ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Ясно -1°C
Все новости
Все новости
Круглый стол
15 декабря 2021, 09:00

Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года

Правительство в конце ноября утвердило концепцию развития системы образования Беларуси до 2030 года.

Согласно документу, ведущими принципами государственной политики в сфере образования являются государственно-общественный характер управления, приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию, инклюзия, повышение качества образования для каждого.

Концепцией определены цели развития, основные задачи, направления развития, способы достижения целей и решения основных задач дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей, молодежи и взрослых, кадрового обеспечения, экономики и цифровизации системы образования, воспитательной работы.

Тему обсудили эксперты на спецпроекте "Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года".

Участники:

Валентина Гинчук Директор Национального института образования
Валерий Голубовский Ректор УО "Республиканский институт профессионального образования"
Анна Торхова Проректор по научной работе ГУО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка"

Директор НИО: система образования Беларуси динамично развивается с учетом международных тенденций

Система образования Беларуси динамично развивается и совершенствуется с учетом международных тенденций, заявила директор Национального института образования кандидат педагогических наук Валентина Гинчук во время спецпроекта в пресс-центре БЕЛТА на тему "Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года".

"Система образования Беларуси динамично развивается и совершенствуется с учетом международных тенденций, среди которых ключевыми являются ориентация на личность обучающегося, непрерывность образования, компетентностный подход, неотделимость обучения от воспитания, обеспечение доступности и качества образования. Ключевые приоритеты развития системы образования определены в таких документах, как Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2030 года, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы, государственная программа "Образование и молодежная политика", а также в Концептуальных подходах к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года, которые были рассмотрены и утверждены на республиканском педсовете в 2017 году", - рассказала Валентина Гинчук.

Концепция развития системы образования до 2030 года учитывает положения этих программных документов. "Концепция определяет в качестве основной цели развития дошкольного, общего среднего и специального образования - обеспечение доступного и качественного образования. Оно рассматривается как важнейший фактор, позволяющий на уровне дошкольного образования создать равные стартовые возможности для продолжения образования, а на уровне общего среднего образования является важным фактором успешной социализации учащихся в динамичных условиях информационного общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении всей жизни. Но при этом следует понимать, что такой аспект, как доступность образования, у нас, в отличие от многих стран, не связан с преодолением дискриминации при получении образования по тем или иным признакам, например, по гендерному, конфессиональному, национальному или по социальному уровню", - отметила директор НИО.

В качестве способа обеспечения доступности образования рассматривается переход к обязательному общему среднему образованию, который обозначен в концепции как одна из задач. "Данное положение нашло отражение в новом проекте Кодекса об образовании. В ст.144 уже закреплена обязательность общего среднего образования для учащихся, которое может быть получено либо в учреждениях общего среднего образования, либо в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Кодекс предусматривает, что учащиеся, которые окончили базовую школу, могут продолжить обучение на уровне профессионально-технического образования с получением квалификации рабочего и обязательным общим средним образованием", - пояснила Валентина Гинчук.

Еще одним способом обеспечения доступности образования является включение всех обучающихся в образовательный процесс в формах, наиболее эффективных с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. "Причем эти индивидуальные потребности могут быть обусловлены разными факторами: одаренностью, талантом учащихся, какой-то жизненной ситуацией, состоянием здоровья. В ст.2 проекта кодекса принцип инклюзии в образовании нашел отражение. Более того, в ст.150 предусмотрено, что в учреждениях общего среднего образования могут создаваться классы совместного обучения. Учащиеся с разными особенностями и образовательными потребностями будут осваивать программу общего среднего образования", - дополнила директор НИО.

"В качестве основных направлений развития системы образования в концепции определены совершенствование организации образования, его содержания, научно-методического обеспечения и совершенствование образовательной среды, - добавила Валентина Гинчук. - Важной задачей совершенствования организации общего среднего образования является укрепление дисциплины и правопорядка в учреждениях образования. По поручению главы государства, которое было дано на республиканском педсовете в августе 2021 года, разрабатывается школьный стандарт. Этот документ будет регулировать вопросы организации образовательного процесса и взаимоотношения всех участников образовательного процесса".

Ректор РИПО: профобразование в Беларуси не только сохранено, но и активно модернизируется

Система профессионального образования в Беларуси не только сохранена, но и активно модернизируется. Об этом заявил ректор Республиканского института профессионального образования Министерства образования кандидат педагогических наук Валерий Голубовский во время спецпроекта в пресс-центре БЕЛТА на тему "Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года".

"Концепция - комплексный документ, охватывающий все уровни образования, и это неслучайно, потому что преемственность между уровнями образования всегда была и должна оставаться. В этом смысле хочу отметить, что учащиеся, которые приходят в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, осваивают еще и общеобразовательный компонент, который позволяет получить общее среднее образование в контексте перехода как раз на общее среднее обязательное образование", - рассказал Валерий Голубовский.

По его словам, система профессионального образования работает на несколько категорий населения. "Первая категория - это школьники, которые уже на ранних этапах знакомятся с профессией и получают трудовое обучение в общеобразовательной школе. Второе - это выпускники 9-11-х классов, которые приходят в профтех и средние специальные учебные заведения для освоения специальности, профессии, - отметил ректор РИПО. - Но на этом миссия системы профобразования не завершается, поскольку очень много уделяется внимания переобучению взрослого населения. Это работники предприятий, которых направляют с внедрением новых технологий на переподготовку, повышение квалификации в колледжи и профлицеи. Это категория лиц с ограниченными возможностями, которые проходят обучение либо по основным образовательным программам, либо по краткосрочной профессиональной подготовке получения профессии. Это лица, которые получили статус безработного или незанятого и требующие изменить траекторию своей профессиональной деятельности. Для этого площадки профессионально-технических и средних специальных учебных заведений тоже подходят. Работая с центрами занятости, они решают эту задачу".

Важно, что в Беларуси система профессионального образования не только сохранена, но и развивается на основе мировых трендов. "Прогнозируется, что с быстрым внедрением технологий часть профессий отойдет в категорию невостребованных, а большая часть - будет серьезно модернизирована. И изменение образовательных программ и квалификаций связано прежде всего с этим фактором, а также с появлением новых профессий", - уточнил Валерий Голубовский.

По прогнозам специалистов, около 80% специальностей будут модернизироваться путем изменения содержания, что потребует изменения образовательной среды, профессиональных компетенций педагогических работников.

"Кстати, цель у нас для профессионально-технического и среднего специального образования - повышение эффективности системы непрерывного профобразования рабочих в кадровом обеспечении инновационной экономики. Чтобы решить эту задачу, нужны качественно поставленные цели, требования к этим новым специальностям и профессиям. Для этого в концепции предусмотрено развитие новых механизмов взаимодействия с заказчиками кадров. Начало заложено в преддверии принятия концепции - это работа с секторальными советами, которые созданы при отраслевых министерствах. И в обязательном порядке туда входят представители Республиканского института профессионального образования, профильных факультетов высших учебных заведений, колледжей", - подчеркнул ректор РИПО.

Валерий Голубовский добавил, что настало время более оперативно вносить изменения в содержание образовательных программ. "Важным направлением является совершенствование учебного книгоиздания. Это не только в традиционном виде учебные пособия, но и дополнение их электронными образовательными ресурсами, технологиями виртуальной реальности", - констатировал он.

Ректор РИПО: привлекательность профессионального образования нужно повышать

Привлекательность профессионального образования нужно повышать. Об этом заявил ректор Республиканского института профессионального образования Министерства образования кандидат педагогических наук Валерий Голубовский во время спецпроекта в пресс-центре БЕЛТА на тему "Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года".

"Одна из задач концепции - повышение привлекательности профессионального образования, поскольку в обществе все же существуют стереотипы в отношении профессионально-технического образования. Они сформированы в периоды еще советского прошлого и развития на начальном этапе Беларуси как самостоятельного государства в 1990-х годах. Поэтому здесь стоит задача информированности общества", - сказал Валерий Голубовский.

По его словам, очень многое изменилось в образовательной среде, в возможностях и условиях профтехобразования как стартовой площадки для профессиональной карьеры обучающихся. "Повышение этой привлекательности необходимо проводить путем различных мероприятий, с вовлечением в них обучающихся общей средней школы и их родителей. Одно из направлений, которое положило начало этой работе, - участие нашей республики в чемпионате профессионального мастерства по международным стандартам WorldSkills. Раз в два года проходят республиканские чемпионаты. Как национальный оператор РИПО взаимодействует с более чем 60 странами, которые участвуют в этом движении. Хочу сказать, что задача эта в мире общая, а предпринимаемые усилия уже дают плоды. По ряду специальностей мы видим увеличение конкурса во вступительной кампании. Эффективность этой работы была оценена при подготовке концепции", - отметил ректор РИПО.

Не менее важный вопрос - структурирование системы подготовки кадров и выход на единый вид учреждений профессионального образования. "Это продиктованная временем объективность. Тренд, который наблюдается в мире в силу стремительного развития технологий, - это уменьшение потребностей в профессиях низкой квалификации, ручного труда и увеличение спроса на профессии высокоинтеллектуального труда. При этом особое внимание уделяется уровню владения цифровыми умениями в условиях повышения производительности. Это говорит о том, что в рамках программ среднего специального и профессионально-технического образования следует заложить тот фундамент или сформировать те компетенции более высокого уровня, на которые ориентирован сектор экономики", - дополнил Валерий Голубовский.

Голубовский: система развития сети центров профессиональных компетенций будет упорядочена

Система развития сети центров профессиональных компетенций будет упорядочена. Об этом заявил ректор Республиканского института профессионального образования Министерства образования кандидат педагогических наук Валерий Голубовский во время спецпроекта в пресс-центре БЕЛТА на тему "Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года".

"Понимая, что создать современную образовательную среду в каждом учебном заведении - это дорого и нерационально, было принято решение о подходе путем концентрации современных образовательных и производственных ресурсов на площадках ресурсных центров в колледжах и профлицеях. На сегодняшний день это 51 центр компетенций. Проект Кодекса об образовании предусматривает упорядочить эту систему и развести понятия "ресурсный центр" и "центр компетенций", понимая, что там мы формируем определенные прикладные профессиональные компетенции, связанные с выполнение профессиональных задач на рабочих местах", - рассказал Валерий Голубовский.

По его словам, будет продолжено развитие сетевого взаимодействия между учреждениями образования. "Это позволяет организовать изучение части образовательной программы на базе центра компетенций с применением современных технологий. Но академические или фундаментальные знания учащиеся по-прежнему будут получать в стенах своего учреждения образования. Сетевая форма уже отработана, и мы готовы сделать еще более масштабный шаг для того, чтобы реализовать эти положения концепции и Кодекса об образовании после его вступления", - отметил ректор РИПО.

Безусловно, это требует совершенствования подготовки педагогических кадров для системы профессионально-технического и среднего специального образования. "Традиционные подходы и технологии сегодня все меньше срабатывают, потому что обучающиеся, которые к нам приходят, совершенно по-другому воспринимают информацию и в силу своих личностных качеств требуют другого подхода и другого, если хотите, языка общения. В этом смысле стоит задача модернизации программ повышения квалификации педагогических работников", - подчеркнул Валерий Голубовский.

Проректор БГПУ: педагог новой формации должен быть драйвером устойчивого развития общества

Педагог новой формации должен быть драйвером устойчивого развития общества. Об этом заявила проректор по научной работе Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка доктор педагогических наук, профессор Анна Торхова во время спецпроекта в пресс-центре БЕЛТА на тему "Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года".

"Обеспечение системы образования высококвалифицированными педагогическими кадрами в Концепции развития системы образования заложено как один из стратегических ориентиров совершенствования системы образования. Педобразование сегодня - это многоуровневая функциональная, динамично изменяющаяся система, которую характеризует практико-ориентированность, непрерывность, кластерная форма организации. Кластерное сотрудничество в отрасли уже реализуется и показало свою эффективность, позволяя осуществлять согласованную деятельность по развитию системы, создавать условия для опережающего личностно-профессионального развития педагогов, аккумулировать интеллектуальные ресурсы вокруг решения важных научно-практических проблем в отрасли, координировать взаимодействие и сотрудничество по совершенствованию образовательной, научно-инновационной деятельности", - рассказала Анна Торхова.

Вместе с тем динамично меняющаяся социально-экономическая ситуация обуславливает необходимость подготовки педагога новой формации как драйвера устойчивого развития общества. "Ориентация на подготовку такого педагога позволит значительно ускорить переход к новой парадигме образования, главными отличительными чертами которого является учение вместо обучения, развитие способностей самим приобретать знания, творчески их перерабатывать, в том числе с использованием информационных ресурсов. Необходимо развить у них способность мыслить креативно, создавать новое, сформировать у них функциональную грамотность в современном понимании. Педагог, который будет готов к работе в новой парадигме, в полной мере сможет обеспечить формирование функциональной грамотности личности как важнейшего условия устойчивого развития и отдельного человека, и общества", - отметила проректор.

Директор НИО: образовательная среда учитывает особенности и потребности учащихся

Образовательная среда учитывает особенности и потребности учащихся, заявила директор Национального института образования кандидат педагогических наук Валентина Гинчук во время спецпроекта в пресс-центре БЕЛТА на тему "Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года".

Важной задачей является совершенствование системы выявления, поддержки и работы с одаренной и талантливой молодежью. "Новым направлением здесь является организация работы Национального детского технопарка. В период пребывания в детском технопарке учащиеся будут осваивать программу дополнительного образования одаренных детей и молодежи, а также программу общего среднего образования. Это предусмотрено проектом Кодекса об образовании", - рассказала Валентина Гинчук.

Еще одно направление совершенствования организации системы общего среднего образования - введение независимой аттестации учащихся учреждений общего среднего образования. Проект Кодекса об образовании предусматривает, что итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, то есть в 11-м классе, по отдельным учебным предметам могут проводиться в виде централизованного экзамена. Результаты этого экзамена будут засчитываться при приеме лиц для получения образования на других уровнях основного образования, - отметила директор НИО. - Содержание и научно-методическое обеспечение общего среднего образования будет совершенствоваться в направлении формирования функциональной грамотности учащихся, что соответствует требованиям динамично развивающегося общества. С этим связаны научные исследования, которые проводятся в Национальном институте образования".

Концепция развития системы образования предусматривает расширение вариативности содержания общего среднего образования. "Учеными-педагогами разрабатывается новая структура типового учебного плана общего среднего образования, который предполагает выделение обязательных для изучения учебных предметов и предметов, изучаемых по выбору учащихся, - подчеркнула Валентина Гинчук. - Важным условием достижения высокого качества образования является эффективная система его оценки. Мы будем совершенствовать нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся, механизмы и формы мониторинговых исследований качества образования, республиканских контрольных работ по учебным предметам. Хорошим стимулом для совершенствования системы оценки качества образования стало участие республики в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2018. Результаты участия в этой программе проанализированы, разработаны рекомендации для всех участников образовательного процесса. Они размещены на Национальном образовательном портале, опубликованы в виде брошюр, направлены в учреждения образования и должны стать основой для совершенствования образовательного процесса".

Как ожидается, в 2022 году Беларусь будет второй раз принимать участие в международной программе оценки качества образования PISA.

"Мы работаем над формированием образовательной среды, которая учитывает особенности и потребности каждого учащегося. Уже немало сделано в этом направлении. В рамках государственных программ развития общего среднего образования в 2013-2021 годах в учреждения общего среднего образования поставлено учебное оборудование и средства обучения для 613 кабинетов физики, 646 кабинетов химии, 590 кабинетов биологии. В 2022 году планируется поставлять учебное оборудование для кабинетов трудового обучения, а также для спортивных залов. С 2016 года в рамках соглашения между Беларусью и Всемирным банком реализуется проект "Модернизация системы образования Республики Беларусь". В соответствии с проектом реконструируются и оснащаются современным оборудованием и средствами обучения учреждения общего среднего образования, которые расположены в сельской местности и малых городах", - констатировала Валентина Гинчук.

Директор НИО дополнила, что положения Концепции развития системы образования до 2030 года уже сегодня реализуются в системе дошкольного, общего среднего образования. "Они обеспечивают совершенствование системы образования Беларуси с учетом требований современного информационного общества и будут способствовать повышению качества образования", - заключила она.

Проректор БГПУ: систему профподготовки педагогов ожидают конструктивные изменения

Система профессиональной подготовки педагогов претерпит ряд конструктивных изменений. Об этом заявила проректор по научной работе Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка доктор педагогических наук, профессор Анна Торхова во время спецпроекта в пресс-центре БЕЛТА на тему "Концепция развития системы образования в Республике Беларусь до 2030 года".

"Система профессиональной подготовки педагога должна претерпеть ряд конструктивных изменений, диктуемых концепцией. Хотелось бы выделить четыре аспекта совершенствования педобразования, которые касаются образовательной, научной деятельности, взаимосвязи с заказчиками кадров и социального партнерства", - рассказала Анна Торхова.

По ее словам, совершенствование образовательной деятельности предполагает обновление содержания и организации образовательного процесса на основе профстандартов. "Например, на основе разработанного профессионального стандарта педагогическая деятельность в учреждениях дошкольного, общего среднего образования определена профессиональной компетенцией в образовательных стандартах подготовки педагогов поколения 3+, - отметила проректор. - Среди этих компетенций - способность обеспечить воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением, активной гражданской позицией, национальным самосознанием в условиях открытой культурно-образовательной среды, готовность к культурно-нравственному воспитанию детей, организации социально значимых инициатив обучающихся с опорой на лучшие традиции коллективного воспитания, умение формировать у них установку на здоровый образ жизни, осуществлять профилактику вредных привычек, агрессии, владение навыками работы в цифровой образовательной среде, способность предвосхищать социальную ситуацию развития современного ребенка, готовность к работе в условиях инклюзии и непрерывному личностному профессиональному саморазвитию".

Анна Торхова подчеркнула, что научно-исследовательская и научно-методическая работа в области образования в ближайшие годы должна быть ориентирована на проведение фундаментальных и прикладных междисциплинарных исследований, результаты которых должны являться основой обновления содержания, форм, методов, технологий, научно-методического обеспечения системы образования на всех уровнях. "В БГПУ разработано проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований на среднесрочную перспективу, которые являются ориентиром для определения тематики магистерских, кандидатских, докторских диссертаций по педагогическим наукам. Это поле постоянно актуализируется, чутко реагируя на вызовы, бренды образования. Ориентация соискателей на это поле гарантирует востребованность результатов научно-исследовательской работы на практике и широкое их внедрение. Сегодня существует серьезная проблема оттока молодых ученых из педагогической науки, поэтому развитие научно-педагогических школ и увеличение их численности рассматривается как залог обеспечения преемственности поколений в образовательной и научной деятельности", - сказала она.

В целях совершенствования системы подготовки научных работников высшей квалификации в сфере образования следует расширять целевую подготовку специалистов, осознанно выбравших научно-исследовательскую деятельность. "Здесь особенно важным видится повышение качества процесса на входе, что во многом обеспечивается преемственностью, начиная с курсовой, дипломной, магистерской, заканчивая кандидатской и докторской диссертацией. Создание стартап-лабараторий, научных лавок, центров трансфера образовательных технологий позволит повысить социальную и практическую значимость результатов исследований, осуществить переход на принципиально новый уровень их внедрения, - дополнила проректор. - Относительно взаимодействия с заказчиками кадров важно, во-первых, расширение участия работодателей в подготовке педагогических кадров, востребованных современным рынком. Во-вторых, совершенствование образовательной практики за счет трансфера актуальных достижений психолого-педагогической науки и мирового опыта в сфере образования. Особенно важно участие работодателей в предоставлении баз для учебных занятий, производственной практики студентов, руководство их деятельностью, в том числе выполнение курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций по их заказам".

Анна Торхова констатировала, что без широкого участия сети социальных партнеров невозможно создание развивающей образовательной среды, развитие личности обучающегося и будущего педагога. "Мы видим реализацию социального партнерства через личностно-профессиональное развитие будущих педагогов не только в условиях формального профессионального образования, но и средствами неформального образования, обеспечения профессиональной мобильности и готовности самообразовываться и развиваться на протяжении всей жизни, через включение будущих педагогов в волонтерскую и образовательную деятельность с разными слоями и категориями населения, повышение имиджа педагогической профессии в обществе. Расширение форм социального партнерства будет способствовать введению новых специальностей и профилизаций по подготовке кадров для организации социальной защиты, культуры, науки и бизнеса. Выпускников этих специальностей должна отличать усиленная психолого-педагогическая подготовка, формирующая готовность к работе с людьми в разных сферах. Все эти направления совершенствования педобразования заложены в Концепции развития системы образования до 2030 года и уже успешно реализуются", - заключила она.

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси