О чем молчат игрушки. Музейную экспозицию немых
свидетелей блокады Ленинграда собрали в школе Минска
2024-01-27 10:33
Свое видение на будущее нынешнего Петербурга
в годы Великой Отечественной войны было и у немцев, и у Ставки советского
главнокомандования. Попытки разорвать сомкнувшееся вокруг города на Неве кольцо
блокады историки позже назовут войной тактик за превосходство на Ленинградском
фронте. Ни одна из сторон не подозревала о планах противника, но в самом
уязвимом положении были жители осажденного города, которых душили голод и
недуги, а больше прочего - неведение. В день 80-й годовщины полного
освобождения Ленинграда от фашистской блокады корреспонденты БЕЛТА побывали в
столичной средней школе №7, чтобы услышать и записать слова безмолвных
свидетелей одного из самых жестоких актов геноцида против мирного населения.
Личные вещи детей, студентов, рабочих и служащих, выживших в окруженном
захватчиками городе на Неве, расскажут о судьбах своих хозяев. Это истории о
872 днях лишений, болезней, страха за себя и близких, а также сотнях тысяч
примеров стойкости, мужества и огромного желания выжить.
"Площадь нашей музейной комнаты, где хранятся
экспонаты из блокадного Ленинграда, небольшая. Это центр патриотического
воспитания школы, способствующий привитию каждому учащемуся любви и уважения к
родине, воспитанию бережного отношения к истории народа, укреплению связи
поколений. Все уроки, проведенные в такой музейной комнате, обретают особый
смысл, что было бы невозможно без "горящих" своим делом учителей",
- рассказывает, встречая нас на входе в свою школу, директор Ольга Кобяк.
Маленькое учебное помещение, перепрофилированное 20 лет
назад в выставочный зал музея, ничуть, однако, не умаляет огромного значения
этого проекта для ветеранов и детей той войны, школьников и учителей. На
сегодня в фонде музейной комнаты "И память сердца говорит..."
числятся 265 экспонатов. Среди них мемуарные воспоминания и рассказы,
фотографии и книги, листовки и периодические издания военного периода,
посвященные героическим событиям обороны Ленинграда. Но безусловной изюминкой
школьной коллекции стали личные вещи и награды защитников города и участников
блокады, добровольно переданные в дар музею.
Заместитель директора по воспитательной работе Антонина
Дыро вспоминает: когда экспозиция только собиралась, в школу для встреч с
ребятами приходили до 30 бывших солдат и детей войны, державших в руках оружие
при прорыве блокады или боровшихся с голодом и холодом в осажденном городе.
Теперь только по особым случаям, как то скорбная дата начала блокады
Ленинграда, прорыв окружного кольца или полное освобождение города, а еще
обязательно в День Победы, школьников навещают от силы два-три ветерана. Это
уже не солдаты, а дети войны. Их запечатленные тогда еще наивными глазами
воспоминания об ужасах блокады производят сильное впечатление на сегодняшних
школьников.
"Мама уходила на работу, а мы прятались под кровать". О чем вспоминает житель блокадного Ленинграда
"Совсем недавно ребят навещала наша любимая ветеран
войны Людмила Алексеевна Чистякова. Когда во время торжественной части в зале
зазвучал метроном, она едва не разрыдалась. Мы были в недоумении. После Людмила
Алексеевна рассказала, что и 80 лет спустя не может отстраненно слушать
метрономный отсчет, ведь тогда, в блокадном Ленинграде, он знаменовал начало
артобстрела. Счастьем было, когда после окончания дроби, ты оставался жив.
Значит, еще не все потеряно, еще есть надежда", - делится поразившей ее
историей Антонина Дыро.
В тот страшный день, навсегда отпечатавшийся в памяти
маленькой Люды, девочка осталась с братом в квартире ленинградского доходного
дома, из тех, что строили на века еще до революции, с метровыми стенами. Это
обстоятельство и уберегло от гибели двух детей. Когда началась бомбежка,
Людмила хотела вывести младшего брата на улицу и спрятать в бомбоубежище, как
делала уже не раз с начала блокады. Но изморенный голодом малыш подняться не
смог, и дети решили спрятаться между шкафами. Плача, они слушали удары
метронома. Во время артобстрела одна из
бомб упала на дом Людмилы Алексеевны: часть комнаты в мгновение исчезла, из
всех окон повылетали стекла, но дом устоял, и дети остались живы. Ветеран
вспоминает, что за годы блокады ее семья сменила три квартиры этого доходного
дома. Когда от прежнего жилья не оставалось даже стен, мать с двумя детьми
перебиралась в пустующие помещения по соседству.
Но дети, они такие дети, сохраняющие доброту в сердце и
бодрость духа даже в нечеловеческих условиях блокады. Ведь у Людмилы Алексеевны
была припасена для школьников еще и история про бегемота. Как оказалось,
изнывая от болезней и катастрофической нехватки еды и воды во взятом в кольцо городе,
маленькие ленинградцы отдавали последние крохи бегемотихе из местного зоопарка.
Собирали всем миром, что называется, и сохранили жизнь животному.
Блокадник: мне страшно рассказывать о тех ужасах, которые происходили в военном Ленинграде
Слушая вместе с нами уже знакомые истории, одиннадцатиклассницы
Ангелина Бутрович, Евгения Побудей и Майя Куркова, кажется, вновь пропускают их
через сердце. Все девушки увлекаются историей, хоть и связывать будущие
профессии с одним из любимых школьных предметов не планируют. Ангелина выбрала
для себя медицинскую стезю, Евгения мечтает стать программистом, а Майя твердо намерена
после вуза вновь вернуться в школьный класс, но уже в роли учителя. В работу
музея девушки вовлекались по-разному. Ангелина заинтересовалась историей
блокадного Ленинграда после знакомства с ветераном войны Натальей Ивановной
Медведевой. Уже очень пожилая, но все еще крепящаяся женщина с неиссякаемой
жизненной энергией не упускает шанса наведаться в школу и поделиться с нынешним
поколением воспоминаниями из своего блокадного детства.
В 1941-м Наталье Ивановне исполнилось четыре года. Ее
дважды пытались эвакуировать из Ленинграда. Первая неудачная попытка была
сделана в начале блокады. Тогда окруженный фашистами город готовился покинуть
эшелон, единственными пассажирами которого были дети всех возрастов. В надежде
уберечь своих мальчишек и девчонок от страшной участи родители сажали их в
вагоны без документов, вещей и адреса пункта прибытия, просто чтобы спасти.
Едва поезд покинул город, его разбомбили немцы. Выживших было немного, но среди
спасенных посчастливилось оказаться и Наталье Ивановне. Успешно покинула
блокадный Ленинград маленькая девочка лишь месяцы спустя по "Дороге
жизни".
В обоих леденящих душу путешествиях ветерана сопровождала
мягкая игрушка, бурый Мишка. Своего верного спутника, разделившего с ней самые
страшные моменты жизни, Наталья Ивановна передала в школьный музей "И
память сердца говорит..." Теперь плюшевый Мишутка смотрит с экспозиционной
витрины на всех посетителей музея, юных и не очень, наивных и уже умудренных
опытом, и, кажется, ведет с каждым мысленный диалог, доверяя хорошо ему
известную тайну о том, насколько ценна человеческая жизнь. Неподалеку от Мишки
устроилась кукла Маня. Школьница Ангелина Бутрович рассказывает, что в отличие
от медведя кукла - муляж старой игрушки Натальи Ивановны. Но тоже особенный
экспонат, со смыслом.
"У нас здесь и другие вещи из взятого немцами в
кольцо Ленинграда. Вот, например, плойка для волос, щипчики для раскола сахара
и гребешок. Их подарила музею ветеран войны Зайцева Валентина Николаевна.
Современные девушки используют плойку для волос, чтобы сделать красивые кудри.
В блокадном городе она имела другое предназначение. Плойка необходима была как
средство от вшей, от чего тогда страдало повальное большинство жителей
Ленинграда, ведь канализационное сообщение было нарушено, воды не хватало. А
вот щипчики для раскола сахара использовали как полагается. Семья Валентины
Николаевны была бедной, но иногда им выдавали карточки на сахар. Вот только
целые куски в рот никто не клал - дробили мелко, для экономии", - с чувством
проводит для нас экскурсию школьница Ангелина Бутрович.
У ее одноклассницы Евгении Побудей тоже есть свои герои,
глазами которых девушка смотрит на события блокадного Ленинграда. Школьницу
поразила история жизни ветерана Великой Отечественной войны майора в отставке
Кутузова Никифора Михайловича, рассказанная им от первого лица в "Повести
пламенных лет". Бывший солдат, участник боев за оборону Ленинграда
преподнес свои мемуары в дар школьному музею в надежде, что здесь его история
обретет вторую жизнь. Никифор Михайлович не ошибся. Сотню страниц рукописного
текста одиннадцатиклассница Евгения "проглотила" за несколько дней. О
подвигах ветерана на фронтах, где он воевал до победного мая 45-го, о его
работе по ликвидации неразорвавшихся боеприпасов в первые послевоенные годы, о
наградах Кутузова, удостоенного двух орденов Отечественной войны I степени,
ордена Красной Звезды, школьница может рассказывать часами, но решает, что
лучше самого Никифора Михайловича о блокадном Ленинграде не расскажет никто.
Девушка раскрыла "Повесть пламенных лет".
"В доме передо мной предстала такая картина: топится
печка-буржуйка, на печи стоит чугунок с водой, а за печкой стоит кровать, на
которой сидели двое детей, мальчик лет семи и трехлетняя девочка. Я спрашиваю
мальчика: "С чем варишь суп?". - "А так, одна водичка", -
отвечает он. "А где же мать?" - "Мама умерла. Лежит в соседней
комнате. А с нами живет тетя, но она ушла в город, за хлебом". В это время
вошла в дом женщина и молвит: "Вот на два дня паек на троих. За раз съедим
и будем два дня голодными", - зачитывает Евгения Побудей воспоминания
защитника блокадного Ленинграда Никифора Кутузова, отдавшего положенный ему
хлеб голодным детям.
Ветеран прожил сложную, но долгую жизнь и навсегда ушел в
105 лет. Учащиеся средней школы №7, куда так любил приходить на диалоги с
молодежью и концерты Никифор Михайлович, присутствовали на похоронах и
проводили в последний путь солдата - так до последнего называл себя ветеран.
Каждый год школьники наводят порядок на могиле фронтовика на Кальварийском
кладбище, приносят цветы, вспоминают его истории, а чаще просто молчат, глядя
на памятник.
Болезненно воспринимает пересказываемые истории о войне
одноклассница Ангелины и Евгении Майя Куркова. Все дело в том, что семейная
история школьницы неразрывно связана с фронтом. Прабабушка Майи по папиной
линии Галина Карповна наводила самолеты на вражеские цели и замуж вышла за
военного летчика. А бабушка Майиной мамы ушла на фронт военной медсестрой, там
и познакомилась с будущим мужем-танкистом.
"Пробитая солдатская каска, полевая пилотка, а у нас
их две, советского и немецкого образца, - у каждого из наших экспонатов своя
атмосфера, своя история, которой они с нами делятся. А это медаль "За
оборону Ленинграда". Ее принесла в музей Наталья Ивановна Медведева, но
вот кому награда принадлежит, мы выяснить так и не смогли. Герой остался
безымянным", - описывает экспонаты на витрине одиннадцатиклассница Майя
Куркова.
Указывая на уникальную инсталляцию грунта с места
ожесточенных боев под Ленинградом, дополняет рассказ учениц руководитель музея
Дмитрий Близнюк. На небольшом куске глины "врытыми в землю" после
кровопролитного сражения остались саперная лопатка, ручная граната,
граната-лимонка, двугорловая масленка, короткие гильзы от пистолета-пулемета
Шпагина, а те что подлиннее - от винтовки Мосина, пробитая осколком или пулей
каска. Экспонат передали в школьный музей из Санкт-Петербурга.
К слову, помощь в пополнении музейного фонда столичной
школе оказывали два питерских учреждения образования. Недавно была подписана
дорожная карта, предусматривающая реализацию совместного проекта "Память
на карте города", между школами №7 Минска и №210 Санкт-Петербурга. А это
значит, что, возможно, уже в ближайшее время мечта учителя истории Дмитрия Близнюка
сбудется, и музей пополнится новыми экспонатами, вносящими дополнительные
штрихи в картину исторических событий блокадного Ленинграда. Пока у ветеранов
есть молодые преемники их наследия, оно будет жить.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.