РЕПОРТАЖ: Готовься к ответу, или Как на дорогах Витебской области вычисляют авто без техосмотра

2022-06-28 15:54
Рейды по проверке техосмотра в Витебской области, да и по всей стране, проводятся регулярно. Самыми "урожайными" приходятся периоды одноименной акции, когда в северном регионе выявляют и штрафуют по 130 нарушителей в день. Водители пренебрегают диагностикой как личных авто, так и машин организаций. Оправдания у каждого свои, а вот исход практически одинаков: коль нет разрешения, чтобы показать сотруднику Госавтоинспекции, - готовься к ответу. Корреспондент БЕЛТА присоединилась к одному из рейдов ГАИ и "Белтехосмотра" и попыталась разобраться, почему автомобилисты переносят либо вовсе отказываются проходить техосмотр. В рабочий июньский полдень на дорогах Витебска буквально кипят автомобильные реки. Экипаж ГАИ, в котором помимо двух инспекторов находятся работник "Белтехосмотра" и журналист, уверенно проезжает к выезду из города по просторной северной улице Гагарина. Нынче для рейда выбрали стандартное авто Госавтоинспекции. Нередко в этих же целях используют и машины без цветографической окраски - тогда водители не сворачивают заранее в попытках избежать встречи с инспектором.
По дороге к месту остановки идет разговор о диагностике авто. Сотрудник ГАИ поясняет, что сама процедура для легковушки обходится в районе Br40, а вот затраты на подготовку железного коня к техосмотру могут быть космическими - зависят от вида ремонта. Кстати, нередко именно проведением ремонта водители и объясняют отсутствие разрешения на допуск к движению.

Припарковались у дорожного кольца на Суражском шоссе. Это одна из оживленных транспортных артерий в Витебском районе. Инспектор обращает внимание на подъезжающую советскую "Ниву". Повинуясь требованию человека в форме, водитель делает незапланированную остановку. После пожеланий доброго пути авто повышенной проходимости цвета баклажана скрывается за горизонтом. "Машина принадлежит организации, вопросов к ней нет, - поясняет сотрудник ДПС. - Техосмотр на месте, в порядке и остальные документы".

Через несколько секунд в поле зрения рейдовой группы попадает синий "Опель". Карточки с разрешением на допуск к движению у водителя не оказывается. Поясняет: свой автомобиль 2001 года выпуска он возит на диагностику ежегодно, на этот раз просрочил ее на 8 месяцев. "Машину надо сделать, и все будет в порядке", - уверяет мужчина. По его словам, техосмотр пришлось отложить, поскольку железный конь пока к этой процедуре не готов. Авто предстоят кузовной ремонт и покраска, а это упирается в финансы. Поскольку в этом году в подобном нарушении он не был замечен, водителю дают предупреждение. Если в течение 12 месяцев его снова найдут за рулем синего "Опеля" без техосмотра, мужчине будет грозить штраф от 0,1 до 3 базовых величин. В третий раз наказание увеличится - от 2 до 5 базовых величин. Но водитель уже наметил дату, очередь его авто придет в июле.

Без лишних эмоций ведет диалог с инспектором ГАИ владелец "Тойоты" 2006 года выпуска. Отсутствие документов о допуске к участию в дорожном движении он оправдывает технически исправным состоянием своего авто. Главный среди аргументов - уверенность в транспорте. Номер проверили по базам. И тут выясняется: эта машина не проходила техосмотр целых 4 года. Каким образом ему удалось остаться незамеченным и попасть в поле зрения ГАИ лишь впервые за этот год - мужчина не пояснил. От общения с прессой он отказался. Дорожная милиция выдала ему лишь письменное предупреждение - таков закон.

В ГАИ уже дано составили рейтинг самых популярных отговорок автолюбителей. Названная выше находится в ТОП-5. Сюда же относят "пройду техосмотр, когда починят все дороги", "пока нет денег на ремонт", а еще емкие "ой, забыл(а), ой, не заметил(а)". К этому варианту чаще обращаются представительницы прекрасного пола. "А мы все напомним", - улыбаются сотрудники ДПС. Их радует, что таких забывчивых на дорогах региона немного. "Люди стали заботиться о наличии разрешений на эксплуатацию авто. И хорошо, что с начала прошлого года от техосмотра отвязали уплату дорожного сбора. Человек, оплатив небольшую сумму, может пройти ТО. Сейчас мы наблюдаем положительную тенденцию: нарушителей становится меньше, но все равно их значительное число. Продолжаем работать в этом направлении совместно с сотрудниками "Белтехосмотра", - говорит старший инспектор ДПС Витебского РОВД, майор милиции Алексей Дядичкин. После рейда направляемся на диагностическую станцию №167. С 8.00 до 20.00 здесь ежедневно проходят процедуру до 50 машин. Отпускают быстро: осмотр одного авто, как делятся сами водители, занимает 15-20 минут. Поток помогают регулировать предварительная запись, работа без обеда и выходных. Пройти диагностику можно и в порядке живой очереди.

Раз в полгода на служебном авто и раз в год на личном сюда приезжает Сергей Михайлюк. За его плечами стаж вождения в 32 года. Последние 14 лет мужчина работает в автобусном парке. Отправляется в пригородные и междугородние рейсы, а с открытием границ с Россией добавились и международные - на Смоленск и Великие Луки. В пути ему важно знать, что машина в полном порядке и не подведет. Говорит, техосмотр водителям просто необходимо проходить даже на новых авто - ради личного спокойствия. Нынче его рабочий пассажирский микроавтобус IVECO получил очередное разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

По числу ТО в северном регионе бились рекорды в первые 3-4 месяца прошлого года. Как раз когда в Беларуси от техосмотра отвязали уплату дорожного сбора. В этом году специалисты заметили снижение примерно на четверть. "За первое полугодие в области мы выдадим порядка 83 тыс. разрешений. В прошлом году на ту же дату их было 116 тыс.", - говорит специалист первой категории УП "Белтехосмотр" Витебской области Дмитрий Пантелей. Он уточняет: около 80% машин проходят процедуру с первого раза, остальных отправляют на доработку авто. В этом случае у специалистов могут быть вопросы к тормозной системе, рулевому управлению и даже состоянию кузова. Бывают и проблемы с регулировкой света фар, которые трудно определить на глаз. На устранение неполадок водителю дают 20 дней.

По данным ГАИ, с начала года только на территории Витебска выявили больше 2,8 тыс. человек за рулем авто без техосмотра. Предупреждение получили свыше 2 тыс. автолюбителей, 800 попались на повторном нарушении. В Госавтоинспекции подчеркивают: подобные рейды продолжаются в каждом районе. И внимание сотрудников сфокусировано не только на наличии допуска к участию в дорожном движении, но и на подлинности отметок в документах. "Следует помнить, что допуск к участию в дорожном движении необходим для всех транспортных средств, в том числе мотоциклов, - напомнил временно исполняющий обязанности начальника УГАИ УВД Витебского облисполкома Иван Иванов. - Основная цель таких мероприятий - привлечь внимание автовладельцев к вопросам поддержания автомобилей в технически исправном состоянии. Ведь садясь за руль неисправной машины, водитель подвергает опасности не только себя, но и всех окружающих, то есть рискует стать виновником ДТП, где могут пострадать или даже погибнуть люди. Пройденный техосмотр - это уверенность в собственной безопасности". Подобную точку зрения в последние годы поддерживает все большее число автовладельцев. И у людей, которые находятся на страже дорог, крепнет надежда на то, что аварий станет меньше. Евгения АРХИПОВА,  БЕЛТА.-0-