Война и жизнь. Гомельчанин во время службы в Афганистане сделал сотни уникальных снимков
2024-02-15 10:14
Новости темы
"Репортаж"
Фотографией Алексей Козлов начал заниматься еще в пятом классе. "Я учился в средней школе №4 Гомеля. У нас был гениальный учитель Яков Борисович Хавин, который вел фото-туристический кружок. Летом ребята ходили с наставником в походы. Чтобы попасть в такой поход, надо было быть или отличником, или членом кружка. К первой категории я и еще один мой приятель не относились, поэтому решили записаться в кружок", - аргументирует свой выбор хобби собеседник."Уходя в армию, я уже не щелкал и не делал фотки, как сейчас модно говорить, а снимал, делал снимки", - принципиален в терминологии автор.В армии в каждом подразделении был фотоаппарат: "Смена", "ФЭД", "Зенит". Уже на учебке в Фергане Алексею вверили "Смену". "На ней втихаря делал снимки, даже когда мы прыгали парашютами с АН-12", - признается он.Уйдя "за речку", десантник получил повидавший виды ФЭД. "Замполит увидел мои фотокадры и восхитился. К тому же он и сам занимался фотосъемкой", - рассказывает воин-интернационалист. В каптерке, которая стала для молодого бойца мини-фотостудией, был в том числе увеличитель "Ленинград-4", фотобачок.Спустя время на смену ФЭДу пришел "Зенит-Е". "ФЭД - неубиваемый, с ним и падать не страшно. Диапазон выдержек большой. "Зенит" - нежный аппарат", - дает характеристики опытный мастер.Колоритные кадры Алексея Козлова увидели офицеры из других рот и стали просить гомельчанина, чтобы он делал и для их подразделений фото. "Так из Союза офицеры стали привозить мне слайдовую пленку, химикаты, фотобумагу", - продолжает рассказ он.В дивизии, где стоял полк, при клубе была и настоящая фотолаборатория. В ней делали снимки, например на комсомольские, партийные билеты, когда кто-то из военнослужащих вступал в ряды. "После полугода моей службы мне как общественную нагрузку сказали делать и фото на документы", - добавляет фотограф. Это расширило возможности занятия любимым делом. Некоторые снимки парень начал печатать уже не в формате 9х12, а 18х24. К тому же стали звать Алексея пойти на "войну" и командиры других рот - чтобы зафиксировать моменты боевых операций. От объектива к пулемету На вопрос, какой снимок самый ценный, Алексей Козлов приводит образную параллель: "Если порезать два пальца, как определить, какой больнее? Так и здесь".Но все же один из кадров особенно дорог автору. На черно-белой карточке - двое молодых ребят в солдатской форме едут в БТР. "Это реальные боевые события. Я тоже был в этом БТР. Мы сопровождали колонну "наливников", перевозивших солярку, бензин. Двигались так: пять "наливников" - БТР - промежуток времени. Участок очень сложный. "Духи" устроили подрыв головной машины и начали на нас спускаться с гор. Я автоматически успел сделать один снимок в БТР и выскочил. Ведь в первую очередь я - пулеметчик. Начал отсекать спускающихся "духов", а ребята в БТР - держать бой. Другие помогали выбираться солдатам из горевшей техники", - погружает в детали запечатленного мгновения Алексей Козлов. За участие в этой операции он был представлен к медали "За отвагу". А снимок находится и в российском музее Вооруженных сил.По кадрам фотомастера можно увидеть и моменты десантирования групп во время заданий, и работу установки "Град", и солдатский быт - например, приготовление на разведенном среди суровых скал огне пышных оладий. "После выполненной задачи у нас была своеобразная кулинарная традиция - жареная картошка, оладьи, крепкий чай. Почти по-домашнему, такая вкуснота", - перечисляет маленькие солдатские радости гомельчанин.Еще с одного кадра мило поглядывает трехмастный пес, улегшийся на технике, с которой еще не успели смести пыль и песок после боя. "Наш Дембель. Почему такая кличка? Потому что каждый солдат мечтает о дембеле. И нашему четвероногому другу было позволено все и немного больше. Даже когда полк стоял на плацу, а пес выбегал и заливался лаем, никто не смел на него повысить голос", - улыбается фотограф.В первом составе "Голубых беретов"
"А это я и руководитель ансамбля "Голубые береты" Сергей Яровой, - продолжает знакомить с героями фотохроники автор. - Мы с ним вместе служили. Ему поставили задачу создать вокально-инструментальный ансамбль не из профессионалов, а именно из ребят, которые ходят на боевые задания. Так был создан ансамбль "Голубые береты". По сути, я входил в первый состав, помогал делать слайд-фильмы под исполнение песен. Мы и по сей день встречаемся с Сергеем и другими сослуживцами каждый год".Алексею Козлову довелось поработать и с отрядом пропаганды и агитации, который ездил по кишлакам вместе с представителями афганских властей и проводил разъяснительную работу, раздавал гуманитарную помощь."Мы сопровождали, прикрывали, охраняли этот отряд. И некоторые моменты удалось запечатлеть в снимках", - отмечает автор. Так, на одном из кадров советский врач осматривает седовласого жителя кишлака. "Люди принимали советских медиков отлично. Выстраивались очереди, чтобы попасть на прием, получить лекарства, рекомендации специалистов", - уточняет фотограф. Представляет он и другого старика: "У него было семеро сыновей. И всех семерых убили "духи". Тогда отец создал отряд самообороны, навел порядок. В этот район духи больше не заходили"."Некоторые наши операции шли в два этапа. И другой раз, чтобы не возвращаться за боеприпасами, продовольствием, мы оставляли пополнение в кишлаке этого старика", - дополняет историю фото собеседник. Кадры Алексея Козлова позволяют увидеть разные стороны жизни кишлаков того времени. "Когда мы возвращались с боевых, проезжали через Кабул, по разным кишлакам. Местные дети всегда выходили на дорогу, радостно встречая криками "Шурави, шурави", то есть "советские". У нас от сухпайков оставались каши, консервы, сгущенка, сахар - все это отдавали детворе", - описывает детали еще одной работы Алексей Козлов. И обращает взгляд к фото, на котором десятки людей в форме стоят у самолета "Аэрофлота". "На этом самолете я улетаю домой", - делает паузу в повествовании собеседник, вновь мысленно возвращаясь в тот момент. "Особые чувства нахлынули, когда к нам в полете вышел командир самолета и объявил: "Мы пересекли границу Союза Советских Социалистических Республик. С возвращением, ребята". Все начали радоваться, обниматься", - от происходящего тогда на борту эмоции живы и сегодня.Часть снимков Алексея Козлова, сделанных в Афганистане, к сожалению, не дошла в Советский Союз. Например, тот, на котором был запечатлен момент подрыва техники: "Мы шли в колонне, я снимал природу. И очередное нажатие на спусковой крючок фотоаппарата совпало с мгновением подрыва советского БТР на фугасе". "Фотография стала для меня отдушиной в Афганистане, небольшой глоток гражданской жизни. И по сей день я камеру из рук не выпускаю", - заключает Алексей Козлов. Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,
Алесея Козлова,
БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.