Новые высоты. Какими рекордами известен комплекс замедленного коксования ОАО "Нафтан"
2025-01-10 15:39
В 2023 году, юбилейном для ОАО "Нафтан", один из крупнейших нефтепереработчиков в Беларуси завершил масштабный инвестпроект по возведению комплекса замедленного коксования (КЗК). На объектах комплекса одновременно трудились около 1,4 тыс. строителей из 60 подрядных организаций. С пуском в работу установок КЗК глубина переработки нефти на заводе увеличилась до 92%, а выход светлых нефтепродуктов - более 70%, что соответствует уровню самых современных мировых нефтеперерабатывающих предприятий. Также здесь освоили производство новых продуктов - серу (жидкую, гранулированную) и сернистый нефтяной кокс. В апреле 2024 года завод отправил потребителям первый миллион тонн кокса. Работники ОАО "Нафтан" поделились с корреспондентом БЕЛТА воспоминаниями, как на предприятии вырастали многотонные гиганты, и впечатлениями от работы на высоте птичьего полета, рассказали о рекордах, которые никто в республике пока не превзошел.Сердцем КЗК, который представляет собой цепочку из 19 взаимосвязанных технологических и вспомогательных объектов, является установка замедленного коксования (УЗК). Это самый высокий в Беларуси технологический объект, где эксплуатируется технологическое оборудование. Ее высота с учетом подземных конструкций составляет 138 м. УЗК, на верхней площадке которой развевается государственный флаг Беларуси, уже несколько лет служит визитной карточкой ОАО "Нафтан".УЗК занимает около 60 тыс. кв.м, что примерно соответствует площади девяти стандартных футбольных полей. Эта установка является также самым металлоемким объектом Беларуси - вес ее металлоконструкций составляет 7 тыс. тонн. Только для монтажа коксовой этажерки, вес которой равен 2,3 тыс. тонн, потребовалось 50 тонн высокопрочных болтов различных диаметров.Еще один рекордсмен - полукозловой опорный кран, весящий 206 тонн. Его ковш вмещает 17 куб.м груза. Если сравнить, то, например, ковш самосвала может поднимать только 10,5 кубов груза. Он работает на постоянной основе с начала 2022 года и предназначен для проведения погрузочно-разгрузочных работ при перевалке нефтяного кокса из коксовой ямы и лабиринта в приемочный бункер транспортно-загрузочной системы. Подъемный механизм может работать в ручном и полуавтоматическом режимах. Он оснащен также функцией дистанционного режима радиоуправления с возможностью управления основными рабочими режимами.
Подъемный механизм доставили на завод в 2019 году из Испании в разобранном виде. Монтаж крана на земле занял несколько месяцев. Подъем почти на 30-метровую высоту мостов (170-тонной детали механизма) привлек внимание даже многое повидавших производственников, инженеров и строителей. Они отмечали, что внешний вид конструкции напоминал корабль или даже подводную лодку. Для подъема мостов были задействованы два крана-великана, общая мощность которых составила 1350 тонн.Управляют краном и обслуживают его шесть машинистов. Они проводят регулярные осмотры, смазку, шприцовку грейфера и всех узлов. Раз в три месяца кран проходит ревизию со стороны службы КИПиА и электриков. Систематический надзор также осуществляет служба промышленной безопасности.Один из машинистов крана Сергей Кудря поделился впечатлениями от работы на этом величественном промышленном корабле. "Главное отличие такой грузоподъемной машины - это высокий уровень безопасности. Это чрезвычайно важно, ведь моя кабина находится на высоте 10-этажного дома. На обычном кране все приходится контролировать самому, а наш оснащен системой противораскачивания, которая должна предупредить опрокидывание крана. Есть датчик перекоса, чтобы кран равномерно передвигался по рельсам. Установлена автоматизированная система пожаротушения", - рассказал он.Все машинисты крана прошли тщательный отбор, это высококвалифицированные специалисты 6-го разряда с большим опытом работы. На "Нафтане" они повысили свою квалификацию - прошли обучение практическим навыкам управления краном по программе завода-изготовителя. Их работа - напряженная, ювелирная, требующая предельной концентрации. Профессионалы отлично справляются с производственными заданиями.Также на УЗК эксплуатируют единственный в Беларуси энергоэффективный лифт грузоподъемностью в 5 тонн. Высота его шахты составляет 63,5 м - это как три девятиэтажки, поставленные друг на друга. Его главные преимущества - высокая энергоэффективность и большой срок эксплуатации. У лифта нестандартное исполнение из металлоконструкций, а еще он очень комфортный и мощный - одновременно может транспортировать 66 человек. Помимо основной функции - подъем рабочих (сменных бригад на гидрорезку кокса, крановщика и ремонтно-обслуживающего персонала), он может поднимать грузы - оборудование, инструменты. Все механические элементы, включая кабину, изготовил крупнейший в мире производитель высоколегированной стали. Словом, это "Мерседес" в мире лифтов, как говорят эксперты.
ОАО "Нафтан" имеет топливно-масляно-ароматический профиль. Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции и обладает большими мощностями по переработке нефти. Завод вырабатывает нефтепродукты, которые применяются в различных отраслях народного хозяйства, а также поставляются на экспорт. Реализация проекта КЗК открыла новый этап развития белорусского нефтегиганта, и впереди у него - новые производственные вершины. "УЗК, как и комплекс замедленного коксования в целом, - это и есть наш достойный вклад в инновационное развитие и технологическую независимость Республики Беларусь", - подчеркнул заместитель генерального директора ОАО "Нафтан" по идеологической работе и социальному развитию Сергей Евтушик.Фото из архива БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.