"Польза есть, стало больше дисциплины". Столичная ГАИ о соблюдении ПДД водителями маршруток

2023-03-08 12:00
Республиканская акция по проверке соблюдения правил дорожного движения при перевозке пассажиров маршрутными такси в регулярном и нерегулярном сообщении стартовала 27 февраля. Поводом для ее проведения послужила трагедия под Смолевичами, унесшая более десяти человеческих жизней. Водителей этот жестокий жизненный урок заставил задуматься, пассажиров - ужаснуться, ведь каждому не раз и не два приходилось становиться свидетелем несоблюдения элементарных правил безопасности на дороге: кто-то ехал на раскладном стульчике, кто-то вскочил в маршрутку или выскочил из нее на ходу, кто-то выехал на линию на машине с неисправностями. Возможная цена таких оплошностей - жизни людей. Корреспонденты БЕЛТА побывали в рейде с инспекторами минской Госавтоинспекции и узнали, на какие нарушения ПДД дорожная милиция обращает внимание в первую очередь, чем руководствуются водители, сознательно допуская ошибки, и как реагируют на проверки ГАИ маршрутчики и их пассажиры. "Якубова, 44. Водитель маршрутного такси при перестроении не включил показатель поворота", - такими сообщениями обмениваются между собой инспекторы ДПС в дорожном потоке. Экипаж следует за определенной маршруткой и фиксирует все нарушения, совершенные водителем, а помогает госавтоинспекторам в этом видеорегистратор. В поле внимания сотрудников ГАИ - высадка и посадка пассажиров, проверка остановки маршрутных такси в специально предназначенных для этого местах. Таков негласный контроль за соблюдением ПДД. При прекращении движения водителями маршруток все нарушения уже зафиксированы, остается только сообщить о них автомобилисту.

"Мы проверяем документы, потом путевой лист, отметки врача, техническую часть машины, чтобы все работало как нужно. На основании полученной информации составляем процессуальные документы. Проверяем огнетушитель, потому что срок эксплуатации, к сожалению, иногда не соответствует. Кроме этого, обязательно обследуем аптечку. Каждый автомобиль должен быть укомплектован знаком аварийной остановки, огнетушителем, аптечкой. За этим сейчас ведется строгий контроль", - объясняет нам порядок действий перед выездом инспектор ДПС лейтенант милиции Александр Емельянов. Проверяют сотрудники ГАИ и то, что водитель перевозит непосредственно в салоне. Ручную кладь пассажиров перевозить можно, а вот посылки для передачи кому-то - нет, это нарушение. При техническом осмотре инспекторы уделяют внимание световым приборам, целостности лобового стекла и переоборудованию машины, слушают звуковой сигнал маршрутки.

В теории все понятно. Выдвигаемся в рейд, в котором сопровождаем госавтоинспектора майора милиции Павла Ярмолика и уже знакомого Александра Емельянова. Проверку решено провести на диспетчерской станции Лошица-2, откуда водители маршрутных такси выезжают на линию. Машины, нуждающиеся в досмотре, на станции уже есть, и проверка начинается. Госавтоинспектор Павел Ярмолик проводит полное освидетельствование маршрутки №1152 - смотрит, как работают тормоза, фары, стеклоочистители и т.д. Проверяет инспектор и количество посадочных мест, чтобы все соответствовало документации. Сотрудник ГАИ даже заставил нерадивого водителя вымыть номера машины, которые с трудом просматривались под толстым слоем грязи. Мелочей не бывает.

К коллегам из ГАИ присоединились сотрудники Транспортной инспекции. Усиленный контроль за маршрутными такси на дороге длится уже более недели, и начальник управления контроля автомобильного транспорта Александр Коваленко готов подвести промежуточные итоги. По его словам, если провести градацию наиболее частых нарушений, то на первое место можно смело поставить отсутствие документов, которые водитель обязан иметь при себе, на второе - провоз пассажиров сверх нормы, на третье - невыдачу билетов. По непонятной причине автомобилисты также забывают пристегиваться, а ведь это первоочередной вопрос их собственной безопасности. В техническом обслуживании транспорта наиболее частое нарушение - это отсутствие аптечек и огнетушителей. Бывает, не работают задние двери в машине, выполняющие роль аварийного выхода, бывает, на линию выезжают маршрутки с треснутыми лобовыми стеклами.

Нарушений много - это плохо. За время проведения акции наметились изменения к лучшему - это хорошо. "Через дня три после начала акции водители стали в оперативном порядке устранять нарушения или не выезжать на линию, если транспортное средство без техосмотра или с неисправностью. Вчера мы работали в Заславле. Первую маршрутку останавливаем, а там пять человек стоя едут, билеты водитель не выдает - соответственно, принимаем меры. Как показывает практика, польза есть, стало больше дисциплины на дороге. Случалось и так, что водители тех транспортных средств, где можно ехать стоя, отказывались брать пассажиров. Это, конечно, плохо, что автомобилист не знает правил, знать которые обязан, но с точки зрения вопроса безопасности, так даже лучше", - делится мнением начальник управления контроля автомобильного транспорта.

За время проведения акции инспекторы проверили много водителей и маршрутных такси. Сотрудники ОГАИ Ленинского РУВД Минска выявили 64 нарушения, два из которых совершили должностные лица. Но, по словам старшего госавтоинспектора отдела ГАИ МОБ УВД администрации Ленинского района старшего лейтенанта милиции Евгения Мулицы, это совсем не доказательство того, что в каждой маршрутке какие-то нарушения. Есть много добросовестных водителей, которые ответственно относятся к своей работе и соблюдают правила дорожного движения. К таким образцово-показательным маршрутчикам, по мнению Евгения Мулицы, не стыдно и других водителей привести, в воспитательных целях. "64 нарушения выявлено, но, поверьте, проверено было в три раза больше машин. Как правило, очень много нарушений среди водителей, которые занимаются междугородними перевозками. Мы же, вне зависимости от того, проходит акция или нет, следим за соблюдением правил дорожного движения", - успокоил Евгений Мулица.

Он не единожды общался с водителями-нарушителями, большинство из которых оправдывают себя тем, что из-за пробок выбились из графика, поэтому вынуждены и скорость превышать, и на запрещающий сигнал светофора проезжать. "Когда мы проводим рейдовые мероприятия, то не прячемся, в открытую работаем. Водитель видит нас и, не доезжая до конечного пункта, разворачивается в обратном направлении. Это грубое нарушение. Почему он это делает? Значит, что-то у него не в порядке. Очень много ошибок допускают из-за невнимательности и торопливости. Понимаем и принимаем мы и то, что когда рабочий день маршрутчиков подходит к концу, они, как и мы все, могут подуставать. А что делать? Безопасность никто не отменял", - справедливо заметил Евгений Мулица. На первый раз таких водителей прощают. При повторных нарушениях в течение года налагается штраф от двух базовых величин.

На усиленный контроль со стороны ГАИ все участники дорожного движения реагируют по-разному. Кто-то из пассажиров такие проверки воспринимает позитивно, и это неудивительно. Какому пассажиру, который купил билет и едет сидя, охота ехать с безбилетниками, нависающими над ним. Есть и те, кто недоволен. "Мол, мы не можем уехать продолжительное время, потому что стоя уже не берут", - говорят они, не задумываясь, что такой халатностью подвергают свою жизнь опасности. Некоторые водители такие проверки также воспринимают в штыки. "Мы их проверяем, привлекаем к ответственности, а кому это понравится. Причины они понимают и осознают, что наша работа не от нечего делать, а для того, чтобы навести порядок и не допустить подобного случившемуся под Смолевичами в будущем. Безопасность и человеческая жизнь дороже всего", - заметил Александр Коваленко.

В день нашего выезда с инспекторами ГАИ в рейд был зарегистрирован случай серьезнейшего нарушения правил дорожного движения: ограниченный в праве управления водитель сел за руль. Мужчина знал о том, что имеет задолженность, но в свое оправдание заметил, что является отцом четверых детей, на пропитание которых не может заработать другим способом, кроме как "крутить баранку". Оправдание ли это? "Изначально водитель маршрутного транспортного средства был остановлен за нарушение правил пользования ремнем безопасности. Далее в ходе проверки его документов и сверки по нашей базе водитель оказался ограниченным в праве управления как должник перед государством. В отношении него были составлены два административных материала, после чего маршрутное такси было помещено на территорию Ленинского РУВД для сверки номерных агрегатов, так как возникли подозрения в их подделке. Мы обязаны выполнять возложенные на нас должностные обязательства. По-другому никак", - разложил по полочкам инспектор 2-го взвода ДПС ОГАИ Ленинского РУВД старший лейтенант милиции Александр Капуста.

Работа сотрудников ГАИ по контролю за соблюдением ПДД водителями маршруток будет продолжена. Однако ответственность за происходящее на дороге возложена не только и не столько на них. Есть еще водители, пассажиры и их обязательства по сохранности своей жизни и жизней других людей. Цель же Госавтоинспекции - не наказать, но предотвратить. Вера ВАСИЛЕВСКАЯ, фото Виталия ПИВОВАРЧИКА БЕЛТА.-0-