Правила диктует рынок. На чем держится экономика фермерских хозяйств, узнали в Смолевичском районе
2023-10-02 12:35
В фермерских хозяйствах сейчас горячий сезон уборки. Овощи, картофель, яблоки и груши отправляются не только в торговые точки, но и на хранение, чтобы долгую зиму обеспечивать население доступной витаминной продукцией. Легко ли самостоятельно хозяйствовать на земле, кто определяет приоритеты и как меняются правила игры на рынке сельхозпродукции, корреспондент БЕЛТА узнала в Смолевичском районе.
В приоритете - растениеводство
По состоянию на 1 января 2023 года в Минской области функционировало 939 крестьянско-фермерских хозяйств, из них более 70 - вновь зарегистрированных. Общая площадь сельскохозяйственных земель в них составляла 73 тыс. га.
В 2022 году, согласно поданным заявлениям на предоставление земельных участков для ведения КФХ, было выделено 10,7 тыс. га земель. Земельные участки предоставлялись как для организации новых хозяйств, так и для расширения действующих. Основным направлением деятельности данных сельхозструктур остается растениеводство.
Удельный вес в общем объеме производства, например, картофеля, составляет более 45%, овощей - 63%, фруктов и ягод - 41,5%, тогда как зерновых лишь 2,9%.
Животноводством в Минской области занимаются 167 КФХ, или 18% от их общего числа. Наряду с разведением овец, крупного рогатого скота и свиней, отдельные крестьянско-фермерские хозяйства также занимаются разведением коз, лошадей, птицы на промышленной основе, пчело- и рыбоводством.
Фермерами рождаются
Крестьянско-фермерское хозяйство "Дружба и К", которым руководит Владимир Крапивка, входит в число тех, которые выбрали для себя главным направлением растениеводство. Начинали с картофеля и капусты, а сейчас линейку выращиваемой продукции расширили настолько, что проще сказать, что в "Дружбе и К" не растет. Лук, зелень, томаты и перец в открытом грунте, даже бахча своя у местных экспериментаторов есть. Но главными культурами остаются те, с которых начинали.
"Я с детства мечтал работать на земле, так как родился и рос в деревне. Причем престиж сельского хозяйства был настолько высок, что конкурс в профильный техникум в Ростовской области составлял 11 человек на место. Еще в пятом классе я проводил опыты с картофелем, изучал виды удобрений, экспериментировал на своем огороде, который кормил большую семью", - рассказывает о себе Владимир Крапивка.
До службы в армии, которая проходила на территории БССР, будущий фермер немного поработал в одном из крупнейших хозяйств Ростовской области. Мог вернуться туда, тем более перспективы в колхозе были хорошие, но у судьбы оказались другие планы.
"Встретил белоруску, свою будущую супругу, которая не захотела уезжать в Россию. Так что пришлось поднимать сельское хозяйство Смолевичского района", - поделился фермер.
Начинал Владимир Крапивка с бригадира, трудился агрономом, заместителем председателя колхоза, руководителем сельхозпредприятия, применяя знания на практике и формируя ценный опыт. "Много раз предлагали различные должности, но я практик, люблю труд на земле, который для меня важнее карьеры. Поэтому и пришел наконец к фермерству, зарегистрировав свое хозяйство в 2004 году", - отметил он.
Начинал с 40 га
"Угодья разделил ровно пополам: 20 га отвел под картофель, 20 га - под капусту, морковь и свеклу. Занялся повышением плодородия почвы. Сейчас 282 га, хотя мог бы развернуться и пошире. Чем больше земли, тем больше устойчивости. Например, не пошли овощи, копейку выручишь с продажи зерна. А так приходится балансировать, выживая", - рассказал Владимир Крапивка.
"Золотым годом" для частника фермер называет 2010-й, когда лидером продаж стал картофель. Один килограмм второго хлеба стоил доллар.
"Я уже строил планы: хранилище расширю, зарплату увеличу. И ровно через год - обвал. В сельском хозяйстве богатым не станешь. Земля требует денег, технику нужно обновлять, притом что рынок постоянно лихорадит", - поделился Владимир Крапивка.
Кстати, первые гектары фермер обрабатывал двумя старенькими тракторами, которые купил в соседнем хозяйстве. Сейчас в его парке 15 сельхозмашин, 11 автомобилей для доставки выращенной продукции.
"В структуре посевных площадей 60% отведено под картофель. Сорта белорусской и голландской селекции. Первую молодую картошку реализуем уже в июле. Что касается капусты, то наши семена лучшие и их порой не купить. Спрос огромный. Растет в любой год, сладкая, отлично подходит для квашения. Например, импортных аналогов нашей "иларии" нет и не предвидится. Так что нашим селекционерам нужно подумать над расширением ассортимента и количества производимого семенного материала. Научились работать с луком, хотя это тоже рискованная культура. В этом году засушило. Поскольку орошения нет, то молились Богу, чтобы не пропал совсем", - поделился Владимир Крапивка.
Фермер говорит, что капуста - это стратегическая для белорусов культура, богатая витаминами в свежем виде и обретающая еще большую полезность в квашеном.
"Продаем не только в сезон. Хранилище позволяет заложить в холодильную камеру по 400 т семенного картофеля, капусты и моркови. Кроме этого, есть вентилируемые хранилища, где овощи закладываются от 2 до 4 тыс. т, в том числе на стабилизационные фонды области", - рассказал фермер.
Рынок диктует правила
По словам Владимира Крапивки, рынок диктует жесточайшие правила выживания. Например, картофеля в стране производится гораздо больше внутреннего спроса. Причем меняется не только белорусский рынок, но и российский. В условиях санкций сельхозпроизводители соседней страны изменили структуру посевных площадей, сократив объемы производства зерна, и занялись картофелем и овощами. "Им уже столько не нужно. Поэтому мы должны думать, что сеять, чтобы был сбыт - основа стабильности", - отметил Владимир Крапивка.
Сейчас в хозяйстве уборочная. Копают картофель, срезают капусту, работает линия сортировки. Везут продукцию на свои торговые точки, поставляют в магазины. Выдерживать конкуренцию, прогибаться под изменчивый рынок непросто, но опыт и знания помогают хозяйству выживать.
Елена ХАРЕВИЧ,
фото Виталия ПИВОВАРЧИКА,
БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.