Искусство современных шаповалов: как в Дрибинском районе сохраняют ремесло предков

2023-01-05 14:15
Слава о дрибинских шаповалах гремела несколько столетий назад по всей округе. Тогда сделанные ими валенки носили даже за рубежом, вплоть до Америки. И в современном мире, при огромных возможностях и выборе, валенки продолжают быть популярными, а дрибинских мастеров знают и в Австралии. Коллектив Дрибинского районного историко-этнографического музея вот уже много лет не только объединил вокруг себя потомственных шаповалов, но и продолжает развивать удивительный народный промысел. А в канун Нового года сотрудники музея стали лауреатами специальной премии Президента деятелям культуры и искусства за большой вклад в развитие народного художественного творчества, возрождение традиций шаповальства. Корреспонденты БЕЛТА отправились в музей, чтобы познакомиться с его сотрудниками и традициями древнего ремесла. Шаповальство на Дрибинщине - это визитная карточка района. Здесь сложно найти человека, который бы не назвал вам хотя бы одного мастера-шаповала. И как рассказала директор Дрибинского районного историко-этнографического музея Жанна Климова, основная задача коллектива музея - не просто сохранить историю шаповальства, но и рассказывать об этой традиции. "К нам приезжает много гостей со всей Беларуси, России и ближнего зарубежья. Мы активные участники областных и республиканских праздников. Люди замечают наших мастеров, а потом приезжают к нам, чтобы побольше узнать про ремесло наших предков. И здорово, что это интересно не только взрослым, но и молодежи, детям, - рассказала она. - Шаповальство внесено в список нематериальных культурных ценностей Беларуси. А на нас лежит важная миссия донести эту историю, традиции, сохранить для следующих поколений".

В районном музее шаповальству посвящен целый зал. Здесь можно найти приспособления, которыми пользовались наши предки при изготовлении изделий из шерсти: валенок и шапок-магерок. Колодки, специальные ножницы, правидлы - все это передавали в музей местные жители. Вторая часть зала рассказывает про современное шаповальство: здесь есть выставка готовых изделий, фото современных шаповалов. Рассматривая фотографии, удивляешься, что многие до сих пор занимаются шаповальством целыми семьями. "Все они потомственные мастера. Шаповальство было распространено не только на Дрибинщине, но и в других областях. У каждой местности есть свои особенности. Мастера хранят их в секрете, а у нас даже придумали свой язык - Катрушницкий лемезень. "Он насчитывал 915 слов. И нужен был для того, чтобы подробности процесса создания валенок держать в секрете от других мастеров. Сам язык передавался в семьях вместе с ремеслом под строгим секретом. Валенки наших мастеров всегда отличались красотой и прочностью", - сказала Жанна Климова.

Одним из мастеров-шаповалов является участник народного любительского коллектива "Шаповал" Владимир Осиповский. Свое умение и мастерство шаповального дела он перенял от матери. "Я родом из Витебской области. Жили большой семьей в деревне Савченки. Начали держать овец. Родители работали, а овцы приносили нам мясо, шерсть. Это помогало выживать, - вспоминает мастер. - Однажды к нам в деревню приехал шаповал Евдоким Егорович Огородников. Шаповалам ведь для работы немного нужно: приспособления и шерсть. Как говорится, где шаповал стал - там его и стан. Моя мама хотела обучиться этому ремеслу и стала повторять то, что делал Евдоким Егорович. Он не хотел мать обучать, говорил, что не женское это дело, работа тяжелая. Но мама была очень целеустремленной и не боялась трудностей. Стала учиться, руку набивать. А я малый совсем был, ничего толком не понимал. Чем-то помогал, что-то подносил, но тогда меня шаповальство совсем не заинтересовало".

После школы Владимир Станиславович пошел учиться на автослесаря в витебское училище. Потом была армия. И пока молодой человек служил, его семья перебралась в деревню Покутье Дрибинского района. "Пришел из армии, устроился на работу. Мама тогда продолжала валенки делать. А я как-то украл у нее полкилограмма шерсти, решил тоже попробовать - смеется мастер. - Что-то даже сделал. Мама, когда увидела мой шедевр, сказала, что я молодец, но вот руки-то мне отбить надо. Стал понемногу у нее учиться. Потом уже вместе работали".
Тогда это было увлечение, а теперь шаповальсто стало призванием. "Мамы не стало несколько лет назад. А я вот продолжаю семейную традицию. Получается, я потомственный шаповал, - отмечает мастер. - Качественные и красивые валенки - это настоящее искусство, только тяжелое и кропотливое. Тут и сила нужна, и выдержка. Но я люблю свое дело. Это помогает сохранить мне связь с моими корнями, предками. Это помогает сохранить нашу историю и традиции. А еще мы дарим людям тепло. Ведь каким бы ни был прогресс, пока есть зима и морозы - валенки всегда будут актуальны".

Процесс создания валенок совсем не отличается от того, что был столетия назад. Все делается вручную и несколько дней. "Для качественных валенок нужно хорошее сырье - овечья шерсть. Лучше всего для этого подходит шерсть овец романовской породы и обязательно осенней стрижки, - раскрывает некоторые тайны процесса Владимир Осиповский. - А еще красота изделия зависит от колодки. Кстати, на ее изготовление может уйти не один месяц. Отсюда и стоимость готового изделия". В музее часто проходят мастер-классы по изготовлению валенок. Владимир Станиславович показывает гостям сложный, но интересный процесс. "В обычной жизни такое редко можно увидеть. Людям интересно, они с радостью участвуют в процессе. И даже дети. Это говорит о том, что наша история и традиции будут жить", - подчеркнул он.

В Дрибинском музее уверены, что сохранение традиций - одна из важнейших задач коллектива. Но еще важно находить новые формы работы. Одним из таких направлений стало создание при музее образцового детского любительского объединения "Катрушник", где дети разного возраста учатся валянию из шерсти. Два года им руководит Ольга Красницкая. "Чего мы с детьми только не делаем! Это и различные цветы, игрушки, украшения. Ребята с большим удовольствием приходят на занятия, - рассказала она. - Сама я вяжу и вышиваю, а валянию из шерсти научилась два года назад. Процесс для творческого человека несложный, было бы желание. Сначала учила детей, училась и чему-то новому вместе с ними. Процесс создания изделия из шерсти очень увлекает. Это и развитие мелкой моторики, и своего рода медитация. И даже веселье - наши занятия всегда проходят с песнями, шутками, историями. Детям очень нравится".

Как подчеркнула директор музея, присуждение высокой награды коллективу учреждения культуры стало приятной неожиданностью. "Это говорит о том, что нашу работу не просто заметили, но и отметили на самом высоком уровне. И в этой награде заслуга каждого человека, который работает с нами, - уверена Жанна Климова. - Конечно, мы не будем останавливаться на достигнутом. Потому что на нас лежит теперь еще большая ответственность за сохранение и популяризацию наших традиций и истории".

Анастасия ГУЗОВСКАЯ, фото Олега ФОЙНИЦКОГО, БЕЛТА.-0-