От качества следствия до злоупотреблений - Лукашенко озвучил проблемные вопросы в правоохранительной сфере
20 августа, Минск /Владимир Матвеев - БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на совещании по вопросу качества работы правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений озвучил проблемные вопросы в этой сфере, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства отметил, что накануне совещания поручил соответствующим органам власти и структурам, которые обязаны следить за соблюдением законности и докладывать объективную картину Президенту, основательно исследовать предмет разговора. "Я принял решение ознакомить не только вас, но и общество с тем, что вообще происходит в правоохранительной системе. По основным вопросам, не вдаваясь в конкретику, хотя есть куча конкретных примеров. Об отдельных вопросах процессуальной деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Хоть этот документ, направленный в мой адрес, носит секретный характер, я решил его рассекретить в той степени, в которой это можно сделать, не касаясь отдельной конкретики", - заявил белорусский лидер.
По его словам, несмотря на улучшение различных результатов работы правоохранительных органов, в том числе совершенствование их взаимодействия, по-прежнему не изжиты некоторые негативные проявления и проблемы в организации досудебного производства.
О качестве доследственных проверок и предварительного следствия
Глава государства заявил о низком качестве работы в обозначенной сфере. Практика прокурорского надзора свидетельствует, что основными характерными недостатками в работе органов внутренних дел является поверхностное исследование заявлений и сообщений о преступлениях, а также недостаточная осведомленность оперативных сотрудников о криминальных проявлениях на объектах оперативного обслуживания. В ряде случаев это приводит к тому, что виновные лица, пользуясь своей безнаказанностью, совершают более тяжкие преступления. Имеют место длительность оперативных разработок, нарушение порядка и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, включая вынесение немотивированных постановлений. "И что особо недопустимо - волокита в работе по установлению лиц, совершивших преступления", - подчеркнул Президент.
По мнению Генеральной прокуратуры, основной причиной недостаточно эффективной организации работы оперативных подразделений является ослабленный ведомственный контроль на уровне городских и районных отделов, управлений внутренних дел за законностью при разрешении заявлений и сообщений. "Руководителями данных органов указания по материалам о производстве проверочных мероприятий даются в редких случаях. По тем же причинам в недостаточной степени проводится работа по противодействию экономической преступности органами финансовых расследований КГК", - констатировал Александр Лукашенко.
При этом нередко результаты работы органов ДФР формируются путем достижения цифровых показателей по выявлению как можно больших сумм неуплаченных налогов и платежей, а не стремлением не допустить совершения правонарушений в экономической сфере, предотвратить факт незаконного получения дохода субъектами хозяйствования и физическими лицами, устранив причины и условия, способствующие их противоправной деятельности.
Существенные негативные тенденции фиксируются Генпрокуратурой также в работе следственных подразделений. В том числе отмечается непринятие следователями надлежащих мер к сбору доказательств и их оценке, что в ряде случаев влечет недопустимость таких доказательств.
Имеет место небрежное отношение следователей к оформлению процессуальных документов и уголовных дел, отсутствие в них всех необходимых сведений и реквизитов.
Сделан вывод также о некачественном проведении первоначальных неотложных следственных действий, неполноте работы по возмещению ущерба, причиненного преступлениями.
Как следствие, гособвинители в период 2017 года - первого полугодия 2019-го предъявили в суде новое обвинение или организовали сбор дополнительных доказательств по 400 делам в отношении 683 лиц.
"Кроме того, наличие грубых процессуальных нарушений в работе следователей влекло принятие в отношении обвиняемых решений реабилитирующего характера в силу необоснованного их обвинения", - рассказал Президент.
В 2018 году количество возвращенных прокурорами следователям уголовных дел для производства дополнительного предварительного расследования увеличилось почти на 12% и составило 631 дело. В 2017 году возвращено 557 дел. Указанная тенденция сохранилась и в первом полугодии 2019 года. Прокурорскими работниками возвращено 363 уголовных дела, что на 21% больше показателя первого полугодия 2018-го - тогда было 286. "Вот качество работы следователей", - заметил белорусский лидер.
По его словам, на факты выявленных нарушений законодательства, допущенных органами следствия, реагируют и судебные органы. Так, в 2018 году в адрес органов следствия направлено 660 частных определений. Аналогичное количество направлено в 2017 году. В первом полугодии 2019-го вынесено 372 частных определения. Фактически при уменьшении общего числа рассмотренных судами дел удельный вес частных определений систематически растет.
Отмечается и увеличение сроков предварительного расследования, установлены факты несвоевременного принятия мер процессуального принуждения, розыска скрывшихся обвиняемых, а также случаев, когда в розыск объявлялись лица, чье местонахождение следователю было известно.
О злоупотреблениях
"Злоупотребления должностными лицами правоохранительных органов служебными полномочиями. Смотрите, как звучит: то, против чего должны правоохранители бороться, им вменяется в вину", - заметил глава государства.
Александр Лукашенко рассказал, что по его поручению были выявлены наиболее распространенные процессуальные нарушения. В их числе оказание давления на участников уголовного процесса - подозреваемых, обвиняемых, сторону защиты, а также судей.
"К примеру, если ГУБОП или до следователя дошло какое-то уголовное дело, - склепали-сформировали, - не получается на каком-то этапе (адвокат занял определенную позицию, подозреваемый, свидетель или кто-то "не понимают" людей в погонах), начинается давление на них, вплоть до судей", - отметил Президент.
Он рассказал и о фактах фальсификации доказательств - внесении недостоверных сведений в процессуальные документы, заключения экспертиз. "Искусственное создание доказательств. Чтобы получить заранее нужный результат, идут на фальсификацию. Фиксируйте, Наталья Ивановна (Кочанова), по этим всем вопросам придется принимать жесточайшее решение!" - подчеркнул белорусский лидер.
Выявлены также факты вмешательства в ход разбирательства по уголовным делам и материалам проверок. "Как я уже говорил, склонение к даче нужных показаний либо к отказу от заявлений. Искусственное создание условий для противоправной деятельности с целью ее пресечения", - пояснил глава государства.
Указанные факты обусловлены как корыстными мотивами (подкуп с целью принятия конкретного решения, желание получить личную выгоду), так и стремлением должностных лиц обеспечить выполнение доведенных руководством показателей оперативно-служебной деятельности и статистической отчетности. "Дикость!" - возмутился Президент.
Всего за 2017 год - первое полугодие 2019 года судами страны осуждены 24 бывших сотрудника оперативных и следственных подразделений за совершение противоправных деяний при выявлении преступлений и расследовании уголовных дел. "То есть всего ничего. Но это только начало. Я вас предупреждаю. После сегодняшнего исторического совещания по всем этим вопросам давление будет усилено. И, как я сказал аграриям, кое у кого глаза на лоб полезут, если вы не измените подходы в этой части", - добавил белорусский лидер.
"При этом руководителями ведомств принимаются недостаточные меры по устранению причин и условий отмеченных нарушений и негативных тенденций", - обратил внимание Президент.
Широкий общественный резонанс, продолжил Александр Лукашенко, вызывают факты чрезмерного применения в отношении граждан силы и спецсредств. "Притом используют, особенно это милиции характерно, спецподразделения. В частности, спецподразделение "Алмаз". Позорят ребят только. Надо обратить внимание на эти спецслужбы. У нас их четыре-пять подразделений. Их надо взять под контроль", - поручил глава государства.
"Это не дело, что врываются - заставляют двухметровых ребят весом 150 кг во всем обмундировании - с палками, боеприпасами и оружием - врываться в дома граждан и издеваться над ними. Смотрите, чтобы сами не попали под этот каток", - сказал глава государства.
О возбуждении уголовных дел и мерах пресечения
Нарекания в ряде случаев вызывают обоснованность возбуждения уголовных дел и практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
"Генеральная прокуратура отмечает повышение эффективности работы органов дознания и следствия на стадии возбуждения уголовного дела. Одним из показателей качества работы указывается снижение количества отмененных прокурорами процессуальных решений этих органов. В тоже время анализ правоохранительной деятельности свидетельствует о продолжающейся тенденции увеличения числа возбужденных органами предварительного расследования уголовных дел. При этом прекращение таких уголовных дел по реабилитирующим основаниям, в частности за отсутствием деяний состава преступления, является одним из характерных показателей необоснованности их возбуждения", - отметил глава государства.
Он привел данные, что всего в стране в 2017 году было зарегистрировано более 87 тыс. преступлений. Возбуждено 91,5 тыс. уголовных дел. В 2018 году зарегистрировано 83,8 тыс. преступлений, а возбуждено 91,6 тыс. уголовных дел. За первое полугодие текущего года возбуждено 44,7 тыс. уголовных дел и зарегистрировано 48,2 тыс. преступлений.
Только подразделениями Следственного комитета прекращено по реабилитирующим основаниям в 2017 году около 4 тыс. уголовных дел, в 2018 году - 4,5 тыс., в первом полугодии 2019-го - уже 2,15 тыс.
"В последнее время наблюдается рост возбужденных уголовных дел по коррупционным преступлениям. При этом одним из характерных негативных проявлений является уголовное преследование лиц по формальным признакам преступного деяния, а в результате - отсутствие состава преступления либо незначительность последствий его совершения. Не знаю, кому нужны эти дела, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Зачастую возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц приобретает широкую огласку в СМИ, а их последующее прекращение по реабилитирующим основаниям вызывает негативную реакцию населения и является поводом для критики правоохранительных органов и власти в целом".
"При этом стремление к улучшению показателей работы в виде роста статистических данных по количеству расследованных преступлений фактически нивелирует возможность использования превентивных мер, в том числе основываясь на требованиях Декрета №5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций", - добавил глава государства.
По-прежнему широко распространена практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В 2017 году из 17,1 тыс. задержанных лиц под стражу было заключено больше 10 тыс. человек. В 2018 году из 16,8 тыс. задержанных в отношении 9,5 тыс. лиц была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. В свою очередь в первом полугодии 2019 года из 8,5 тыс. задержанных под стражу заключено 4,5 тыс. человек. Как правило, данная мера применяется в связи с тем, что обвиняемый может скрыться от органов уголовного преследования, а также в отношении иностранных лиц, лиц без определенного места жительства и ранее судимых.
Нередко Генеральной прокуратурой по ходатайствам следственных подразделений продлевались сроки содержания под стражей свыше 12 месяцев. Только в первой половине 2019 года это более 58 человек. "При этом необходимость продления этих сроков Генеральной прокуратурой обосновывается большим объемом следственных действий. В то же время имеют место факты ненадлежащей организации проводимых в рамках расследования мероприятий, - рассказал Александр Лукашенко. - Приводимые данные о количестве лиц, заключенных под стражу, в отношении которых впоследствии прекращено предварительное расследование по реабилитирующим основаниям, указывает на недостаточный контроль со стороны правоохранительных органов за обоснованностью применения меры пресечения в виде заключения под стражу".
"Народным языком говоря, посадили человека, в следственном изоляторе бедолага томится. Проходит время, доказательств нет. Человека выпустили. Так, в 2017 году в отношении 31 лица, содержавшегося под стражей, уголовное дело было прекращено по реабилитирующим основаниям. 31 человеку (это то, что мы учли) сломали как минимум судьбу. В 2018 году освобождено из-под стражи 27 таких лиц, - озвучил данные глава государства. - При этом особую озабоченность вызывает продолжительность применения данной меры. В частности, в отношении лиц, по которым впоследствии было прекращено предварительное расследование по реабилитирующим основаниям. Срок заключения под стражу в ряде случаев превышал полгода. Больше полугода человека держали в застенках, не доказали, выпустили. Кто за это ответил?"
О прокурорском надзоре
Александр Лукашенко заявил о недостаточности действенного прокурорского надзора. "Это совещание, которое мы проводим на уровне Президента, должно было быть проведено не единожды в год генеральным прокурором. Так у нас прокуратура в суверенной независимой стране работает, что за них надо еще работать Президенту", - отметил он.
По мнению Верховного суда, в ряде случаев невысоким является качество работы прокурорских работников при осуществлении прокурорского надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства. "Готов подписаться под этим выводом. Зачастую прокуроры направляют для рассмотрения в суд уголовные дела без надлежащей проверки и анализа всех имеющихся доказательств. А государственные обвинители поддерживают по ним обвинения в полном объеме", - сказал Президент.
В 2018 году 25 уголовных дел было возвращено органам следствия для устранения очевидных препятствий к их рассмотрению непосредственно судами со стадии предварительного судебного заседания. "Многочисленные ошибки и недостатки досудебного производства исправляются непосредственно в судебном заседании, а не прокурорами перед тем, как направить это дело в суд. Как результат - некачественный прокурорский надзор влечет закономерное снижение качества предварительного расследования, приводит к оправдательным приговорам", - заметил Александр Лукашенко.
По данным судебной статистики, оправдательные приговоры постановлены в первом полугодии 2019 года в отношении 50 лиц, в 2018 году - 80, в 2017-м - почти 100. В большинстве случаев основаниями для постановления оправдательных приговоров являлось отсутствие в деяниях состава преступления, недоказанность участия в совершении преступления. В частности, только по обвинению в убийстве с 2017 года были признаны невиновными и оправданы 5 человек.
Существенным остается число лиц, оправданных по предъявленному обвинению частично, в том числе за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Их количество в 2018 году по сравнению с 2017-м возросло со 197 до 208 человек. А в первом полугодии 2019 года составило 60.
"Основаниями для корректировки обвинения в указанных случаях, по мнению судей, явились недостаточность доказательств, а также неправильное применение уголовного закона, избыточная квалификация действий обвиняемых", - сказал глава государства.
Есть пожелания и в адрес судей: "У нас сложилась такая практика: судье, чтобы принять какое-то решение, нужна куча доказательств и объемов каких-то фактов преступлений. Практика негодная! Достаточно одного-полутора преступлений, чтобы негодяя наказать", - считает Александр Лукашенко.
"Посмотрите, как работают американцы. Я внимательно изучал их опыт и практику. По некоторым вещам нам не надо ориентироваться на них - когда просто прослушивают человека: конкретный факт контакта органа власти с какими-то жуликами и бизнесменами - пошел в тюрьму. Нам не надо следовать этому примеру. Но если положен хоть один факт в доказательство правонарушений, суды должны принимать решение, а не требовать от следователей каких-то дополнительных фактов. Естественно, надо наказывать за конкретное. Не больше и не меньше", - подчеркнул белорусский лидер.
По данным Генпрокуратуры, принятие судами решений о невиновности нередко связано не с различной оценкой достаточности доказательств органами уголовного преследования и судами, а с процессуальными нарушениями, допущенными органами следствия при сборе и закреплении доказательств, а также во время задержания подозреваемых и обеспечении прав на защиту.
О палочно-галочной системе оценки
Президент подчеркнул недопустимость сохранения палочно-галочных подходов к оценке деятельности органов внутренних дел и следственных подразделений. "Каленым железом следует это выжечь! Словами не поможем. Надо это сделать на основании законодательных актов, ибо они по-прежнему будут ставить палочки-галочки и хвастаться, какие они великие, сколько расследовали уголовных дел", - сказал глава государства.
По его словам, основной причиной, способствующей принятию должностными лицами правоохранительных органов неправомерных решений в уголовном процессе, является неэффективность системы оценки оперативно-служебной деятельности, выражающаяся в путях, которыми критерии оценки достигаются исполнителями, и, соответственно, неэффективном контроле за этими процессами внутри ведомств.
"Тенденция работы правоохранительных органов на статистику способствует концентрации сотрудников не на обеспечении законности, защите прав и интересов граждан, реагировании на нарушение законов, а на искусственной демонстрации своей работы путем достижения плановых показателей и статистики, - подчеркнул белорусский лидер. - Мы, конечно же, будем обращать внимание на статистику, но надо разбираться, что лежит в ее основе - искусственные показатели или показатели реальной работы в правоохранительной системе".
В 2018-2019 годах выявлены злоупотребления по линии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, отмечалась нацеленность подразделений органов внутренних дел по данному направлению на выявление как можно большего количества преступлений. "Количественный аспект вместо системной борьбы с наркоторговлей, установления каналов поставок и распространения в стране крупных партий наркотиков. Конечно, проще всего поймать какого-то бомжа с наркотиками, а то еще и подкинуть эти наркотики неугодным и отметить эту борьбу. Кому это надо?" - задал риторический вопрос Александр Лукашенко.
По его словам, в качестве нарушений фиксировалось доведение плановых заданий по пресечению необходимого числа преступлений, что приводило к массовым задержаниям потребителей наркотиков и курьеров (закладчиков). "Накопление эпизодов, длительное наблюдение, фиксация фактов, задержание потребителей по одному при выходе с мест совместного потребления и другое. А также провокации, в том числе с участием своих источников, по склонению граждан к приобретению и употреблению наркотиков. Личное участие в незаконном обороте", - рассказал Президент.
Он отметил, что эти недостатки были ранее вскрыты в результате комплексной проверки, однако и в 2019 году аналогичные нарушения зафиксированы, в том числе в Оршанском районном управлении внутренних дел.
"Является недостаточно эффективной система оценки деятельности и следственных подразделений Следственного комитета. В частности, работа следователя оценивается по количеству расследованных уголовных дел, в связи с чем в 2017-2019 годах выявлялись факты доведения руководителями территориальных подразделений Следственного комитета требований по минимальных показателям. В том числе количество следственных действий в день, которые не всегда соответствовали реальной необходимости. В свою очередь доведение завышенных показателей не только способствовало снижению качества расследования, но и вынуждало следователей уклоняться от принятия к производству сложных и многоэпизодных дел, закончить которые в кратчайший срок не представлялось возможным", - заявил Александр Лукашенко.
По сведениям КГБ, факты грубых нарушений отмечаются не только в работе оперативных и следственных подразделений. Поступает информация, что и сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз во время выезда на место происшествий с целью выполнения плановых статистических показателей по изъятию максимального количества следов изымают следы, не имеющие значения, а также фактически фальсифицируют следы совершения преступлений.
"У задержанных лиц отбирают образцы, в том числе оставленные ими уже при проведении процессуальных действий, а затем они наносятся на изымаемые предметы и вещи, что в дальнейшем при экспертном исследовании таких объектов "доказывает" совершение преступления заранее известным лицом. Прямой подлог и фальсификация! И таким людям место знаете где. Такие случаи выявлены в работе Центрального, Фрунзенского, Московского райотделов города Минска (видите ли, продвинутые в Минске, научились работать), а также Могилевского и Гомельского межрайотделов", - привел факты глава государства.
О коррупции и железобетонных доказательствах
Отдельное внимание Александр Лукашенко обратил на наличие достаточной доказательной базы при расследовании коррупционных преступлений. На проблемы в этом направлении указывает и Верховный суд. Как показывает практика, порой обвинения строятся на чьих-то сбивчивых воспоминаниях о давних событиях, при этом конкретный факт получения взятки отсутствует.
"По значительному числу дел обвинение строится не на выявленном факте получения предмета взятки, а на непоследовательных воспоминаниях, причем достаточно давних событий, того, кто давал взятки и не может указать конкретные обстоятельства передачи вознаграждений: даты, место, суммы. Такие подходы к доказыванию вины потенциального взяткополучателя существенно повышают риск его оговора, в том числе конкурентами", - отметил он.
Глава государства привел в пример работу КГБ в этом направлении: все возбужденные комитетом громкие уголовные дела о взяточничестве основываются на конкретных фактах. Это было требование Президента. "Взятка - это когда вы зафиксировали аудио, видео, что человеку принесли и дали ее. Все - никуда не денешься, не отвертишься, - подчеркнул Александр Лукашенко. - А что такое, когда человек где-то вспомнил, что он кому-то дал взятки? И начинается (это особенно милиции характерно): кто-то где-то сказал - человеку заломили руки и начали выкручивать. Должны быть железобетонные доказательства подобных вещей, ибо мы придем к тому, что в обществе появится и буйно будет процветать практика: не понравился человек - оговорил его, дал против него показания, и пошли".
При этом Президент предупредил, что ослаблять борьбу против взяточничества нельзя и никакого смягчения наказания для коррупционеров быть не должно. "Надо просто эффективно и правильно работать, терпеливо, и наказывать на всю катушку тех, кто берет взятки и совершает коррупционные преступления. Но ни в коем случае мы не должны наказать человека, который не виновен. Лучше не расследуйте эти уголовные дела, если вы не видите железобетонных доказательств", - сказал он.
Александр Лукашенко напомнил о расследовании уголовного дела против бывшего заместителя госсекретаря Совета безопасности Андрея Втюрина, которого задержали с поличным при получении взятки. Его не стали задерживать при первом же подозрении, а сначала собрали необходимую доказательную базу. Эта работа заняла более двух лет. "Сегодня он свою вину не отрицает, потому что на стол положены факты, где он эти деньги берет и куда использует. Но это была вдумчивая, спокойная работа, никто не хватал и руки не заламывал, - заметил глава государства. - Кстати, это бывший начальник личной охраны Президента и Службы безопасности. Этот факт свидетельствует о том, что неприкасаемых в стране нет".
Анализ правоприменительной практики показывает, что выработать категоричные критерии оценки достаточности доказательной базы по таким уголовным делам проблематично. Однако сделать это необходимо, подчеркнул Президент.
Подводя итоги совещания, Александр Лукашенко ориентировал правоохранительные органы на более качественную работу в сфере защиты законных прав граждан. "Вы не только должны быть чистилищем, но и уметь вовремя проинформировать Президента с целью защиты людей", - сказал глава государства.
"Исходя из того, что я только обозначил, вы со мной согласитесь, что сегодня не рядовое совещание у Президента, и по всем фактам мы должны принять соответствующие решения", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Обращаясь к руководству Администрации Президента, он сказал: "Кадры надо не только назначать, но и оберегать их. А жуликов и проходимцев надо каленым железом выжигать из наших рядов".
"Справедливое должно быть отношение к людям! Ведь сами можем оказаться на месте тех людей, которых вы порой прессуете, и незаконно. Выводы сказанного мною: правоохранительные органы должны работать не просто эффективно, а качественно, толково. И в основу надо положить не только закон (в нем не пропишешь все, что происходит в жизни) - положите в основу справедливость. Не давите людей излишне. Но, с другой стороны, не прощайте ничего подонкам, негодяям и бандитам. Ибо о стабильности потом в нашем обществе разговора быть не может", - резюмировал Президент.-0-