На урок лучшего учителя страны. Сергей Шаминский о пути в профессию, ключах к сердцам людей и юморе на занятиях
2023-10-03 19:10
Быть педагогом - целое искусство. В этом на все 100 убежден учитель изобразительного искусства (а также черчения, трудового обучения, отечественной и мировой художественной культуры) Довской средней школы Рогачевского района Сергей Шаминский. На минувшей неделе его имя громко зазвучало на всю страну - он стал обладателем почетного звания "Учитель года Беларуси - 2023". Награду "Хрустальный журавль" и ключи от традиционного приза - автомобиля - ему вручил премьер-министр Роман Головченко.
Каким был путь в профессию и к профессиональному триумфу лучшего наставника страны, в чем секреты мастерства и как построить урок, чтобы дети запомнили его надолго? Корреспонденты БЕЛТА провели один день с учителем года Беларуси, чтобы найти ответы на эти вопросы.
Где искать ключи к сердцам людей
Кажется, октябрьское утро в агрогородке Довск по-особому празднично окрашено яркими осенними оттенками и наполнено настроением радости. Еще бы! Громкая победа в республиканском конкурсе Сергея Михайловича для коллектива школы, его учеников и всех односельчан стала поводом для гордости.
В родном учреждении победителя встречали громкими овациями на торжественной линейке.
Слова поздравлений в адрес учителя года звучат от директора Довской средней школы Дмитрия Алейникова. "Конкурс показал: неважно, какая школа - маленькая или большая, сельская или городская: если ты профессионал, не стоишь на месте, предан своему делу, тебе по силам все высоты. Сергей Михайлович - яркий тому пример. И больше всего повезло нашим учащимся, ведь их учит лучший учитель Беларуси", - слова руководителя школа поддерживает громкими овациями.
Директор не скрывает: "Мы были уверены, что Сергей Михайлович займет призовое место в конкурсе. Но когда узнали, что он попал в суперфинал, а затем завоевал и главный титул, было невероятное чувство радости, гордости".
По словам Дмитрия Алейникова, каждый урок Сергей Михайловича - это шедевр. "Во всех школах есть практика проведения открытых уроков, так вот у нашего коллеги каждый урок - открытый. К каждому уроку он готовится по-особенному. И к каждому ребенку находит свой подход. С уверенностью говорю: нет таких детей, которые скучают на уроках, витают в своих мыслях, не вовлечены в процесс. Всем детям интересно на уроках", - заверяет директор.
"Зная талант, профессионализм Сергея Михайловича как учителя, мы верили и надеялись, что победа случится. И гордость берет за то, что Сергей Михайлович смог продемонстрировать не только свой профессионализм, но и стойкость, уверенность", - присоединилась к поздравлениям на линейке начальник отдела образования Рогачевского райисполкома Елена Клочкова.
Теплые поздравления от всех жителей Довска передает председатель сельсовета Юрий Буранко: "Благодаря Сергею Михайловичу о нашем любимом агрогородке узнала вся республика. Новость о громкой победе в Довске разлетелась за считанные секунды. И каждый из 1700 жителей разделяет радость победы".
С волнением, трепетом, нескрываемым восторгом приветствуют наставника ученики. "Ни на мгновенье не сомневались в вашем триумфе. Были уверены на все 100%. Ведь вы - самый лучший", - держит слово десятиклассница Алина Михалева. Она с удовольствием вспоминает все занятия у наставника. "Я ходила к нему и на кружок. Его уроки - это всегда ярко, интересно, познавательно. А еще знаю, что учитель хранит работы своих учеников. Это так трогательно", - не скрывает эмоций десятиклассница.
В ответ наставник-победитель благодарит каждого за помощь и поддержку. "Она была колоссальной. На финальных этапах я получал сотни сообщений через интернет, по телефону от учеников - нынешних и бывших, даже от незнакомых людей", - по-доброму удивлен Сергей Михайлович.
И как наказ звучат его слова о том, что очень важно в жизни не растерять лучшие человеческие качества. "Ребята, где бы вы ни находились, с кем бы вы ни работали, всегда оставайтесь людьми. Это ключ к сердцам всех людей", - фойе школы вновь взрывается несмолкающими аплодисментами.
Классный руководитель для всех
Общее фото на память с лучшим учителем страны, и школьники разбегаются по классам. На урок настраиваемся и мы. В расписании - изобразительное искусство в третьем классе, труд у мальчиков из шестых, черчение у старшеклассников.
Интересуемся у Сергея Шаминского, есть ли у учителя года классное руководство. "У меня пять предметов - изобразительное искусство, отечественная и мировая художественная культура, черчение, технический труд и кружок "Юный художник". И каждый ребенок - в школе 212 человек - от начальных классов до выпускных занимается у меня. Поэтому можно сказать, что я классный руководитель для них всех", - улыбается наставник, открывая класс, где уже третьеклассники готовы постигать тонкости изобразительного искусства.
"Мне нравятся уроки рисования. У нас учитель очень добрый и всегда шутит", - листает свой альбом третьеклассник Валера Числов.
Мальчик еще не решил, кем станет в будущем. "Но рисовать, чертить внимательно учусь. Все в жизни может пригодиться", - по-взрослому аргументирует он.
"Сергей Михайлович уже научил нас многому. Вот я недавно нарисовала пейзаж - деревья, дома, как у нас в Довске. Все сказали: очень красиво", - подключается к беседе Надя Гончаренко.
"А уроки проходят у нас так интересно, что не хочется, чтобы они заканчивались", - шепчет девочка.
Учитель выводит на доске тему урока - "Жанры ИЗО" и оставляет многоточие. Завершить название предстоит ребятам. Малыши легко ориентируются в портретах, автопортретах, пейзажах.
"А если мы изображаем предметы, фрукты, овощи, цветы, мир неживой природы - как называется этот жанр?" - задает вопрос классу наставник.
Ответ готов быстро: "Натюрморт". Дети помогают дописать название темы. С интересом слушают о происхождении слова. Узнав, что оно пришло из Франции, пытаются даже грассировать, как настоящие французы. А затем предлагают свои варианты того, что может быть изображено в натюрморте. "Лимонад, продукты, карандаши, точилки", - сыплют предложения девчонки и мальчишки.
На этом уроке третьеклассникам предстоит воссоздать в натюрморте яркие плоды урожая - тыкву. Но вначале наставник предлагает вспомнить один из важных осенних праздников белорусских тружеников села. И вот уже школьная доска превращается в импровизированное табло "Поля чудес". Дети без труда одну за другой отгадывают буквы и само слово - "Дожинки".
Довольные собой, малыши достают карандаши.
Но прежде чем на белых листах появятся первые штрихи будущих тыкв, учитель просит вспомнить способы держания карандаша. Ребята наперебой рассказывают, показывают, объясняют, как правильно фиксировать кисть руки, какой способ хорош для начертания окружности, а какой - для прямых линий.
"Умничка! Молодец!" - от слов поддержки наставника на лицах третьеклашек довольные улыбки и еще больший интерес в глазах.
Дети смело проводят вертикальные и горизонтальные осевые линии, на них ставят засечки, соединяют их, потом закручивают хвостики на плодах, делают вогнутости, наносят полоски.
"Не переживайте, все доработаем, доштрихуем, дорисуем", - Сергей Михайлович не дает малышам ни на миг усомниться в их способностях.
Еще несколько точных движений карандашом, и в детских альбомах "вырастают" тыквы. Остается только насытить их цветом, за что и берутся дети.
Чем схожи наставник и космонавт
Следующий в расписании урок - труд. Спускаемся по школьной лестнице. В эти несколько минут перерыва интересуюсь, как учителю удается быстро переключаться с изобразительного искусства третьего класса на труд шестого, а еще через 45 минут - на черчение десятого.
"Я уже вошел в колею. Наверное, это как у космонавта космические перегрузки. Да, у каждого предмета своя специфика, своя терминология, и нужно очень быстро ориентироваться. Как правило, перемен у меня нет - ведь один урок плавно переходит в другой. И нужно успеть подготовить класс, сконцентрироваться, настроиться", - открывает кабинет наставник.
Пока ребята рассаживаются за парты, Сергей Михайлович обращает внимание на записи на доске. "Вот это мы высчитывали на трудах годичные кольца в древесине, здесь - пропорции лица человека. Я всегда делаю акцент на том, что тот или иной предмет имеет связь с другими школьными предметами", - делится учитель года.
Обозначив на доске, что сегодня предстоит разобраться в особенностях столярной мастерской, Сергей Михайлович просит вспомнить мальчиков, какие виды мастерских существуют вообще. "Слесарная, столярная, комбинированная", - радуют учителя ответами школьники.
Ребята не только без раздумий называют инструменты, но и легко ориентируются, к какой именно мастерской относятся те или иные ножовки, молотки, рубанки и так далее. Они готовы долго рассказывать, что можно сделать при помощи каждого предмета.
Звенит звонок, и вот уже десятиклассники готовы погрузиться в мир линий на черчении.
"Вы удивитесь, но с черчением мы уже тесно сталкивались на уроках", - заинтриговывает ребят педагог, вычерчивая на доске прямоугольники для правильных ответов.
Старшеклассники вписывают в них геометрию, графику, рисунок, математику, другие составляющие схемы. И с интересом слушают в новую тему.
"Сергея Михайловича знаю очень давно. Он преподавал у меня с начальных классов. Отличный учитель. Никогда не подсматривает в учебник, все рассказывает сам - спокойно, интересно и с нотками юмора", - говорит десятиклассница Виктория Шпак.
И дольше трети века длится путь
В профессии учителя Сергей Михайлович уже 33 года. "Это если с момента поступления на работу в Довскую школу. А если взять институт, а я заканчивал педагогический, то плюс еще пять лет к профессиональному пути. И еще после окончания школы я работал в родном учреждении, и за это время участвовал в создании школьного музея исторической и боевой славы", - считает стаж наставник.
Он признается: мальчишкой мечтал быть художником. "Интерес к рисованию у меня был с малых лет, сколько себя помню. И я мечтал, что вырасту и стану художником", - возвращается в свои детские годы Сергей Шаминский.
"Как только смог держать карандаш в руках, уже рисовал. Ходил в садик и каждый день приносил рисунок", - с нежностью в голосе добавит чуть позже мать педагога Татьяна Ефремовна. Благодаря ей работы юного художника сохранились и по сей день.
Сергей Михайлович уточняет: с ранних лет ему нравились детские книжки: "Я собираю их и по сей день. Из этих книжек я срисовывал картинки. Именно эти книжки и научили меня рисовать. Плюс когда смотрел по телевизору советские мультфильмы, на ходу с экрана срисовывал мультипликационных героев. Все это развило мою зрительную память".
Собеседник убежден, что любовь к творчеству и талант передались генетически. "Мама занимается вышивкой, у нее очень много изделий в различных техниках. Отец был строителем, с художественным воображением, разбирался в искусстве, поэзии, музыке, литературе", - теплым голосом звучит рассказ о родителях.
"На какие бы в тебе не находились скрытые данные, их все равно нужно развивать, причем постоянно. Если только ты их запустил, то, как и в спорте, приходится заново накачивать художественные "мышцы", - считает Сергей Шаминский.
Следуя детской мечте, юный Сергей при выборе профессионального пути искал специальности, которые бы позволяли и дальше развиваться в творчестве. Выбор пал на Витебский государственный педагогический институт имени С.М. Кирова (впоследствии был переименован в университет П.М. Машерова). Специальность - "учитель изобразительного искусства, черчения, трудового обучения".
"После окончания мне предлагали остаться в институте, но я хотел на свою родину", - добавляет он.
Просим наставника вспомнить первый урок. "Помню, как готовился к урокам. Помню, как сижу ночью на диване. Уже два-три часа за полночь, а я пишу планы-конспекты", - с легкостью принимает приглашение в путешествие во времени собеседник.
"А вообще, помню один из своих первых уроков, когда еще работал в школе в качестве оформителя музея. Меня иногда просили подменить учителя рисования, трудового обучения. Было очень волнительно", - немного меняет маршрут воспоминаний педагог.
Он признается, что и по сей день, когда входит в класс, испытывает те же чувства, что и артист, когда появляется на сцене: "Волнение есть. От того, чтобы всю выстроенную, спланированную линию очень грамотно провести, не сбиться, не запутаться. Потом, с ходом урока, все волнение рассеивается".
Юмор - обязательный момент
Сравнивая учеников 1990-х и современных, Сергей Шаминский делится наблюдением: "В прежние годы школьники, не имея компьютеров, телефонов, были более заинтересованы в получении знаний на уроках. Они понимали: единственный путь овладеть знаниями - это школа. Конечно, все зависело и от роли учителя, насколько он мог увлечь учебным процессом. В 2000-х дети стали меняться - давали знать о себе компьютеризация, телефонизация. Увлечь, заинтересовать знаниями стало сложнее. Сегодняшнее - фактически третье поколение, поколение детей 1990-х - еще больше изменилось".
"Да, в своей детскости они все также чисты, открыты, радостны, но они понимают, что, имея в руках телефон, можно получить любую информацию сразу же, мгновенно. И если учитель смог заинтересовать детей, они будут слушать, получать знания, а ты сможешь им нести вечное, доброе", - продолжает педагог.
Обязательный элемент любого урока Сергея Шаминского - юмор. "Я специально не готовлю какие-то шуточные приемы, они рождаются сами собой - в атмосфере урока. И привнося нотку юмора, я сразу настраиваю класс на продуктивную работу", - открывает секреты своих уроков наставник.
"Но самое главное - к детям нужно относиться как к равному себе. Они чувствуют и понимают это отношение", - уточняет он.
Время триумфа и открытий
Такой подход Сергей Шаминский транслировал и во время конкурса "Учитель года Беларуси - 2023". К слову, впервые он попробовал свои силы в педагогическом состязании еще в 2017 году. Но тогда по состоянию здоровья сошел с состязательной дистанции. В 2020 году был в составе инициативной группы при подготовке другого конкурсанта.
За время нынешнего конкурса Сергею Михайловичу довелось поработать с учениками разных школ - Рогачева, Гомеля, Минска. Он давал мастер-классы в колледжах, выступал перед общественностью.
"Секрета успеха нет. Для каждого преподавателя секрет успеха должен заключаться в его методике преподавания. В этом конкурсе, как и в работе в школе надо оставаться искренним, открытым, естественным и честным. Это всегда помогает", - говорит Сергей Михайлович.
Время конкурса для опытного педагога стало и временем открытий. "Вместе с коллегами из нашей области, других регионов мы получили новый уровень профессионального педагогического мастерства, повысили ступень мастерства, мы узнали новые приемы, открыли для себя интересные методы. Но самое главное открытие - открытие людей, с которыми мы проходили конкурс. За короткий срок мы стали одной дружной семьей. Помогали друг другу на всех этапах конкурса. Мы не были соперниками, а сдружились и искренне поддерживали один одного. Человеческая дружба, искренность, помощь и поддержка - самые ценные открытия конкурса", - перечисляет Сергей Шаминский.
Тепло родных сердец
Надежным тылом, опорой и поддержкой сегодняшний герой называет свою семью. И после первого рабочего дня с момента победного возращения учитель года Беларуси спешит высказать слова благодарности своим родным. Супруга Татьяна трудится врачом лабораторной диагностики в Довской участковой больнице.
"Во время конкурса мы переживали, поддерживали всей семьей. Вместе стихи учили, на нас как на зрителях он оттачивал свои выступления. А мы с секундомером следили, чтобы все было по хронометражу. Так переживали, что я за это время даже похудела", - смеется Татьяна.
Супруги вместе уже более четверти века. "Мы оба местные. Видели друг друга, но не знали, что в будущем свяжет нас судьба. Познакомились, стали общаться на одной из маевок - в Довске была традиция собираться всем жителям вместе на Пасху, накрывать большой стол", - вспоминает Татьяна.
"Это был 1996 год. Через два года мы поженились. Затем появилась старшая дочь, Света, через 10 лет - младшая, Лиза. Я ушел в декретный отпуск и за два с половиной года прошел всю материнскую школу, узнал женский труд. И перед женщинами преклоняю колени", - добавляет Сергей Михайлович.
В настоящее время Светлана работает в столице, а Лиза ходит в десятый класс Довской школы. "Наш папа заботливый, внимательный, любящий. Всегда во всем поддерживает, помогает во всем. Ну а его уроки - это всегда незабываемо", - дает свою оценку девушка.
Вспоминая конкурсные дни и момент, когда стало известно имя "Учителя года Беларуси - 2023", школьница отмечает: "Когда только на новостных лентах появилось имя папы как победителя, нас просто захлестнули эмоции. Я решала в этот момент домашнее задание и даже сначала не поверила".
В тот день не смолкал ни ее телефон, ни телефон матери. "Нам сыпались звонки, сообщения. Все поздравляли. Это было очень трогательно. Конечно, слезы радости мы не могли сдержать", - до сих пор не утихли эмоции семьи победителя.
"Мой сын - учитель от Бога. Как бывает врач от Бога, так и учитель. Он все свои знания без остатка отдает деткам. И свободного времени у него нет. Я очень им горжусь", - добавляет штрихи к портрету лучшего учителя страны его мать Татьяна Ефремовна.
Индейцы, гитара, творчество
В нескончаемом круговороте дел Сергей Михайлович старается выкроить время и на увлечения. Одному из них уже много лет.
"С самого детства меня заинтересовала и индейская тематика. Наверное, со второго класса. В местном клубе шли фильмы с Гойко Митичем - "Сыновья Большой Медведицы", "Чингачгук - Большой Змей", "Белые Волки", "След Сокола". И меня они очень впечатлили. Я стал читать книги про индейцев и, конечно, рисовать. Делал солдатиков бумажных - 100 штук. Все рисунки сохранились. А спустя время я стал рисовать киноафиши к тем фильмам, которые видел ранее - в этих афишах я передал, как бы я их нарисовал", - показывает плакаты на стенах своего дома наставник.
"Лично я с Гойко Митичем не встречался, но мои знакомые рассказали ему обо мне, о моем увлечении. И он передал мне автограф со словами "Сергею. Всего хорошего. Митич Гойко", - достает Сергей Михайлович карточку с подписью актера.
Теплом овеян уголок в доме наставника, где висят написанные им портреты дорогих сердцу людей - жены, дочерей, матери. "Это такие подарки к их дням рождения", - уточняет собеседник.
А еще он с легкостью может на слух подобрать и сыграть на гитаре звучащие по радио или ТВ мелодии. Кроме того, Сергей Михайлович украсил двор у дома сделанными из дерева фигурками, организовал и уголок для отдыха. И весь творческий, профессиональный и жизненный путь лучшего педагога страны как нельзя ярче отражает фраза "Талантливый человек талантлив во всем".
Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,
БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.