РЕПОРТАЖ: Вышивка по металлу и на японских шарах, или Чем удивляют витебские умельцы

2016-03-11 17:46
Ярмарки hand-made изделий, ремесленные фестивали-распродажи всегда собирают толпы покупателей и показывают таланты народных умельцев во всей красе. Между тем творения ручного труда учащихся на выставках учреждений образования могут удивлять не меньше и открывать малознакомые в нашей стране или вовсе новые техники. Например, выставочный зал Витебского областного института развития образования в эти дни заполнен удивительными произведениями всех видов декоративно-прикладного и художественного творчества и даже ноу-хау.

На общем фоне особенно выделяется уголок Витебского государственного индустриально-технологического колледжа: авторские куклы с тончайшей пластикой лица, домик из хлеба и шоколада, японские шары темари, похожие на калейдоскоп и гипнотизирующие яркой симметрией рисунков, и даже яичница, вышитая прямо на сковороде.

- Все это эксклюзив, техники, которые мы только начали осваивать и представили первые образцы своего творчества, - рассказывает заведующая отделением "Технологии производства швейных изделий" колледжа Татьяна Карнатко. - Только наше учреждение продолжает сохранять в Витебске традиции вышивания, хотя в прошлом году была выпущена последняя группа вышивальщиц. Чтобы привлечь внимание к этому направлению, решили попробовать что-то новенькое, в частности китайско-японскую технику вышивки на шаре - темари и вышивку по металлу. Ее я подсмотрела у литовского дизайнера в интернете и предложила адаптировать креативную находку для детского творчества. Технологии в распоряжении витебских мастеров не было, поэтому пошли опытным путем: перепробовали разные металлы и поверхности, отверстия сверлили ручной дрелью. Вышивка тоже оказалась делом непростым.

- Металлическая "канва" не тянется, и подобрать нужную толщину нити для нее очень трудно. Приходилось по 5-8 раз проводить нить через каждое отверстие, - поясняет Татьяна Карнатко. - Декорировать утюги было проще. В продаже есть специальные насадки-сетки. По ним сразу можно вышивать и наклеивать на утюг. При этом такой предмет интерьера еще и гладить может - хлопчатобумажные нитки вышивки выдерживают высокую температуру. Правда, рисунок со временем загрязняется. Ноу-хау учащиеся опробовали под руководством мастера Ольги Бабашинской. В ее планах развить эту технику в следующем году. "А лично я хочу попробовать вышить натюрморт с фруктами на подносе", - признается собеседница.
По ее словам, с шарами темари тоже пришлось помучиться. Эта техника появилась в XIV веке в Китае, а спустя два столетия широко распространилась в Японии. Изначально узорные шары были детскими игрушками, теперь эти миниатюрные шедевры считаются оберегами, символами счастья и достатка и становятся отличным подарком на праздники.

- Когда мы увидели шары на картинке, казалось, что сделаем их очень быстро. На самом деле объемная вышивка имеет много нюансов. Особенно сложно выполнить разметку - для этого сфера должна быть абсолютно правильной. Вообще, в этой технике много узоров. У нас еще самые простые: многоугольники, пересекающиеся ромбы, хризантема кику. А существуют мелкие мультиразметки. Чтобы их сделать, нужно потратить столько же времени, сколько на саму вышивку. Зато выглядит еще эффектнее, так что хотим попробовать делать их в следующем учебном году. Еще одну японскую технику - кинусайга - вместе с учащимися осваивали мастера Светлана Суховеева и Татьяна Федосенко. Это техника пэчворка, но без иголки. Картины выглядят, словно мягкие пазлы.

По изготовлению кукол, считает Татьяна Карнатко, колледж впереди всех в регионе. - Вот куклы Натальи Хартовой. Она у нас гуру в этом деле. Каждый год ее коллекции занимают первые места на республиканских выставках. Но в этом году сами же решили создать ей конкуренцию. Видите куколки на стойке? Это девочки-мастера Светлана Лукашенок и Татьяна Головань сделали. Техника уже другая - голова из папье-маше, ручки-ножки сшитые. Или вот еще одно новое направление - куклы Снежки. Кажется просто, но они тоже сложны в исполнении: куклу нужно сделать устойчивой.

- У нас 44 мастера в колледже, и нет ни одного, кто бы не занимался каким-то творчеством, - отмечает Татьяна Карнатко и предлагает посмотреть на мастериц за работой. В залах, коридорах и учебных классах колледжа - повсюду творения педагогов и их учеников. Но свои главные сокровища мастера производственного обучения достают из закромов кладовых. Вот, например, Татьяна Кравченко показывает свои картины из... рыбьих костей, покрытых перламутром.

Такая красота из бросового материала тут же привлекает внимание будущих швей-парикмахеров из группы 205 б. А затем девочки с не меньшим интересом наблюдают, как создавать японские вышитые шары. Мастер производственного обучения Галина Лысковец, кстати, больше любит вязать, но с сентября прошлого года увлеклась еще и темари и теперь с энтузиазмом делится познаниями с молодежью.

- Материалы для этой техники постепенно менялись, - объясняет Галина Лысковец. - Если начиналось все с кожи оленя и шелухи, сваленных в клубок, то потом в ход пошли обрезки ткани. Вышивка шелком сделала эти шары довольно дорогим удовольствием. Лишь в XIX веке они стали более доступными. Я же делаю их из бумаги, обматываю косой бейкой, затем пряжей и нитками мулине. Пробовала даже из синтепона делать. Размечаю полюса, экватор, меридианы - и начинаю "крутить" узоры. У меня даже спрашивали, сколько валерьянки я пью, когда делаю один шар. На самом деле, это очень увлекает и развивает. Кстати, по японской традиции, чтобы стать мастером темари, нужно сделать 128 шаров. Мне осталось 123 (смеется). Создание картины в технике кинусайга тоже требует времени (примерно 3 недели), усидчивости и художественного вкуса. На пенопласт наносится рисунок, потом он прорезается, и начинается самое интересное - подборка тканей для гармоничного сочетания.

Темари, кинусайга, вышивку по металлу, валяние из шерсти и прочие виды творчества учащиеся колледжа осваивают на факультативах. - Понимаете, если мы не будем это делать, то швейная профессия исчезнет, - объясняет Татьяна Карнатко. - Детей нужно чем-то привлечь и увлечь, чтобы они закончили три года обучения по данной квалификации. Записываем их в кружки по интересам. И во время уроков тоже стараемся показать, что шить - это не только строчить на машинке. Демонстрируем наш театр моды, разработанные модели одежды. И дети меняют свое мнение о профессии. Многие продолжают творить-мастерить и после выпуска, выкладывают в соцсетях фото своих работ для нашей оценки, участвуют в ярмарках "Млын", на "Славянском базаре". Помню, была у нас выпускница из Шумилино, которая выиграла в конкурсе на лучшее украшение коляски. Она превратила ее в акулу, в пасти которой лежит ребенок. И себе морской наряд сшила. Понимаете, иметь высшее образование хотят все. Я тоже хотела в свое время. Но начинала с тогда еще швейного училища №19. Помню, как мастер сказал: "Даже если вы не пойдете учиться дальше, на хлеб с маслом всегда сможете заработать". Это истинная правда! Пошивом, творчеством можно и себя обеспечивать, и еще удовольствие от этого получать. Екатерина КНЯЗЕВА, Фото Александра ХИТРОВА, БЕЛТА.-0-