ДОСЬЕ: К 530-летию города Мосты

2016-11-02 09:51
Мосты - город и административный центр Мостовского района. Находится в 60 км на юго-восток от Гродно на берегу реки Неман, является важным узлом железнодорожных и автомобильных дорог на Гродно, Волковыск, Лиду. Впервые упоминается в одной из книг Литовской метрики 1486 года как местечко и центр волости Гродненского уезда Трокского воеводства ВКЛ. Уже в то время Мосты являлись довольно большим поселением, которое располагалось на перекрестке торговых путей.
В 1539 году в местечке был возведен костел. Земельный участок под его строительство выделила королева Бона Сфорца, жена великого князя ВКЛ и короля Польши Жигимонта I. Благодаря ревизии 1561 года сохранилось подробное описание местечка Мосты. Это было старинное оседлое поселение, которое находилось на обоих берегах Немана. Состояло оно из правобережной части - сегодняшней деревни Правые Мосты и левобережной - нынешней деревни Левые Мосты. Население местечка, проживавшее тогда более чем в 100 домах, составляли преимущественно белорусы. Вместе с тем жителями Мостов были также русские, поляки, евреи. Значительную торговую роль играла пристань на реке Неман, через которую проходили суда и плоты, действовали паром и водяная мельница, а также рынок. После 1589 года неманское местечко находилось в составе Гродненской экономии. Согласно королевским грамотам 1601, 1633, 1653, 1677 годов, Мосты получили ограниченные городские вольности. Так, грамота 1633 года разрешала здесь проводить еженедельные торги и две ежегодные ярмарки. Они проходили при большом количестве людей. Этому способствовало то, что Мосты находились на важной торговой дороге, которая шла из Вильнюса в Краков.
После третьего раздела Речи Посполитой (1795) Мосты вошли в состав Российской империи. В 1823 году было вынесено специальное решение, дающее право привлекать мещан местечка исполнять повинности наравне с крепостными. В начале XIX века возникает необходимость строительства в Мостах судоверфи, развития лесоразработок. В волости открываются суконное и лимонадное предприятия, меднообрабатывающая мануфактура. В самых удобных местах реки Неман существовали пристани. В 1812 году окрестности Мостов, которые оказались на пути французской армии в Россию, стали ареной активных военных действий. Российские войска, которым пришлось отступать, построили переправу через Неман около местечка Мосты. Армия Багратиона в то время находилась в Волковыске. Пришедшие французы организовали переправу около Мостов. Но в скором времени ее уничтожил отряд казаков русской армии под командованием генерала Платова. В конце июня - начале июля французы захватили Мосты. Солдаты не церемонились с населением, грабили и отнимали хлеб и провиант. После изгнания наполеоновских войск хозяйственная жизнь местечка Мосты и волости стала быстро налаживаться. Согласно переписи 1897 года, в местечке Мосты проживало 2633 жителя, насчитывалось 601 здание, имелось народное училище, работало лимонадное предприятие, действовали церкви, синагоги, еврейский молитвенный дом. В начале XX века в Мостах появляется железная дорога, которая связала город с крупными экономическими центрами. До 1907 года железные дороги соединили Мосты с Гродно, Лидой, Волковыском. На месте лесопильного завода была основана железнодорожная станция. С сентября 1915 года по декабрь 1918 года Мосты были заняты немецкими войсками. С 1921 года местечко находилось в составе Польши и было центром гмины Гродненского повета Белостокского воеводства. В 1927 году в Мостах основана фанерная фабрика Конопацких, которая поставляла свою продукцию для авиационной промышленности. С 1939 года Мосты в составе БССР. 15 января 1940 года Указом Президиума Верховного Совета БССР в составе Барановичской области был образован Мостовский район, который состоял из 11 сельских советов. В Мостах был создан поселковый совет с правами горсовета. В 1940 году в районе действовало 45 школ, в которых учились более 7 тыс. человек. Были открыты районный Дом культуры, районная и две сельские библиотеки. Крупнейшими предприятиями Мостовщины в те годы были крахмальный завод в деревне Рогозница, фанерный и лесопильный заводы. Ощутимые изменения происходили в сельском хозяйстве. Началось создание колхозов. В мае 1940 года в районе было 10 колхозов. На базе помещицкого имения в деревне Белавичи была создана первая в районе машинно-тракторная станция. В Великую Отечественную В августе 1941 года большая часть территории Мостовского района была включена в состав Третьего рейха и подчинена Восточной Пруссии. Оккупационные власти ввели принудительную всеобщую трудовую повинность для всех жителей от 12 до 65 лет. Население было обложено непосильными налогами и поставками сельскохозяйственных продуктов в пользу немецкой армии. С первых дней оккупации началась активная борьба мостовчан с немецко-фашистскими захватчиками. На территории Мостовского района действовали подпольные комсомольские и антифашистские организации. Центром партизанского движения стала Липичанская пуща. Одна из первых партизанских групп на Мостовщине была создана в конце 1941 года Павлом Ивановичем Булаком. Гитлеровцы издевались и причиняли страдания населению Мостовщины. Весь мир облетела весть о трагедии деревни Княжеводцы, разделившей судьбу Хатыни. Подобные кровавые злодеяния каратели совершили в деревнях Задворье, Черленка, Щара, Шимки, Песчанка, Бояры. 23 июня 1944 года началась операция "Багратион" по освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 13 июля был освобожден Мостовский район. В ходе кровопролитных боев за белорусскую землю 15 воинов-уроженцев Мостов были удостоены высокого звания "Герой Советского Союза". В годы войны погибли свыше 2,6 тыс. мирных жителей Мостов. Не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны свыше 1 тыс. уроженцев города и района. На Мостовщине были разрушены, сожжены и разграблены предприятия, машинно-тракторная станция, культурно-бытовые учреждения, жилые дома, взорваны шоссейный и железнодорожный мосты через Неман. Огромный урон был нанесен фанерному и лесопильному заводам. С большим энтузиазмом местные жители в послевоенное время взялись за подъем народного хозяйства. Разворачивалось жилищное строительство. К концу 1945 года в поселке Мосты было сдано в эксплуатацию более 100 коммунальных квартир. В них переселялись семьи погибших воинов, инвалидов войны, фронтовиков и партизан. Годы созидания Начались работы по восстановлению промышленных предприятий, автомобильного и железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. В первые послевоенные годы были построены два кирпичных завода в деревне Белавичи, а в деревне Пески - маслосырзавод республиканского значения. К 1949 году была завершена реконструкция лесозавода и фанерного завода, где был освоен выпуск новой продукции. В этом же году Мосты были преобразованы в городской поселок. Вторая половина 50-х годов ознаменовалась успехами в развитии сельского хозяйства Мостовщины. Приток в колхозы грамотной молодежи и более рациональное использование техники содействовали повышению урожайности и подъему животноводства. Большую помощь труженикам деревни в подъеме сельского хозяйства оказывали коллективы промышленных предприятий. Долгое время в Мостах два предприятия одного и того же профиля - фанерный и лесопильный заводы - существовали самостоятельно. В 1958 году заводы объединились. Образовалось новое предприятие - Мостовский фанерно-деревообрабатывающий комбинат (ФанДОК). К концу шестой пятилетки комбинат стал одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий республики. Ощутимые изменения произошли в социальной сфере, увеличилось жилищное и культурно-бытовое строительство как в Мостах, так и в сельской местности. Изменялся облик города Мосты. Был разработан генеральный план-проект развития и застройки его на 30 лет. Осуществление плана началось с создания административно-общественного центра. Основу составили Дом Советов, районный узел связи, дом быта, универмаг. Построен кинотеатр "Современник", гостиница "Мосты". В 1972 году был спроектирован и построен единственный в республике большепролетный пешеходный мост оригинальной конструкции. Идея его возведения принадлежала Евгению Титовичу Радкевичу. В 1974 году восстановлен автодорожный мост через Неман, связавший центр города с его левобережной частью. Успешными для развития района стали 80-е годы. За достигнутый рост урожайности, повышение производства продукции сельского хозяйства по итогам работы в 1982 году Мостовский район был награжден тремя переходящими Красными Знаменами ЦК КПБ, Совета Министров БССР и ЦК ЛКСМБ. В 1986 году Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР за успехи в социально-экономическом и культурном развитии город Мосты был награжден Почетной грамотой. Сегодня Мостовский район - это полноправный субъект хозяйствования Беларуси. Мостовщина живет и развивается. Активно ведется новое строительство и ремонт зданий, благоустраиваются улицы и дворы. Возводятся новые жилые дома и микрорайоны. На территории района действуют шесть промышленных предприятий: ОАО "Мостовдрев", СООО "Байдимэкс", ОАО "Мотекс", ОАО "Рогозницкий крахмальный завод", коммунальное производственное унитарное предприятие "Мостовская сельхозтехника", областное унитарное предприятие "Мостовский ремонтный завод". Продукция, произведенная на Мостовщине, поставляется в 18 стран мира.

Агропромышленный комплекс Мостовщины развивается в новых условиях. Из года в год район достигает высоких показателей в развитии сельского хозяйства и является одним из лучших в Гродненской области. По территории района проходят железнодорожные линии Лида - Мосты - Волковыск и Гродно - Мосты, автодороги Щучин - Мосты - Волковыск, Мосты - Слоним, Мосты - Гродно. Мостовщину прославили Мостовщина - родина многих выдающихся белорусских деятелей, внесших значительный вклад в развитие науки, литературы, образования и культуры. Среди них Болтрукевич Станислав Иванович (1940-2012) - белорусский ученый в области травматологии, ортопедии и хирургии, доктор медицинских наук (1985), профессор (1986), заслуженный деятель науки Беларуси (2000), один из основателей костно-пластической хирургии в Беларуси, создатель белорусской школы пластических хирургов. Далеко за пределами Беларуси знают спортсменов Мостовщины - участников и победителей чемпионатов Европы и мира, а также Олимпийских игр. Среди них Сорока Здислав Викторович - белорусский спортсмен (гребля на байдарках и каноэ), мастер спорта СССР (1974), мастер спорта СССР международного класса (1976), заслуженный тренер Беларуси (1989). В 2000 году в Олимпийских играх в Сиднее принимали участие уроженки Мостовщины Светлана Вакула и Елена Беть. В 2014 году уроженец мостовской земли Олег Юреня стал чемпионом Европы по гребле на байдарках и каноэ, а Дмитрий Лопата занял второе место на чемпионате Европы среди юниоров.-0-