"Зачастую никто даже не переживает, и это обидно". Как в Минске обстоят дела с неуплатой счетов за водоснабжение
2023-01-05 10:14
Столичные собственники жилья ежемесячно получают извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг. Обязанность платить за эти услуги предусмотрена статьей 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь. Как и в целом по стране, минчане обязаны рассчитаться за каждый истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца. Сумма к оплате всегда указана в так называемой жировке, где все расписано по статьям. Отдельным пунктом в извещении на оплату жилищно-коммунальных услуг всегда вынесена плата за услуги водоснабжения и водоотведения. Однако по разным причинам далеко не все жители Минска успевают вовремя произвести расчет за потребленные услуги водоснабжения. О самых частых причинах неуплаты, рейдовых выездах для отключения воды и о том, как себя вести, чтобы не прослыть злостным неплательщиком, корреспондентам БЕЛТА рассказали сотрудники УП "Минскводоканал".
С контролером Натальей Харитонович и слесарем Артемом Войтиком мы выезжаем в рабочий рейд. Его цель - отключение воды у злостного неплательщика, проживающего по улице Притыцкого, 36. Прежде чем войти в подъезд, мы успеваем пообщаться с контролером, и она объясняет порядок действий. Бывают две ситуации: дверь открывают либо не открывают. В случае благоприятного исхода контролеры представляются и сообщают причину визита. Далее проверяется работа приборов индивидуального учета расхода воды, сверяются фактические показания, задается вопрос по задолженности. Если жильцы знают, что у них есть задолженность, и заявляют, что не собираются ее оплачивать, слесарь сразу же отключает холодное и горячее водоснабжение. Наталья Харитонович предупреждает, что как только неплательщик погасит долг, контролер сообщит об этом в УП "Минскводоканал" и вызовет бригаду для подключения воды. Также Наталья всегда предлагает оплатить задолженность на месте, и в этом случае отключения водоснабжения не будет. По наблюдениям контролера, дверь, как правило, открывают те люди, у кого задолженность небольшая и возникла в силу жизненных обстоятельств, а не злостного игнорирования счетов.
Чаще случается так, что дверь сотрудникам УП "Минскводоканал" неплательщики не открывают. "Мы делаем себе пометку, что нас не впустили в квартиру, и на этом все. Мы не врываемся", - объясняет Наталья Харитонович. Дальше к уклонистам от оплаты за услуги водоснабжения будут применяться другие меры.
По всей видимости, ко второй категории граждан относится и сегодняшний неплательщик. Артем Войтик уже который раз пытается дозвониться до хозяина квартиры, чтобы нас хотя бы впустили в подъезд, но безуспешно. "Где большие долги, домофоны в квартирах в основном не работают", - замечает контролер. Наконец, с четвертой попытки один из жильцов дома впускает нас в подъезд. Подходя к квартире, видим, что дверь приоткрыта, следовательно, хозяин дома. Звонок не работает, на стук жилец не реагирует. "Обратите внимание, что света в этой квартире также нет", - отмечает Наталья Харитонович. Постояв еще какое-то время под дверью под лай собаки жильца, мы выходим на улицу ни с чем.
Наталья Харитонович и Артем Войтик говорят, что к подобному уже привыкли. "В среднем за день мы должны объездить 30-35 адресов, но попасть можем только в квартиры четыре-пять, иногда в две-три. Бывает и такое, что, объездив такое количество адресов, мы не увидим хозяина ни одной квартиры, то есть нас вообще не впустили", - рассказывает Наталья Харитонович.
Мы беседуем на улице под распахнутыми окнами балкона нашего сегодняшнего несостоявшегося собеседника-уклониста. На улице довольно холодно. "Мы вас поморозили немного, но мы так и работаем - в большинстве случаев на улице и в холод", - замечает слесарь. Сегодня впереди у них еще около 40 адресов неплательщиков Фрунзенского района. А мы отправляемся беседовать с заместителем начальника абонентского района №1 ЦРП "Водосбыт" Светланой Никифоренко.
Первый вопрос, который волнует нас, испытавших тяготы "полевых" рейдов, - как организована работа с неплательщиками на местах. Специалист рассказывает, что до рейдов проводится колоссальная работа. Каждые поставщики жилищно-коммунальных услуг работают по своей программе. "Сразу отправляем извещение. Когда человек его получает, у него уже отражена сумма переходящего остатка, то есть задолженность за предыдущий период (месяц). Соответственно человек понимает, что у него имеется задолженность. В извещении всегда есть информация, что произойдет в случае неуплаты, - мы можем взыскать принудительно эту задолженность. На информационных досках вывешиваются объявления. Также отправляются голосовые сообщения через кол-центры, что нужно оплатить. Кроме того, высылаем СМС-оповещения", - поясняет Светлана Никифоренко.
Одними из наиболее эффективных методов борьбы с неплательщиками, по словам специалиста, являются направление писем в администрации районов для оказания содействия во взыскании долга и передача неоплаченных счетов в исполнительное производство, чтобы работодатель взыскал задолженность из заработной платы неплательщика. Более осознанных людей, которые не смогли оплатить счета из-за сложных жизненных обстоятельств, могут приглашать для беседы в администрацию. "Сперва мы общими усилиями стараемся разрешить ситуацию и уже только потом работаем по отключению", - подчеркнула Светлана Никифоренко.
Самым неприятным в своей работе специалист считает то, что некоторые люди в принципе не хотят разговаривать, не то что идти на контакт и оплачивать счета. "Зачастую никто даже не переживает - это обидно, никак не могу с этим смириться. Просто легко об этом говорят: "Ну и что?" - с обидой замечает Светлана Никифоренко. Страдают от безразличия неплательщиков соседи. "Если асоциальное жилье, отключили мы им воду - канализации нет, воды нет. Мы передаем информацию в МЧС, но больше всего страдают соседи, конечно", - подчеркнула специалист.
Из опыта работы она выделила случаи, когда неплательщик идет в отказ и уверен, что ничего платить не должен. О схожем отношении некоторых многодетных семей к уплате сумм за услуги водоснабжения рассказывала и контролер Наталья Харитонович. "В моей практике были случаи с многодетными семьями, которые считают, что раз государство дало им бесплатную квартиру, значит, оно должно их и содержать. С того момента, как заселились, они не платили ни копейки за квартиру и в целом были очень удивлены, когда мы пришли и сообщили, что у них есть долг", - вспоминает Наталья Харитонович.
Конечно, зачастую идти на крайние меры довольно сложно с моральной точки зрения. Однако закон один для всех, можно искать различные выходы из ситуации, но при этом нельзя попросту игнорировать законодательные акты. В их числе и положение о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 года №1466. Особенно специалист выделила пункты 8 и 9, в которых указано, в каких случаях УП "Минскводоканал" как поставщик услуг может приостанавливать предоставление услуг водоснабжения. Кроме того, есть также решение Мингорисполкома, на основании которого УП "Минскводоканал" и работает. Отдельно Светлана Никифоренко отметила приказ директора предприятия, по которому созданы пять мобильных бригад для работы с должниками. Она лично курирует две бригады, обслуживающие три района Минска: Московский, Фрунзенский и Октябрьский. Бригады, состоящие из контролера и слесаря, работают ежедневно с 11.00 до 20.00.
Несмотря на уйму неприглядных примеров неплательщиков, Светлана Никифоренко акцентировала внимание на том, что есть и те, кто идет на контакт и готов по мере сил оплачивать задолженность.
Обратила внимание специалист и на те ситуации, когда собственник квартиры - одиноко проживающий человек - попал в сложную жизненную ситуацию, например заболел, и ему недостаточно пенсии для оплаты счетов. При таких обстоятельствах работники УП "Минскводоканал" рекомендуют обращаться в социальные службы, в отдел социального обеспечения. "Люди пишут заявления, их рассматривают и, как правило, выделяют деньги на погашение задолженностей. Мы в любом случае со всеми общаемся и всем стараемся помочь, проконсультировать", - отметила Светлана Никифоренко.
В некоторых ситуациях, когда работник УП "Минскводоканал" понимает, что нельзя избежать судебного разбирательства по оплате, например, раздельных лицевых счетов, он советует обращаться к юристам в расчетно-справочные центры по территориальности. "Бывает и такое, что человек долго болел, лежал три месяца в больнице с ковидом и не мог производить оплату за жилищно-коммунальные услуги, в том числе и за услуги водоснабжения, так как проживает один. У нас был случай с одинокой женщиной, которая сообщила, что только выписалась из больницы, выйти не может. Мы просто по-человечески решали вопрос так: связывались с расчетно-справочным центром, уточняли номер лицевого счета либо приглашали работников этого расчетно-справочного центра, чтобы они кого-то прислали и помогли оплатить удаленно. И женщина оплачивала", - рассказывает Светлана Никифоренко.
Специалист подчеркнула, что работа контролеров и слесарей, которые проводят отключение воды в квартирах с детьми или инвалидами, очень тяжела морально. Работники пропускают все это через себя и часто хотят помочь по-человечески. "Наша задача не состоит в том, чтобы идти на крайние меры и быть жестокими в глазах неплательщиков. Это крайняя мера, к которой нам, к сожалению, приходится прибегать довольно часто. При этом она весьма эффективна", - заключила Светлана Никифоренко.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Виталия ПИВОВАРЧИКА,
БЕЛТА-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.