Реестр легальных перевозчиков и требование к интернет-агрегаторам. Какие новации обсуждали у Лукашенко
(Обновлено 15:47)
14 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Правительство подготовило проект указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Возможные новации в этой сфере стали темой обсуждения на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.
Предлагается организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса. "Думаю, вы определитесь, каких других. Чтобы у нас опять не было там каких-то возможностей уйти от правил, - отметил глава государства. - Кто не включен в данный реестр, оказывается вне закона, его деятельность будет выявляться и пресекаться контролирующими органами".
"То есть тебе разрешили перевозить людей такси и маршрутками, ты в реестре - иди и вози. Правила будут тоже установлены. Если тебя там нет и, не дай бог, ты занимаешься этими перевозками - к Кубракову и к Тертелю (главы МВД и КГБ; речь о привлечении к ответственности уполномоченными правоохранительными органами. - Прим. БЕЛТА). Жесточайшим образом надо пресекать это, чтобы понимали. Но еще раз говорю: не надо давать им повод, что "мы задавили, кого-то травим" и так далее. Все, кто может, кого допустили к этим перевозкам, - работайте, все в равных условиях. Шаг влево, шаг вправо - жесточайшее наказание", - пояснил белорусский лидер.
Одна из тем касается интернет-агрегаторов. "Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. К новому году эта норма должна работать. Никаких польских, немецких, голландских фирм. Это непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий. Как здесь обстоят дела, какова позиция агрегаторов?" - поинтересовался Александр Лукашенко.
Глава государства поручил взять эту сферу на контроль.
На совещании он попросил представить позиции всех заинтересованных по внесенному документу ведомств. "Все ли учтено в представленном проекте указа? Достаточно ли этого, чтобы обеспечить безопасные перевозки и прозрачную, легальную работу?" - поставил вопросы глава государства.
Он отметил, что проект указа разработан в правительстве при участии Комитета государственного контроля и Комитета государственной безопасности.
В начале совещания по теме мероприятия доложил вице-премьер Анатолий Сивак, который в правительстве отвечает за транспортную сферу. Он рассказал о росте перевозок пассажиров на 2,6% по итогам 9 месяцев этого года и количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют лицензии для перевозок на регулярных маршрутах.
Председатель КГК Василий Герасимов обратил внимание, что есть те, кто работает нелегально под видом нерегулярных перевозок. "Регистрируются, как будто они возят свадьбы, корпоративы, оказывают туруслуги. А на самом деле эта машина идет в 50 минутах впереди от регулярного рейса и собирает весь пассажиропоток. Они не регистрируются как регулярный рейс", - изложил он суть претензий.
Вице-премьер напомнил, что в 2017 году был подписан Декрет №7, в рамках которого государство пошло на либерализацию рынка пассажирских автоперевозок. "Государство пошло навстречу, но бизнес это понял обратно - вседозволенность. И начались нарушения", - отметил он.
"Теперь пусть обижаются сами на себя", - заметил Александр Лукашенко.
Анатолий Сивак рассказал, что в большинстве случаев работу в нерегулярном сообщении (основная доля - такси) организуют иностранные субъекты, так называемы диспетчеры. Их информационные системы и ресурсы зачастую находятся за пределами Беларуси. Ограничений для деятельности нерезидентов в качестве организаторов перевозок (диспетчеров) в настоящее время не установлено, также не требуется получение каких-либо разрешений. В итоге эти иностранные субъекты заинтересованы лишь в получении доходов, невзирая на законность выполнения таких перевозок.
"Информация о выполненных заказах и сведения о заказчиках перевозок хранятся на серверах, находящихся за пределами Беларуси, что напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности", - отметил вице-премьер.
"То есть ты заказываешь такси, в маршрутке где-то едешь, эта вся информация собирается на иностранных серверах, и там это все хранится?" - уточнил глава государства.
Анатолий Сивак подтвердил, что это действительно так: "Деньги человека и информация об этой перевозке уходила за рубеж. В данном случае в Голландию. Когда начались санкции, эта картина изменилась - деньги начали уходить в Россию. Кроме того, вам за перевозку необходимо заплатить, например, 10 рублей. Эта компания себе оставляла 20-30%, условно три рубля, а семь возвращала перевозчику. Вот такая была схема расчетов. По такой схеме работают и другие сервисы".
Вице-премьер также констатировал ухудшение ситуации с безопасностью пассажирских перевозок, о чем свидетельствует статистика ДТП, гибели и получении пассажирами травм. Растет количество жалоб со стороны населения и в отношении доступности услуг, расписания перевозок. Есть также множество нарушений финансового характера. "Существующие размеры штрафов и меры ответственности не позволяют должным образом пресечь нарушения законодательства", - констатировал Анатолий Сивак.
Проект указа, вынесенный на совещание у Президента, был подготовлен с целью наведения порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
"Предусмотрено создание государственного реестра перевозок пассажиров, в который будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях и автомобилях такси), водителях и диспетчерах. Это законченный перечень", - доложил вице-премьер.
Он пояснил, что включение в реестр используемых автобусов позволит, например, отследить случаи, когда транспортная компания при выявлении каких-то нарушений может просто перерегистрироваться и продолжать работу с нарушением законодательства под другой вывеской.
Ожидается, что будет также предусмотрена обязанность для субъектов предоставлять государственным органам доступ к информации о выполненных заказах. А сами заказы на перевозки можно будет передавать только тем перевозчикам, сведения о которых будут внесены в реестр.
Для уменьшения импорта услуг, снижения риска утечки персональных данных граждан проектом указа установлено право иностранных компаний оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (диспетчера такси) только в случае создания ими на территории Беларуси юридического лица. Они также будут обязаны использовать в своей деятельности информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси.
В целях повышения уровня безопасности для перевозчиков планируется установить обязанность видеофиксации выполнения перевозок пассажиров.
Проектом указа предусмотрены механизмы приостановления нахождения и исключения из реестра для недобросовестных перевозчиков.
Анатолий Сивак уверен, что эти меры позволят повысить ответственность перевозчиков в части соблюдения законодательства и выведут часть их из тени, создадут для субъектов на рынке перевозок равные условия хозяйствования, повысят безопасность перевозок пассажиров.-0-