Продукция европейского качества

2023-06-15 17:16
ОАО "Борисовдрев" изготавливает плиты МДФ/ХДФ, фанеру и спички. Производители с мировым именем долгие годы закупали продукцию борисовчан. Европейцев все устраивало, но тут в бизнес вмешалась политика... Как сегодня работает одно из крупнейших белорусских предприятий в сфере деревообработки, рассказывает генеральный директор Андрей Щемелев.

Увидели новые рынки сбыта
– Преодоление торговых ограничений связано с ежедневной работой. Больше всего санкции ударили по деревообработке. Все коды нашей продукции попали в санкционные списки европейских государств. Раньше наша фанера поставлялась в Австрию, Великобританию, Германию, Италию, Литву, Эстонию, Нидерланды, Болгарию, Хорватию, Чехию, Польшу, Украину. Но в один момент они закрылись для нас. Причина не в экономике или качестве, а в политике, и перед ней европейцы оказались бессильны. Многие компании из ЕС, которые работали с нами по 15 – 20 лет, были вынуждены попросту закрыть свой бизнес. Потому что в Европе фанера в основном только из Беларуси и России. Из США везти нерентабельно – мебель получится "золотой". Ситуация оказалась крайне тяжелой, но мы справились. Нашему предприятию пришлось развернуться ровно на 180 градусов. Сегодня основной покупатель – Россия, а также Азербайджан, Армения, Иран, Грузия, Турция. Почему не реализовывать продукты деревообработки внутри страны? Особенность белорусского рынка – весь объем производимой на ОАО "Борисовдрев" фанеры и МДФ внутри страны потребить попросту невозможно. В розницу основная продукция предприятия мало реализуется, она используется для последующей переработки на смежных производственных предприятиях деревообработки. Фанера – в мебельном производстве, МДФ как для изготовления дверей, так и мебели. Поэтому огромную роль играет экспорт. – Белорусская деревообработка смогла перестроиться в условиях санкций, – поясняет Андрей Щемелев. – Ни одно предприятие в Беларуси не закрылось. Санкции каждый день подкидывают все новые вопросы, но их мы решаем. Так, на ОАО "Борисовдрев" установлено много высокоточного европейского, в первую очередь немецкого оборудования, техническое обслуживание которого прекратилось. Эту проблему решили за счет компаний из Китая, Кореи и Турции. Качество обслуживания не пострадало, а его стоимость удалось снизить. Пока что не было случая, чтобы какие-то эксклюзивные запчасти нельзя было заменить аналогами. Некоторые из купленных в Азии деталей зарекомендовали себя даже лучше, чем европейские, и цена на них в 3-4 раза ниже.

– Чтобы преодолеть последствия ограничительных мер, работали все, – не скрывает Андрей Щемелев. – И наши специалисты, и белорусские министерства, посольства. Мы активно ездили в российские регионы. За полтора года провели множество встреч. Совместные усилия белорусской стороны дали результат – постепенно пошли заказы. Сегодня "Борисовдрев" хорошо узнаваемый в России бренд. Работаем со множеством больших смежных предприятий, выпускающих мебель, дверные изделия. Наше предприятие давно изготавливает продукцию европейского качества. Работа над его улучшением ведется постоянно. И фанера, и МДФ соответствуют мировым стандартам по техническим качествам и по экологической безопасности по классу эмиссии формальдегида – Е0,5. – Последнюю пятилетку мы работаем "в дефиците" – потребление превышает объемы производства, – подчеркивает директор предприятия. – По спичке и фанере наш завод планирует уже к концу года выйти в режим 24/7. Только по МДФ из-за санкций загрузка производства снижена до уровня в 70 – 75 % от максимума, но мы постепенно выравниваем ситуацию. "Метаморфозы" со спичками

Сегодня по этой товарной группе ОАО "Борисовдрев" полностью закрывает потребности внутри Беларуси. Мало того, порядка 35 – 40% средств для розжига отправляется в Россию. Еще два года назад основным направлением спичечного экспорта была Украина, но теперь ситуация полностью изменилась. – Так, в Узбекистане, с которым мы в последние годы развиваем сотрудничество, спички пользуются повышенным спросом, – поясняет Андрей Щемелев. – В жарких странах привычные нам газовые зажигалки практически не используются, только спички. Попробуйте растопить казан зажигалкой! Поэтому объем потребления спичечной продукции в азиатских странах и Египте огромный. И этот регион очень привлекателен для всех мировых производителей. Нашу продукцию тоже готовы покупать, она сопоставима по цене. Главный вопрос – логистика.

– Рентабельность производства спички, идущей на экспорт, в последние три года на уровне 20 %. Очень хороший показатель. Хотя есть и тонкости. Так, белорусам спички как социально значимый товар продают дешевле, чем иностранцам, – охотно рассказывает Андрей Щемелев. На предприятии объясняют, что потребность в спичках со стороны населения не исчезнет, есть немало сфер, где не всегда можно использовать зажигалку.

Неужели спички нельзя производить на месте?

Оказывается, в мире осталось не так много спичечных производств. И с каждым годом их все меньше. Только в Беларуси закрылись линии в Пинске и Гомеле. Особенность этого вида производства – несмотря на кажущуюся простоту производимой спички – сложность и дороговизна используемого оборудования.

– Мы единственное предприятие в Беларуси, изготавливающее спички, которое успело провести модернизацию и купить один из лучших станков в мире, шестого поколения. На просторах СНГ таких осталось только два – и один из них у нас. Взгляд в будущее ОАО "Борисовдрев" ведет свою историю с 1901 года. Сегодня это одно из крупнейших деревообрабатывающих предприятий Беларуси, где трудятся более 800 человек. Завод рассчитан на работу в режиме 24/7. Сейчас продукция ОАО "Борисовдрев" поставляется в десяток стран мира, включая Азербайджан, Армению, Иран, Россию и Узбекистан. И, конечно же, она пользуется стабильно высоким спросом в Беларуси. Огромное внимание на предприятии уделяют работе с молодежью. – За ней будущее. Создаем все условия вплоть до того, что стараемся удержать приезжающих из других городов. Многих молодых специалистов после вузов ставим на значимые должности, поощряем карьерный рост, – с гордостью говорит генеральный директор ОАО "Борисовдрев". – Уровень зарплаты в последние три года растет. Нам удается держать средний уровень заработной платы выше, чем в целом по району. И платим вовремя. Улучшаем социальный пакет. Люди как работали, так и работают. На ОАО "Борисовдрев" выпускают специальные спичечные наборы, приуроченные к знаковым событиям, или рекламного характера. Они пользуются повышенным спросом у коллекционеров по всему миру. Алексей ГОРБУНОВ, фото - предоставлены предприятием и Татьяны МАТУСЕВИЧ Размещение рекламы на БЕЛТА