Эту церковь называют белорусским Тадж-Махалом, а когда-то в ней был склад удобрений

2022-06-07 11:14
Здание церкви Успения Пресвятой Богородицы в агрогородке Сарья Верхнедвинского района не имеет аналогов в мире. В народе его называют "каменным кристаллом" или "каменными кружевами", а еще - одним из самых красивых памятников архитектуры Беларуси. Мы узнали, какие тайны хранят стены Сарьянского храма, построенного более 165 лет назад. Первые упоминания о деревне Сарья датированы 1508 годом. Здешние земли изначально принадлежали древнему роду Сапег. К Лопатинским, с которыми связана история храма, поместье перешло в XVIII веке. Идея его возведения пришла к хозяину Игнатию Лопатинскому после смерти его горячо любимой супруги в 1851-м, летом того же года был заложен фундамент. Тем самым он повторил романтический подвиг Шах-Джахана, построившего в XVII веке всемирно известный Тадж-Махал в память о любимой жене.
Храм, архитектором которого стал Густав Шант, проживавший в то время в Освее, был призван отобразить всю красоту Марии Лопатинской и глубину переживаний безутешного шляхтича. Доподлинно неизвестно, в каком статусе строилось это здание: как костел или же некий семейный дом скорби, из которого по подземному переходу можно было попасть в усыпальницу Лопатинских. Сегодня на месте склепа стоит памятный камень.

Есть своя версия и у здешнего батюшки Василия, который служит в этой церкви почти 30 лет. - Вокруг храма все время такие разговоры, будто православные забрали его у католиков. На самом деле Лопатинский в память о своей любимой решил построить не что иное, как фамильное сооружение. К тому же, хоть он сам и был католиком, супруга Мария была православной. Однако в процессе возведения его ждали серьезные неприятности. Витебское губернское управление возбудило уголовное дело против хозяина Сарьи по факту незаконного строительства здания. Предлагалось даже снести постройку, - рассказывает отец Василий. - Лопатинский же просил найти консенсус: если не пользоваться самому, то сохранить здание и передать его государству. В итоге местные власти передали его православной церкви. Даже были выделены деньги на завершение строительных работ. Документы со сведениями судебной тяжбы хранятся в архивах.

Чудом уцелел в войну, был складом удобрений
По словам Василия Стрехи, в истории храма немало печальных страниц. Одна из них датирована 1920 годом, когда Сарья была оккупирована польскими войсками. Католики обратились к военным с просьбой о передаче им храма. - У меня сохранились воспоминания местных жителей, которые рассказывали, как православных христиан буквально выгоняли из церкви штыками. Всю утварь снимали и выбрасывали за дверь. Правда, менее чем через полгода, в июле 1920-го, Сарья стала советской территорией и храм был возращен православным на законных основаниях, - уточняет он. - Что они делают? Аккуратно снимают церковную утварь и отдают ее католикам со словами: заберите, пожалуйста, это не наше. Церковь здесь функционировала вплоть до середины 30-х годов XX века. Верхнедвинский район - один из самых пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Особенности его ландшафта, речные преграды позволили советским войскам создать сильную оборонительную линию, которая значительно замедлила наступление фашистских захватчиков летом 1941 года. Глубокие пулевые и снарядные отверстия, словно порезы на стенах из красного кирпича, говорят о том, что храм стал свидетелем ожесточенных боев на территории Сарьи. То, что он уцелел, не иначе как чудо!

- Сразу после войны в храме жили люди. С начала 50-х и вплоть до 1987 года здание использовали как склад удобрений и ядохимикатов местного совхоза. Посмотрите, по сей день внизу стены видны следы просочившихся из мешков химикатов. Башни церкви были практически разрушены. Все, что видим сейчас, - это проведенная по архивным данным реконструкция. В храме хранится икона Петра и Февронии с частицами мощей Сложно поверить, но в 1989 году в храме чуть было не открыли кафе-бар. Один местный деятель выступил с таким предложением. Внутри успели сделать перепланировку: железобетонными перекрытиями отгородили второй этаж, одну из арок заложили кирпичом. Правда, открытия так и не случилось - что-то не срослось.

- В старой Советской энциклопедии говорится, что позже храм был передан католикам. Но я сам собирал сведения, много говорил с местными, они это отрицали. К тому же есть протокол собрания, датированный 3 января 1990 года, на котором присутствовало 286 человек, из которых 271 проголосовал за передачу здания православным верующим. В 2008 году мы приступили к полнейшему восстановлению церкви, в том числе демонтажу перекрытий. Новая страница в истории святыни - 8 июля 2011 года. Завершение восстановления церкви Успения Пресвятой Богородицы было ознаменовано знаковым событием. - У входа в храм был установлен первый в районе памятник из бронзы и первый в Беларуси монумент, посвященный святым благоверным князьям Петру и Февронии Муромским. Православные христиане почитают их как покровителей семьи и брака, - рассказывает Василий Стреха. - В церкви хранится еще одна важная реликвия - икона Святых с частицами их мощей. Сарьянский храм занесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник сакрального зодчества республиканской значимости.

Самый выразительный пример неоготики в Беларуси История церкви Успения Пресвятой Богородицы такая же необычная, как и само здание. Этот храм, пожалуй, самый выразительный пример архитектуры неоготики в Беларуси. - С одной стороны - стиль неоготика, привлекающий своим величием и энергетикой, с другой - особая тонкость, кружевное изящество, внешняя хрупкость храма-памятника, отражающая и нежность чувств к своим близким, и глубину горя из-за их раннего ухода, - отмечает кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории искусств БГАИ Геннадий Лаврецкий. - За время своего существования он претерпел множество страданий. Удивительно, как Божьим промыслом до наших дней дошел этот храм - не только как свидетель исторических и политических перипетий, но и как источник духовности и мудрости белорусского народа. По словам историка архитектуры, несколько раз предпринимались попытки перестроить костел в формах, традиционных для православной архитектуры, однако убедительного решения так и не было найдено.

- Сегодня, после всех тягот, Успенская церковь в агрогородке Сарья представляет собой пример стойкости и народной мудрости, способствовавшей сохранению этой жемчужины белорусского зодчества, - подчеркивает архитектор. С 2011 года в Сарье 8 июля традиционно празднуется День семьи, любви и верности. | Марина ВАЛАХ, газета "7 Дней", фото Рамиля НАСИБУЛИНА. ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ Читайте также: Златоглавые и очень красивые. 19 фото православных белорусских храмов Святыни с трагической историей. Какие памятники прошлого мы больше никогда не увидим Пиревичская жемчужина. Как спасти уникальный белорусский храм