Всевидящее око. Как ГАИ в Минске ищет бесправников через городские камеры

2024-04-03 14:00
Найти в потоке бесправника, зафиксировать нарушение правил дорожного движения и даже помочь с оформлением европротокола. Недавно в столичной Госавтоинспекции начала работу специальная группа мониторинга дорожного движения, задача которой - с помощью системы видеонаблюдения сделать обстановку на магистралях Минска еще безопаснее. Как инспекторы находят бесправников и можно ли зафиксировать через камеру превышение скорости, узнали корреспонденты БЕЛТА.Поддерживать дорожное движение в тонусеНовый отдел мониторинга работает через функционал Республиканской системы мониторинга общественной безопасности. Как поясняет начальник отдела технических средств и систем УГАИ ГУВД Мингорисполкома капитан милиции Виталий Сауц, в Минске сотрудники могут отслеживать обстановку через несколько сотен камер. Помещение, где работает группа мониторинга, напоминает обычный офисный оупенспейс. С той лишь поправкой, что одна из стен заполнена несколькими экранами. На них выводится картинка с городских улиц. В объективе инспекторов ГАИ абсолютно все транспортные артерии Минска. "То есть мы можем оперативно отслеживать обстановку и понимать ее. Все-таки Минск - большой город с высоким уровнем автомобилизации. По магистралям столицы ежедневно ездят сотни тысяч автомобилей, автобусов и другого транспорта. И разного рода происшествия имеют место быть каждый день. Чтобы дорожное движение оставалось ритмичным, мы и отслеживаем обстановку", - говорит представитель столичной ГАИ.Возможности системы нам демонстрирует инспектор группы мониторинга дорожного движения УГАИ ГУВД Мингорисполкома Владислав Бахматов. Он рассказывает, что обучение навыкам много времени не заняло. "Все работает довольно просто и, что самое важное, интуитивно понятно. Ты в любой момент можешь перенестись в нужную точку города или проследить за определенным автомобилем. На взгляд обывателя система похожа на этакую игру в стиле песочницы, где ты ищешь нужную вещь. Но, конечно, это не совсем так", - говорит инспектор."А вы откуда знаете, что у нас авария?"Если обобщить, то через систему видеонаблюдения сотрудники могут сделать массу вещей. Например, когда становится известно о дорожно-транспортном происшествии, инспектор моментально переносится на указанный отрезок улицы и отслеживает обстановку. Если авария серьезная, то к месту сразу же направляется наряд."Иной раз замечаем, что ДТП мелкое. Тогда звоним участникам аварии и предлагаем оформить европротокол. Люди, конечно, очень удивляются и спрашивают: "А вы откуда знаете, что у нас ДТП?" Но мы военную тайну не выдаем", - улыбается инспектор.Для наглядности Владислав всего за несколько мгновений показывает видео нашумевшего ДТП, которое произошло на улице Немига. "Наверняка вы его помните, там человеку стало плохо во время управления и он врезался в столб. К счастью, никто не пострадал", - напомнил обстоятельства случившегося инспектор.Что интересно, аварию можно рассмотреть с нескольких ракурсов, если рядом находится несколько камер. Кроме аварий, сотрудники в реальном времени могут отслеживать другие вещи. "Например, по онлайн-картам видим большой затор или пробку. Сразу же переносимся в то место и выясняем причину. К слову, мы всегда на связи с коллегами из центра управления дорожным движением. Таким образом можем влиять на интенсивность проезда тех или иных улиц".Фиксируют также и нарушения ПДД. Инспектор показывает запись с окрестностей станции метро "Каменная Горка". "Обратите внимание на небольшой фургон. Сейчас водитель проедет под запрещающий знак. Или вот, например, водитель разворачивается через две сплошные линии. Да, вокруг никого не было, но это ни в коем случае не освобождает от ответственности, нарушать нельзя в любом случае", - говорит инспектор.Могут сотрудники группы мониторинга проследить и за шофером, который ведет себя на дороге неадекватно. "Допустим, мы сами увидели, что автомобиль движется странно либо обратились на горячую линию граждане. Тогда мы находим авто, отслеживаем его и принимаем исчерпывающие меры", - поясняет представитель ГАИ.Разрешение камер позволяет инспекторам рассмотреть все очень хорошо. Владислав показывает это наглядно. "Изображение с камеры, к которой мы сейчас подключены, передается с одного из центральных перекрестков столицы. Мы можем приблизить картинку на несколько сотен метров и разглядеть номер автомобиля и людей, сидящих в нем. Безусловно, далеко не каждая камера имеет подобное разрешение. Тем не менее, во многих случаях возможность подробно рассмотреть нужный участок у нас есть", - подчеркивает Владислав Бахматов.Найти бесправника онлайнОсновная же функция группы мониторинга заключается в поиске водителей, лишенных права управления транспортным средством. Прежде всего речь о тех, кто утратил возможность легально находиться за рулем из-за алкогольного опьянения.На самом деле процесс несложный. У правоохранителей есть специальная база, в которой содержатся сведения о таких нарушителях. И если авто, принадлежащее бесправнику, попадает в объектив камеры, то система выдает оповещение. Практически как всплывающий апдейт в мессенджере."Но сразу бить в колокола и бездумно задерживать человека никто не будет. Для начала мы убедимся, что за рулем находится именно лицо, лишенное права управления. И только тогда предпримем меры - отправим ближайший наряд. Сами понимаете, что управлять автомобилем на вполне законных основаниях может другой человек - родственник или знакомый", - говорит Владислав Бахматов.Инспектор описывает несколько подобных случаев. Так, одного молодого человека удалось найти через камеру, установленную на автозаправочной станции. "Мы заметили машину, которая числится за бесправником, и решили проследить, так как отчетливо не было видно лица. Человек заехал на заправочную станцию, где удалось установить его личность. Впоследствии он был привлечен к ответственности", - говорит сотрудник группы мониторинга.Еще одного такого нарушителя заметила столичная камера видеонаблюдения в самом центре города. "Алгоритм абсолютно тот же, с той лишь разницей, что нарушителя удалось обнаружить в несколько иных условиях. Мужчина, видимо, решил с кем-то встретиться на парковке и попал в объектив нашей системы", - резюмировал инспектор.Ежедневно в камеры попадают десятки водителей, управляющие автомобилями, будучи лишенными данной возможности."На самом деле, это очень действенный метод пресечения правонарушений. Зная о возможности попасться еще раз, человек лишний раз подумает: а стоит ли рисковать рублем и последствиями ради одной поездки", - считает Владислав Бахматов.Система может стать умнееК слову, функционал системы в ближайшее время может расшириться. Как пояснили сотрудники, разрабатывается возможность отслеживать скорость автомобилей и многие другие параметры. "Это сложная, но выполнимая задача. Пока нет даже рамочных сроков, когда может появиться такой функционал. Поэтому говорить о такой возможности преждевременно", - говорит Виталий Сауц.Тем не менее, уже первые месяцы работы группы мониторинга показывают хорошие результаты. "Мониторинг доказал свою эффективность во многих аспектах. Речь не только о поиске бесправников, но и других нарушений правил дорожного движения. Кроме того, с помощью видеонаблюдения можно найти свидетелей ДТП. А это помогает пролить свет на иногда совсем запутанные аварии", - считает представитель УГАИ ГУВД Мингорисполкома.В целом, как отмечает собеседник, подобные инструменты позволяют значительно повысить безопасность дорожного движения. "В последнее десятилетие Госавтоинспекция различными методами добилась снижения количества ДТП, в том числе с погибшими и пострадавшими. Говоря о группе мониторинга, речь, в том числе, и о самоконтроле водителей: зная, что практически любое нарушение теперь можно отследить, несколько раз подумаешь, прежде чем совершить пусть и незначительное, но нарушение ПДД. Не говоря уже о чем-то более серьезном", - заключил Виталий Сауц.Фото Рамиля НАСИБУЛИНА,БЕЛТА.-0-