Дорога - первична. О чем предупреждают витебские следователи, ведущие уголовные дела о ДТП

2024-12-24 08:54
24 декабря, Витебск /Алеся Пушнякова - БЕЛТА/. Безопасность на дорогах - дело не только сотрудников Госавтоинспекции, но и других органов, стоящих на страже закона. С какими последствиями беспечности и невнимательности на дорогах участников движения сталкиваются следователи, ведущие уголовные дела о ДТП, корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник отдела по расследованию преступлений против безопасности движений и эксплуатации транспорта следственного управления УСК по Витебской области Дмитрий Березко."Прежде всего следует сказать, что в Следственный комитет попадают материалы, в которых есть состав преступления. Это ДТП, где граждане погибли или получили тяжкие или менее тяжкие телесные повреждения. То есть это самые страшные последствия аварий. Наша задача - детально, порой по секундам разобрать происшествие, собрать доказательства, провести следственный эксперимент и установить, кто был виноват", - рассказал начальник отдела.Установить следовую картину - дело не из легких. Это означает не просто выехать на место аварии, нужно еще учесть множество факторов. При проведении следственного эксперимента погода должна быть точно такой же, как и во время ДТП, а это может быть метель, ливень, невыносимая жара, туман. Даже освещение имеет значение."Однажды мы приехали на место ДТП, чтобы провести следственный эксперимент, а там на уличных столбах - светодиодные лампы. Пришлось вызывать работников ЖКХ, чтобы поменяли на люминесцентные, потому что водитель указывал на то, что при таком освещении он не увидел переходящего через проезжую часть пешехода. Или, например, несколько лет назад произошло ДТП на улице Гагарина в Витебске. Во время происшествия там шли ремонтные работы, а когда прибыли следователи, оказалось, что участок дороги уже перепланирован. В таком случае необходимо найти аналогичный участок дороги с таким же покрытием, как было при ДТП. Каждый нюанс важен", - пояснил Дмитрий Березко.Следственный эксперимент, по его словам, является одной из важнейших составляющих расследования. Неисправность автомобиля и непрохождение техосмотра, превышение скорости, длина тормозного пути, отвлечение водителя, невнимательность или нетрезвое состояние пешехода - следователи собирают каждый факт по крупицам.Со следователями выезжают и эксперты, специалисты, использующие мобильную криминалистическую лабораторию. Обычно дополнительное оборудование нужно в сложных условиях - при аварии с участием нескольких транспортных средств, с несколькими жертвами или в непогоду. На месте ДТП фиксируется каждая деталь, вплоть до разбросанных вещей из машины.Не так давно на проспекте Строителей в Витебске водитель сбил пешехода и утверждал, что не заметил человека, который уже на красный сигнал светофора завершал переход на другую сторону. Камеры наружного наблюдения показали, что движение на участке не затруднено. Однако во время следственного эксперимента выяснилось, что на пересечении с улицей Чкалова идет смещение проезжей части и из-за этого водитель действительно не мог увидеть пешехода, почти достигшего тротуара. В таких случаях уголовная ответственность для водителя не наступает. Правда, если он все же нарушил ПДД (превысил скорость, ехал на неисправном авто), то информация об этом направляется в ГАИ, где материал рассматривается в рамках Кодекса об административных правонарушениях.Помогают следователям и записи с видеорегистраторов. "Это существенно облегчает установление реальной картины происшествия - появился ли на дороге пешеход, транспорт, был ли обгон и так далее. Однако не все водители используют такие приборы, а в случае, когда чувствуют свою вину, могут стереть видео. Однако мы в работе опираемся не только на данные с видеорегистраторов, а в полной мере изучаем всю обстановку, как и в любом другом ДТП", - рассказал начальник отдела.Говоря о причинах аварий с серьезными последствиями, Дмитрий Березко отметил, что чаще всего это превышение скорости. Лихачи на дорогах не успевают заметить внезапные препятствия, среагировать на неожиданное появление на проезжей части пешеходов, а на крупных междугородних трассах - животных. Выезд при большой скорости на встречку, где едет другое авто, - это почти всегда вероятная гибель водителей или пассажиров.Еще одна боль - нетрезвые водители. "Пьяный не контролирует ситуацию на дороге, его реакция заторможена. Нередко такие граждане везут в машине еще и пассажиров, которым следовало бы удержать такого водителя от поездки под хмелем. Выпил - не садись за руль, это должно быть правилом номер один и для автовладельцев, и для пассажиров. Каждому следует подумать о своей и безопасности других людей", - подчеркнул начальник отдела.Отвлечение на мобильный телефон следователь тоже называет одной из причин, по которой могут случиться аварии. "Берет водитель сотовый в руки или говорит по телефону с использованием гарнитуры, он все равно перестает следить за всей картиной на проезжей части. Дорога должна быть первична. Если нужно поговорить с кем-то, лучше остановиться или перезвонить", - отметил Дмитрий Березко.Нередко ДТП происходят по вине пешеходов. Перебегая на красный свет, они рискуют получить травмы. "К сожалению, не все пешеходы понимают, что даже если они идут на зеленый свет по зебре или через нерегулируемый пешеходный переход, то они не находятся в безопасности. Всегда нужно убеждаться, что дорога безопасна. Водитель может отвлечься, не заметить красного сигнала светофора, спешить. И последствия этого - серьезные травмы или потерянная жизнь пешехода. И все же если водитель едет по правилам на зеленый сигнал светофора, ему следует затормозить, если он видит идущего по зебре человека. К счастью, многие водители начали это понимать. Безопасность - это ответственность каждого участника дорожного движения", - подчеркнул Дмитрий Березко.-0-