.
Усиление практикоориентированности в подготовке врачей надо начинать с пересмотра программ
Усиление практической составляющей обучения в медицинских вузах следует начинать с пересмотра типовых программ, заявил ректор Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета Анатолий Щастный на круглом столе "Повышение качества медицинского образования в Беларуси" в пресс-центре БЕЛТА.
"Если говорить о практико-ориентированном обучении как основополагающем принципе, мы должны начинать с пересмотра типовых программ", - сказал Анатолий Щастный. В связи с этим он заметил, что ранее студенты медуниверситетов начинали изучать онкологию еще на 3-м курсе в том объеме, который можно назвать своего рода введением. Теперь онкологические заболевания изучаются в рамках профильной кафедры на 5-м курсе, соответствующий цикл есть на 6-м курсе. "Мне кажется, этот аспект надо усиливать. Раз сегодня это проблема, то на нее надо обратить большее внимание", - отметил ректор.
Из-за пандемии COVID-19 все чаще говорят о тестировании, создании вакцин. "Но много ли у нас часов иммунологии? А есть ли у нас молекулярная биология? Сегодня это практически не представлено в наших программах", - обратил внимание Анатолий Щастный. Вместе с тем есть и ситуации, когда наблюдается излишек часов на изучение того или иного курса. В качестве примера он привел цикл, связанный с уходом за больными. "На мой взгляд, этих часов многовато. Все-таки мы готовим врача, и то, что этот цикл профориентированный, сейчас не скажешь", - подчеркнул он и добавил, что программу нужно пересмотреть, оставив часы в качестве практики, работы в отделениях или дежурства.
Начальник главного управления организационно-кадровой работы Минздрава Ольга Колюпанова согласилась с тем, что совершенствование медицинского образования надо начинать с образовательных стандартов и типовых учебных планов. "Три года назад мы ввели такую дисциплину, как основы медицинского ухода, чтобы студенты с первого курса понимали, что они пришли в учреждение образования медицинского профиля. Вместе с тем анализ показал, что, возможно, где-то был перебор в часах, необходим пересмотр", - отметила она.
Более того, проекты новых типовых учебных планов по всем специальностям и направлениям на следующий учебный год уже готовы, их планируют рассмотреть на учебно-методическом объединении в сфере высшего образования в присутствии всех ректоров и деканов. Заседание пройдет в ближайшее время, будут приняты согласованные решения по дальнейшему обучению студентов.
Воспитательная работа со студентами должна строиться на персональном подходе
Воспитательная работа со студентами должна строиться на персональном подходе, заявил ректор Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета Анатолий Щастный на круглом столе на тему "Повышение качества медицинского образования в Беларуси", который прошел в пресс-центре БЕЛТА.
"Встречая в университете молодых людей, которые только закончили школу, мы априори предполагаем, что это уже состоявшиеся патриоты, идеологически подготовленные люди, хотя им по 17-18 лет. Но идеологическое воспитание должно усиливаться в это время. В будущем медицина будет персонифицированной. Наверное, в воспитательной и идеологической работе нам также следует взять курс на индивидуальную работу", - считает Анатолий Щастный.
По его словам, важно достучаться до каждого. Причем персональную работу нельзя замыкать только на воспитательно-идеологическом отделе, важна и роль клиник. На занятиях, в частности, можно приводить примеры профессионального отношения к делу со стороны белорусских медиков, ставить в пример ветеранов труда. Такая наглядность является самым хорошим вариантом проведения идеологической работы, уверен Анатолий Щастный.
Ректор Гродненского государственного медицинского университета Елена Кроткова также считает, что в воспитательной работе нужно уйти от формальных коллективных подходов в сторону индивидуальной работы. "Мы работаем с молодежью, а это другое поколение. И нужно, наверное, не подстраивать молодежь под наши требования, а уметь слушать и искать некий компромисс. Сейчас эра социальных сетей. И раз они там, значит, не нужно это игнорировать, а стоит переходить на несколько иной метод общения", - добавила она.
Анатолий Щастный также считает, что на студентов можно возложить большую ответственность. "Надо дать студенчеству возможность в большей степени решать свои вопросы. Это же касается составления творческих программ, фестивалей. А мы будем лишь модераторами или, если хотите, инвесторами в этом направлении. Пусть сами следят и за порядком в общежитиях, и в образовательном процессе. Мы от них, наверное, должны ждать сигнала, кто как учится, на каких кафедрах возникли проблемы и т.д. Пока такое обоюдное движение есть не всегда", - сказал он.
Формы патриотического воспитания могут быть самые разные, а благодаря информационным технологиям их можно реализовывать даже в период коронавирусной инфекции, уверен ректор.
Новый симуляционный комплекс планируют построить в БГМУ к 2025 году
Новый симуляционный комплекс планируют построить в Белорусском государственном медицинском университете к 2025 году, сообщил ректор БГМУ Сергей Рубникович на круглом столе "Повышение качества медицинского образования в Беларуси" в пресс-центре БЕЛТА.
"На базе БГМУ планируется строительство до 2025 года нового лабораторного симуляционного комплекса", - сказал Сергей Рубникович. Он уточнил, что речь идет о создании полноценного европейского центра, где можно будет обучать белорусских студентов и молодых специалистов узким наукоемким практическим направлениям, а также оказывать образовательные услуги на экспорт.
В БГМУ уже есть симуляционная лаборатория достаточно хорошего уровня, которая позволяет проводить занятия по разным направлениям - терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, неотложным состояниям. "Я считаю, что это фундамент, основа для подготовки наших студентов. Но если мы хотим идти дальше и формировать высококвалифицированного узкого специалиста, необходимы высокопрофессиональное оборудование, определенные симуляционные аппараты, станки, классы, комнаты, которые бы максимально имитировали клинические состояния и заболевания", - отметил ректор, добавив, что такие центры есть за рубежом, в том числе России.
При этом образовательные курсы не обязательно должны длиться месяцы, они могут быть краткосрочными, заметил Сергей Рубникович. Например, ортопеду-травматологу на отработку какой-то манипуляции на коленном или плечевом суставе может потребоваться максимум пару дней. Хороший уровень практико-ориентированной подготовки студентов и молодых специалистов в конечном итоге повысит качество оказания высококвалифицированной помощи населению, отметил ректор.
Современный симуляционный центр появится и в Гродненском государственном медицинском университете. Как отметила ректор вуза Елена Кроткова, ведется реконструкция помещений, работы должны завершиться до конца декабря и в начале января планируется его открытие.
Продолжая тему практикоориентированности, ректор Гомельского государственного медицинского университета Игорь Стома отметил, что, с одной стороны, это предполагает создание лабораторий практического обучения, симуляционных центров, а с другой - максимальную интеграцию вузовской системы в клинический процесс. В связи с этим он считает важным максимальное участие студентов и профессорско-преподавательского состава в лечебном процессе.
Тем более, заметил Игорь Стома, в медвузах работают лучшие врачи, потенциал которых необходимо использовать в клинике. "В наших вузах есть опыт работы профессорско-консультативных центров. Запись к специалистам высших учебных заведений зачастую на несколько недель, а то и месяцев. Пациенты понимают, что профессор медицины - это человек, который сможет разрешить наиболее сложную ситуацию. С учетом такой востребованности наших специалистов их необходимо максимально интегрировать в клиническую систему", - сказал он.
Учебный корпус ГрГМУ планируют построить рядом с университетской клиникой
Учебный корпус Гродненского государственного медицинского университета планируют построить рядом с университетской клиникой, сообщила ректор вуза Елена Кроткова на круглом столе на тему "Повышение качества медицинского образования в Беларуси", который проходил в пресс-центре БЕЛТА.
Есть решение о выделении земельного участка, вуз приступает к проектным работам. После того как будет построен новый корпус, все клинические кафедры разместятся не в отделениях, как сейчас, а будут выведены в отдельный корпус. Студенты смогут при необходимости посещать клинические отделения, не нарушая лечебный процесс.
Кроме того, начат ремонт хирургического корпуса университетской клиники. Ведется реконструкция студенческого общежития №2. В 2019 году было введено в строй общежитие на 1030 мест. По словам ректора, это повышает престиж вуза и создает комфортные условия для проживания студентов, что немаловажно, поскольку они могут не отвлекаться на бытовые проблемы и сосредоточиться на учебном процессе.
Что касается университетской клиники, то этот пилотный проект позволяет отработать академические знания на практике во время обучения в вузе. Елена Кроткова заметила, что симуляционные центры необходимы, но очень важно научить студента общаться с пациентом, развить навыки сбора анамнеза, осмотра, проведения диагностики. Благодаря работе университетской клиники это возможно.
Практически за год (проект стартовал в 2019 году) удалось реализовать многое. Велась большая работа по разработке нормативной базы, без которой существование университетской клиники было бы невозможным. Созданы клинические отделы, которые приступили к работе. Сейчас верстаются планы по научной, образовательной и лечебной работе. Проводятся мероприятия по улучшению материально-технической базы.
Создание университетских клиник - это мировая тенденция, добавил ректор Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета Анатолий Щастный. "На мой взгляд, это очень важно и востребовано, так как университет будет работать неотрывно от практического здравоохранения. Лечить, учить и заниматься наукой - все это на своей базе, со своими кадрами, своим бюджетированием", - сказал он. Более того, по словам ректора, это новые возможности для экспортных образовательных услуг. Создание университетской клиники, к слову, также есть в планах Витебского медуниверситета.
Воспитательный процесс неразрывно связан с научной работой - Стома
Воспитательный процесс неразрывно связан с научной работой. Такое мнение высказал ректор Гомельского государственного медицинского университета Игорь Стома на круглом столе "Повышение качества медицинского образования в Беларуси" в пресс-центре БЕЛТА.
"Воспитательная работа неразрывно связана с остальными направлениями, в том числе научной работой, которая формирует критическое мышление. Ведь согласитесь, что человек, который пишет в студенчестве научные работы, начинает адекватно оценивать источники информации, в том числе в СМИ, информацию в интернете", - сказал Игорь Стома. Функция студенческой науки в том числе и заключается в подготовке мыслящего специалиста, способного анализировать разные точки зрения, чтобы правильно оценивать происходящее, отметил ректор.
Игорь Стома также считает, что студентам нужно чаще рассказывать о достижениях белорусского здравоохранения, научных и клинических школ. Путь в медицину в большинстве стран очень сложен, дорог и доступен далеко не всем. В Беларуси бесплатно или сравнительно за небольшие деньги уже в 22-23 года можно стать врачом. Молодым людям нужно понимать, что страна дала им шанс стать высококвалифицированным специалистом, в других странах, возможно, у них этого шанса не было бы.
"Мы говорим, что студенты медвузов - это зачастую лучшие выпускники школ. Действительно, наши вузы аккумулируют прекрасных ребят: умных, интересных, мотивированных. Но на студенческом этапе воспитательная работа с ними не менее важна", - считает Игорь Стома.
Студентам необходимо показывать в качестве эталонной работу белорусских специалистов, "потому что лучшее воспитание - это воспитание примером, а не словом", уверен ректор. "Когда молодые люди видят состоявшихся специалистов, которые говорят с ними не только о профессиональной работе, но о своей жизни, выборе, позиции по отношению к стране, студенты хотят на них равняться. На мой взгляд, это самый эффективный вариант воспитательной работы", - добавил он.
С такой позицией согласна и ректор Гродненского государственного медицинского университета Елена Кроткова. Она считает, что студентам нужно больше рассказывать не только о достижениях белорусского здравоохранения, но и об опыте других стран. "В вуз приходят абитуриенты с одними из самых высоких баллов, учатся шесть лет, но в итоге зачастую имеют обрывочные знания о зарубежном здравоохранении, страховой медицине. Почему-то создается впечатление, что там все хорошо, а у нас плохо, что в действительности не так", - заметила ректор.
По ее словам, белорусское здравоохранение развивается очень интенсивно, в частности, в ближайшее время страна полностью перейдет на электронный рецепт, активно ведется работа по материальному оснащению и переоснащению учреждений. "Считаю, что нужно знать опыт других стран, чтобы гордиться тем, что есть у нас", - сказала она.
В связи с этим важен посыл про повышение практикоориентированости обучения, добавила Елена Кроткова. Если на выходе из вуза молодой специалист будет чувствовать себя востребованным профессионалом, то и отношение к работе у него будет иное, уверена она.
Студенты БГМУ имеют широкие возможности для саморазвития - Рубникович
Студенты БГМУ имеют широкие возможности для саморазвития, заявил ректор Белорусского государственного медицинского университета Сергей Рубникович на круглом столе на тему "Повышение качества медицинского образования в Беларуси", который прошел в пресс-центре БЕЛТА.
Наряду с традиционной, классической подготовкой студентов - будущих высокопрофессиональных специалистов - достаточно большая роль отводится и формированию зрелой личности, гражданина, патриота своей страны, отметил Сергей Рубникович. Для этого в университете созданы все условия для творческой, спортивной деятельности, молодые люди могут себя реализовать не только в учебном процессе, но и в науке, художественной самодеятельности, других сферах.
В БГМУ, в частности, функционирует студенческое самоуправление, студенческие советы есть на каждом факультете и в общежитиях. Достаточно активно работает профком студентов, объединяя в своих рядах более 4,7 тыс. студентов. Профсоюз обеспечивает их социальную защиту. Так, за 2019/2020 учебный год оказана помощь на сумму более Br27,5 тыс. Это непосредственно материальная помощь, новогодние подарки, посещение театров, автобусные экскурсии.
Действует волонтерский центр, включающий 27 отрядов, в которых задействован 771 студент. Реализуются такие волонтерские проекты, как "Золотое сердце" (помощь в хосписе), "Здоровая улыбка", "Первая помощь", "Психическое здоровье", "Здоровое питание" и др. Достаточно активно работает студенческое научное общество, оно представлено 75 научными кружками, в которых задействованы более 1 тыс. студентов.
Большое внимание уделяется спорту. Функционируют 29 спортивных секций по баскетболу, футболу, плаванию, спортивному ориентированию, гандболу, стрельбе и др. В них состоят более 500 студентов, из них семь мастеров спорта, 38 кандидатов в мастера спорта, 279 студентов имеют массовые спортивные разряды. Работает стадион, в общежитиях предусмотрены спортивные комнаты, есть оборудование и тренажеры.
Кроме того, работают 12 творческих коллективов, в том числе ансамбль скрипачей, вокальная группа, интернациональный хор, студия бального танца. Клуб "Интернационалист" объединяет 18 землячеств, обеспечивает адаптацию и поликультурное воспитание более 1,6 тыс. иностранных студентов. Работает духовно-просветительский центр.
Студенты и выпускники вуза являются стипендиатами и лауреатами специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Что касается вторичной занятости, сегодня почти 600 студентов работают младшим и средним медицинским персоналом в учреждениях здравоохранения Минска. За вклад в борьбу с COVID-19 грамотами Минздрава награждены 11 студентов.
Научно-производственный учебный центр планируют создать в Витебском медуниверситете
30 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Научно-производственный учебный центр планируют создать в Витебском государственном ордена Дружбы народов медицинском университете, сообщил ректор вуза Анатолий Щастный на круглом столе "Повышение качества медицинского образования в Беларуси", который прошел в пресс-центре БЕЛТА.
"В нашем университете мы проводим предпроектную подготовку к строительству научно-производственного учебного центра, который будет занимать 7,5 тыс. кв.м, где будет реализован тот посыл, о котором говорил глава государства на II Съезде ученых, - "Университет 3.0", - сказал Анатолий Щастный.
Речь идет о том, чтобы реально востребованные научные открытия, которые станут возможны благодаря этому центру, могли как можно быстрее пройти путь к производству. "Этот центр, на наш взгляд, должен быть. Там будут факультеты, и мы задумываемся о немасштабном фармацевтическом производстве", - отметил ректор, - причем как для научных целей, так и для образовательного процесса".
В целом, по словам Анатолия Щастного, университетская наука требует определенных преобразований и финансовой поддержки. Ректор уверен, что в результате будет очень быстрая и качественная отдача как для науки, так и в плане подготовки кадров. "Мы привыкли больше говорить об академической науке, но вклад университетской науки отнюдь не меньше. К тому же она связана с очень важным вопросом, который сейчас очень актуален, - это подготовка кадров для университета. Только через научную работу, защиту диссертаций мы можем говорить об остепененности преподавательского состава вуза, подготовке кадров, доцентов, докторов наук", - пояснил он.
Фото Рамиля Насибулина