Не изменяя традициям. Ярко, красочно и вкусно прошел в Гродно 10-й юбилейный Фестиваль сыра

2023-09-14 17:33
Инициатором и вдохновителем хлебосольного феста еще в 2013 году стала генеральный директор ОАО ордена Трудовой славы "Молочный Мир" Марина Аникеева. Изначально фестиваль задумывался исключительно для жителей города над Неманом, а сегодня вышел далеко за пределы региона, проходя под патронатом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Здесь готовят с душой

Торжественный момент, с которого из года в год стартует Фестиваль сыра в Гродно, – разрезание головки сыра. Традиционно – нового вида и приготовленного с душой для всех жителей Беларуси. "Губерт" стал новым дополнением к линейке сыров, выпускаемых ОАО "Молочный Мир" и названных в честь города Гродно. Предприятие уже известно своей продукцией с названиями, отражающими связь с городом над Неманом. Сыры "Гродненская Вежа", "ГороденЪ" и "Кронес" – все они символизируют городской дух, его культурную значимость и богатство наследия. И сыр "Губерт" вписывается в эту традицию, внося свою лепту в ассортимент продукции ОАО "Молочный Мир". Гостей праздника поприветствовала генеральный директор ОАО "Молочный Мир" Марина Аникеева: – Мы собрались здесь, чтобы порадовать вас и показать то, чего достигли. Верно сказано, что сыр – это апогей всей молочной промышленности. И Фестиваль сыра, можно сказать, – главный праздник всех молочников! – Иногда говорят, что молоко – это белорусская нефть, тогда можно сказать, что сыр – белорусское золото. Разница в том, что нефть образуется в результате тектонических сдвигов, а молоко – это плод сложного и кропотливого труда сотен тысяч жителей Гродненской области, – сказал председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник. – То же самое сыр: без любви, труда невозможно выпустить качественный продукт. Когда-то Сальвадор Дали сказал, что "если в стране нет по меньшей мере пятидесяти сортов сыра, значит, страна дошла до ручки". Исходя из этого определения, можно отметить, что наша Беларусь очень интенсивно развивается, потому что только на этой площади собрано более 90 сортов сыра.
Продукт с историей Центральным персонажем стал покровитель Гродно Губерт, в честь которого назван новый продукт "Молочного Мира". – В очередной раз наше предприятие подарило городу сыр. На юбилей, 895-летие, мы подготовили сыр "Губерт". Разработка нового продукта была очень интересной. Хотелось, чтобы он понравился покупателям, чтобы удивил их своим вкусом. Поэтому наши специалисты много работали над закаточной микрофлорой, также увеличили срок созревания до четырех и более месяцев. Надеемся, что новинку оценят и полюбят точно так же, как и другие наши продукты, – отметила заместитель гендиректора ОАО "Молочный Мир" Ольга Михновец. Название, выбранное для нового сыра, считают на предприятии, позволяет не только создать узнаваемую и привлекательную марку, но и "заякорить" связь между сыром и городом Гродно. Это еще один шаг в развитии и продвижении городской и сельской культуры, а также в привлечении внимания к наследию и традициям Гродненского региона. Сыр "Губерт" проходит длительный и тщательный процесс созревания, и этот период позволяет продукту полностью развить свои качества и достичь оптимальной степени зрелости. Отсюда – идеальный баланс между текстурой, вкусом и ароматом. Продолжительное время созревания способствует поразительной сложности его вкуса – от приятной нежности и легкой карамели до тонкой пикантности и сладости, создавая гармоничное сочетание различных оттенков вкуса. Паста в "Пармезане" и кофе с сырной пенкой Театрализованная программа, танцы, интерактивные площадки для детей, дегустации, многочисленные конкурсы и спортивные развлечения… Помимо всего этого разнообразия активностей, предприятие "Молочный Мир" в рамках традиционного Фестиваля сыра организовало еще и мастер-классы по приготовлению пасты в головке сыра "Пармезан", чизкейка "Сан-Себастиан" и кофе с сырной пенкой. Желающих узнать новые рецепты лакомств из местной продукции оказалось хоть отбавляй. Одним из кульминационных моментов стало разрешение интриги фестиваля. В торжественной обстановке назвали победителей и призеров экспертной независимой дегустации. На суд лучших независимых экспертов со всей страны было представлено 90 образцов сыра от 23 предприятий в девяти номинациях. Тщательный отбор проходил в первый день фестиваля, который также включал в себя семинар на тему "Актуальные вопросы в области технического регулирования и маркировки молочной продукции в ЕАЭС". – Из года в год конкурс прирастает не только участниками, но и образцами сыров. Самое большое количество сыров, представленных на конкурс, – с наполнителями (не только со знакомыми нам грибами, паприкой, луком, но и с эксклюзивными добавками – белым трюфелем, со вкусом шампанского, винограда и так далее, и это абсолютно новые виды сыров). Экспертам предстоит тяжелая работа оценить образцы не только по маркировке, упаковке, но и по цвету, текстуре и, главное, вкусу. Конкурс уникальный. Он позволяет не только знакомить потребителей с новинками, с ассортиментом сыроделия белорусской молочной промышленности, но и является мотивирующей отправной точкой: технологи сыроделия понимают, к чему им стремиться дальше, в какой области совершенствоваться, – сказала председатель центральной дегустационной комиссии, заместитель начальника главного управления перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода Беларуси Мария Климова.

Кстати, профессиональная дегустация требует высокой сосредоточенности – ничто не должно отвлекать. Дегустатор начинает готовить свои рецепторы заранее, избегая резких запахов или блюд с ярким вкусом. Оценивание образца включает в себя четыре этапа. Первый – осмотр на внешний вид. Дегустатор рассматривает сыр и его корочку, отмечая цвет и текстуру. Затем переходит к ощупыванию. Надавливает на поверхность и слегка постукивает по ней, чтобы определить степень консистенции и упругости, отмечает, как проходит через сыр нож. На третьем этапе дегустатор обращает внимание на запах. Свежесрезанный ломтик подносит к носу абсолютно чистыми руками или вилкой и вдыхает исходящий от него запах. Проба на вкус – заключительный шаг. Ломтик нужно положить на язык и подержать так несколько секунд, чтобы ощутить все полутона вкусовой палитры. В структуре экспорта белорусской молочной продукции удельный вес сыров – 44%. Они экспортируются в 20 стран мира, реализуется более 80% от производимого объема сыров. – В Беларуси один человек потребляет 7 кг сыра в год, мы же производим 29,9 кг в год на человека (в 3,6 раза больше потребляемого). Ассортимент сыров 5 лет назад был еще 380 наименований. Сейчас же – 487 наименований, 67 из них – сверхтвердые и твердые сыры, срок созревания которых достигает года и более, – добавила Мария Климова. Работать на перспективу – Молочная отрасль – одна из перспективных в сельском хозяйстве, она максимально экспортоориентирована. Мы с большим запасом производим молока для внутреннего рынка (более чем в 2,5 раза больше, чем можем потребить). И мы находимся в пятерке мировых экспортеров молочной продукции, в частности сыров, молока, цельномолочной продукции. Наша продукция под брендом "Сделано в Беларуси" востребована во всем мире и зарекомендовала себя как товар высокого качества. Географию стран, куда поставляется наша продукция, мы расширяем ежегодно. Сейчас у нас активно идет проработка рынков и реализация продукции в африканские страны, страны Ближнего Востока, Азии, расширяется ассортимент поставки в Китай, – отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Вадим Шагойко. И по итогам экспертной оценки на счету "Молочного Мира" – семь наград! Лидерами стали сыры под марками "Князь Витовт", "Рочестер", CHEESE–BUM, "Грювер особый", "Пармезан Вест", "Белорусское золото", мягкий взбитый сливочный сыр. По мнению экспертного жюри, лучшими также названы мягкий сыр "Моцарелла Чильеджини" (Верхнедвинского маслосырзавода), Amber (Рогачевского молочноконсервного комбината), "Тильзитер" ("Беловежские сыры"), "Пармезан ДеЛюкс" (Минского молочного завода №1 Воложинского производственного участка), "Маделан" (Копыльского филиала Слуцкого сыродельного комбината), "Маасдам" и "Арамель с пажитником" (Кобринского маслодельного-сыродельного завода).

Что не менее важно, свой выбор могли сделать и все гости сырного фестиваля. – За 10 лет проведения Фестиваля сыра появилось очень много сыров с наполнителями: с жареными лисичками, луком, приправами. Люди ищут новые вкусы, хотят гастрономического разнообразия, поэтому такие сыры очень востребованы. Среди этой категории презентовано на народную дегустацию 17 наименований. Наши предприятия умеют качественно делать зрелые сыры: 12 заводов представили свои образцы на суд жителей и гостей Гродно, – рассказал организатор народной дегустации Андрей Кириенко. И гости феста охотно делали свой выбор во второй день праздника. – Без сыра мы не обходимся ни один день. Особенно на завтрак: сытно, калорийно. Мы с мужем проголосовали – правда, мнения немного разошлись. Но главное – любовь к сыру у нас одна, – поделилась гродненка Нина. – Мы обожаем сыр. Любим наш – "Гродненская Вежа". Покупаем постоянно, просто наслаждаемся им каждый раз. Приятно, что, помимо специалистов-дегустаторов, могут и зрители, потребители попробовать сыры, дать свою независимую оценку, а еще – узнать новые вкусы и определить общим мнением самый достойный, – отметила Валентина после дегустации. Среди лучших, по мнению народных дегустаторов, признаны сыр "Сулугуни люкс" (Дятловский филиал ОАО "Молочный Мир") и пряные рулетики со вкусом грибов и приправой "Прованс" (производственный цех "Берестовица" ОАО "Молочный Мир"). Конкурс еще раз доказал, что гродненские сыроделы – настоящие мастера, умеют готовить сыры искусно, качественно, разнообразно, а главное, с любовью к потребителям, которые ценят их труд. Не оставляют покупатели без внимания и упаковку, в которой находится любимый продукт, и по ней они судят о его качестве. – Если 10–15 лет назад не каждый потребитель уделял особое внимание маркировочным надписям, то сегодня все хотят купить, в первую очередь, максимально натуральную продукцию – как говорят специалисты, с чистой этикеткой. Чтобы там отсутствовали аллергены, было поменьше пищевых добавок. Продукция "Молочного Мира", действительно, максимально приближена к чистой этикетке. Это требование, которое диктуется временем, нашими покупателями, и его очень ценят наши иностранные партнеры, в первую очередь – Европейский союз, – сказала начальник отдела качества и стандартизации ОАО "Молочный Мир" Инна Черко. – Законодательство меняется, появляются новые требования, которые также находят отображение на маркировочных надписях. Для того чтобы идти в ногу со всеми тенденциями законодательства, мы проводим мероприятия соответствующего плана, обучающие семинары для специалистов. Причем на семинаре, который прошел в первый день Фестиваля сыра, мы предусмотрели вопросы не только по маркировке, но и те, которые касаются аспектов технологии, применения ветеринарных препаратов, контроля. Мы очень старались, чтобы наш семинар был максимально полезен и информативен.

В первый день феста участники имели возможность ознакомиться и с нюансами работы предприятия, которое в день производит до 100 т сыра. ОАО "Молочный Мир" знают и в Беларуси, и далеко за ее пределами. Секрет успеха прост: каждый новый шаг здесь предпринимается в интересах потребителя. И своими подходами и наработками специалисты охотно делятся уже в 10-й раз, радуя при этом не только знатоков сырного дела, но и жителей и гостей Гродно.

На 10-м сырном фестивале "Молочный Мир" представил еще одну новинку – безлактозный сыр. На предприятии в который раз позаботились о людях, которые не переносят лактозу. Теперь такие покупатели с удовольствием могут есть не только фирменное мороженое, но и сыр под маркой Active Life. В Беларуси один человек потребляет 7 кг сыра в год. Если 5 лет назад ассортимент этой продукции составлял 380 наименований, то сейчас – уже 487. Причем 67 из них – сверхтвердые и твердые сыры, срок созревания которых достигает года и более. Екатерина БЕНАДЫСЮК, фото - Леонид ЩЕГЛОВ Размещение рекламы на БЕЛТА