В предыдущий раз подобное мероприятие Президент посещал четыре года назад. Тогда участники форума обсудили и приняли Концептуальные подходы к развитию системы образования на краткосрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2030-го) периоды. С учетом всех изменений и событий, произошедших не только в мире, но и Беларуси за последнее время, расставить на высшем уровне дополнительные акценты в вопросах, кто и как учит подрастающее поколение, было отнюдь не лишним.
Пожалуй, самым громким заявлением Президента на прошедшем педагогическом форуме стала новость о предстоящей
. "Уроки усвоены. Случившиеся события предопределили глобальность тех вопросов, которые мы вынесли на этот педсовет. Нам предстоит перезагрузить систему образования. Сегодня это вопрос государственной важности", - подчеркнул глава государства.Александр Лукашенко напомнил о древней мудрости: после хлеба самое важное для народа - это школа. "Не умаляя роль семьи, мы все с вами хорошо понимаем, что именно воспитатель и учитель стоят у истоков формирования народа как единой нации. Наука это называет национальной идентичностью. По-простому это патриотизм", - сказал Президент.Он отметил, что в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.По словам белорусского лидера, время ставит перед системой образования
. Особенно за последние два года было много испытаний: это и пандемия, и политические события, которые затронули работников системы образования не меньше, чем силовиков и государственных служащих. "И сегодня я благодарю недрогнувших и в вашем лице всю нашу педагогическую общественность за профессионализм, преданность своему делу и гражданскую позицию, от которой зависело многое", - подчеркнул Президент.
Будущий год посвятят образованию"Давайте загоримся одной идеей - давайте нашу страну защитим. Это страна для ваших детей. Вот ее надо для детей сохранить. Если мы с таким чувством придем в школу, мы сделаем дело и решим те проблемы, которые стоят перед нами сегодня, - заявил глава государства. -
Будущий год мы посвятим образованию. Мы должны рассмотреть все - от приема в школу". Кстати, не исключено, что 2022 год может быть объявлен Годом учителя и образования - такое предложение прозвучало на форуме. Президент в целом не против, но обещать пока ничего не стал: вдруг потом "принесут еще какое-то чудесное предложение, и оно будет лучше этого".Отдельное внимание, по словам Александра Лукашенко, планируется уделить
строительству и размещению школ в городах. Проблем в этом немало, отметил глава государства: "У нас хватает школ, но возникла проблема. Допустим в Минске, в центре, свободны детские сады и школы (население уже постарше, не рожают), а молодежь, которая рожает, живет на окраине, и мы начинаем штамповать там школы. А это колоссальные деньги".Подобные вопросы
возникают и в регионах, когда в сельских школах не хватает учащихся, а педагогам из-за нехватки кадров приходится вести несколько предметов. Такие школы пришлось закрывать. Но был организован подвоз учеников из деревень в райцентры. "От меня требуют школу не закрывать. Так мы что, для галочки детей в школу отправляем? Они же за знаниями идут. А какие будут знания, если один учитель одновременно ведет три урока в одном классе, - подчеркнул Президент. - Точно так и в Минске. Почему мы боимся подвезти, если надо, отдельные маршруты организовать? Это будет значительно дешевле".
Школа не может быть вне политики"Вопрос, который сегодня, как говорится, висит в воздухе:
должна ли школа участвовать в политической жизни страны? Ответ однозначный: школа не может быть вне политики. Вообще политики не бывает без школы. Но политика там должна быть только одна - государственная. Флаг и гимн - государственные. И давайте прекратим разговоры на эту тему", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент отметил, что такую же государственную политику проводят во всех уважающих себя странах - от США до Китая, включая Россию. Глава государства уверен, что профессионалы это понимают.
"Как понимают и то, что гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны - это пример, на котором воспитываются не только ученики, но и учителя. Школа воспитывает не только учеников, но и перевоспитывает многих родителей. Ведь мы с вами прекрасно знаем, что любые фундаментальные знания должны подтверждаться примерами из жизни. В общении с детьми не избежать анализа событий прошлого и настоящего, их оценки с позиции интересов государства, в котором живем. Что это, если не политика?" - спросил белорусский лидер.Александр Лукашенко подчеркнул, что патриота может воспитать только патриот. По его мнению, в этом вопросе не имеет значения, какой предмет преподает учитель. "Можно и задачу по химии сформулировать так, что ребенок будет гордиться своей страной. И наоборот, - убежден он - Почему так ставлю вопрос? Потому что часть нашей молодежи, получив образование здесь, стремится уехать за рубеж. Не все, но тенденция настораживает. Ведь те, кто уезжает, отрываются - это самое страшное - от своих корней. Хорошо, когда едут за новым опытом, знаниями, чтобы применить их на Родине. И то надо внимательнее посмотреть, кто и чему их там учит".Президент отметил, что, с одной стороны, белорусские педагоги выпускают из школ перспективных студентов и готовят высококлассных специалистов, которые ценятся за рубежом. С другой - есть пробелы в воспитательной функции учреждений образования. "Какую оценку мы с вами должны поставить себе за патриотическое воспитание детей? Наверное, до 10 мы с вами не дотягиваем. Об этом говорят факты", - добавил он.
В школу нужно приходить как в храмАлександр Лукашенко
потребовал навести в школах порядок, чего бы это ни стоило. "Хочу сказать вам и министру прежде всего - всем тем, кто сегодня отвечает за школу. Это мое непреклонное требование как человека (не только Президента), который свои первые шаги делал в школе - сельским учителем. Школа - это храм. И туда нужно приходить как в храм. Порядок и дисциплина в этом храме зависят не только от прихожан, но и от тех, кто отвечает за состояние этого храма, то есть учителей", - сказал он."Наведите порядок в школе, чего бы это нам ни стоило. И посмотрите: через год-два школа будет совсем другая и статус учителя, о котором мы говорим, будет совсем иной. Я бы даже сказал больше: используйте любые методы, но наведите порядок в школе", - потребовал Президент.
Во время встречи зашел разговор
о наведении порядка в учреждениях образования, обновлении школьного стандарта. "Должен быть порядок. Учитель должен быть учителем, а школа должна быть храмом. Вот на этом будет базироваться стандарт, - подчеркнул глава государства. - Если в школе наведем порядок, у нас в государстве будет всегда порядок".Пока же, по словам Александра Лукашенко, есть немало примеров, когда учителя выглядят не лучшим образом на фоне учеников.
Авторитет учителя должен быть непререкаемГлава государства
назвал актуальнейшим вопрос о статусе педагога. "Мы все заинтересованы в том, чтобы авторитет учителя был непререкаем. И в глазах учеников, и среди родителей, в обществе. Без этого даже смысла нет говорить о решении глобальных задач, которые стоят перед системой образования", - подчеркнул белорусский лидер.Наряду с этим Александр Лукашенко акцентировал внимание на том, что статус учителя - это и его авторитет, который не продается и не покупается ни за какую зарплату и деньги. "Многое, если не все, зависит от личности, характера, компетентности и профессионализма самого педагога. Уверен, вы это понимаете. И на своем, государственном уровне мы должны видеть таких людей. И делать для них все возможное - от государственных наград до заработных плат, жилья и так далее", - подчеркнул глава государства.
Будут деньги - последнюю копейку мы отдадим учителю"У нас есть все для того, чтобы дети получали нормальное образование и устраивались в жизни. Все, что зависит от власти, поверьте, мы сделаем для вас по максимуму.
Будут деньги - последнюю копейку мы отдадим учителю", - заявил Александр Лукашенко.Президент подчеркнул, что говорит об этом не потому, что выступает сейчас перед педагогами: лести он сам не любит. "Просто без учителя нет страны, - отметил глава государства. - Не позволено на учителя не то что кулак поднять, пальцем показать. И это будет всегда".Глава государства поручил с 1 января 2022 года найти возможность значительно простимулировать в материальном плане работу классных руководителей и кураторов групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.Необходимо также подумать и доложить, как можно поддержать специалистов дошкольных учреждений."Все, что мы сможем себе позволить, учитывая возможности экономики страны, мы сделаем", - заверил белорусский лидер.
Если вопросы не решены, полетят головыАлександр Лукашенко уже не раз говорил о том, что педагогов надо максимально освободить от выполнения ими несвойственных функций, сократить документооборот. Иными словами, дать больше времени для работы по профилю - учить детей и молодежь."Про функции,
несвойственные педагогам, излишний документооборот даже и говорить сегодня не хочу. Если вопросы не решены, полетят головы. Прежде всего с министра образования и профильного вице-премьера. Я вам больше об этом говорить не буду. Запомните!" - предупредил белорусский лидер.
Все - от Президента до нянечки - ответственны за развитие детей"Я скажу так: от Президента страны до нянечки в детском саду - мы все: общество, школа, родители -
отвечаем за нравственное и духовное развитие детей. Других вариантов нет и быть не может", - заявил Александр Лукашенко.Глава государства отметил, что, когда человек выбирает профессию учителя, он, как говорил известный советский педагог Василий Сухомлинский, должен отдать детям свое сердце."Если вы уж приобрели это имя - учитель, отдавайте свое сердце. Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Он и родителей вовлечет в процесс, сделает их союзниками на период всего обучения, - обратил внимание Президент. - А то, что происходит сегодня, никуда не годится. Некоторые родители вдруг решили, что могут смотреть на учебный процесс и на воспитание ребенка со стороны. Не обижайтесь, но среди учителей есть такие, кто сводит урок к механической отработке темы, перекладывая все остальное на родителей".В Беларуси начинают развивать проект "Родительские университеты". Это известная форма работы с родителями. "Ну а кто им поможет в вопросах воспитания ребенка, если не учителя с профессиональными знаниями педагогики, психологии, дидактики? Такую практику надо распространить на всю систему. И родители, которые привыкли стоять у порога учительской и выяснять отношения с учителями, пусть идут на тематические собрания и начинают работать со школой в тандеме. Учеба ребенка, его адаптация, социализация в школе - это же и ответственность родителей", - подчеркнул глава государства.Очень многое зависит от семьи, ведь отношение к учебе и учителю формируется там, отметил Александр Лукашенко. Президент считает, что ребенку всегда будет комфортно и в детском саду, и в стенах школы, если родители изначально настроены к воспитателям и педагогам позитивно."Но, прежде чем требовать что-то от учителя, родители пусть сначала ответят на вопрос, что они сделали для школы, в которой ребенок порой проводит больше времени, чем дома. Читай: что они сделали для своего ребенка", - заметил белорусский лидер.Он также призвал родителей с должным пониманием отнестись к требованиям школы в вопросах безопасности детей.Президент высказался и о работе с молодежью. Последние события в Беларуси заставили обратить внимание на одну из главных функций образовательного процесса - воспитательную. В то же время глава государства отметил: серьезных, катастрофических проблем в этой сфере нет: "Молодежь во все времена одинаковая - бунтарская, порой радикальная, но в большинстве - конструктивная. Все это молодость".Глава государства подчеркнул, что нет цели искать виновных, ведь стоит глобальная задача -
найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. "Честно признаться, где мы недоработали. Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза", - сказал Александр Лукашенко.
Об учебниках, учителях-блогерах, оголтелой гонке за дипломами вузов и целевом набореВ своем выступлении глава государства поднял и много других практических и очень важных для образования вопросов.Александр Лукашенко потребовал
прекратить эксперименты с учебниками и привел в пример советский период, когда действительно качественные и грамотно составленные учебные пособия порой выдерживали более двух десятков переизданий. При этом к современным учебникам претензий по-прежнему тьма. "Доведите до ума то, что написано, и тогда уже будете отчитываться. Надеюсь, что на моем уровне разговор про учебники последний", - подчеркнул белорусский лидер.Президент отдельно высказался об учебниках
по гуманитарным дисциплинам - истории, обществоведению. "Пора поставить точку в вопросах оценки исторических эпох и персоналий. Мы должны четко определить, кто герой, кто историческая личность, а кто предатель своего народа", - заявил он.Александр Лукашенко напомнил о своем разговоре со студентами-историками 3 июля на Кургане Славы. Они тогда выступили с инициативой подготовить учебник о войне, который был бы интересен молодежи, выразили готовность принять самое активное участие в его разработке. "Рассчитываю, что в новом учебнике с учетом открывшихся фактов будут расставлены все акценты и по геноциду белорусского народа, и по коллаборации, и по другим острым темам, о которых мы раньше мало говорили", - сказал глава государства.Президент уверен, что никакие гаджеты и "цифра" не заменят в образовании и тем более в школе учебники и учителей. "Учебник и учитель - это главное", - сказал он.Вместе с тем, добавил глава государства, цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся. "Учитель на уроке -
не блогер, не ютьюбер или информационный аниматор. Это вопрос профессиональной пригодности и имиджа. Кстати, и статуса тоже", - подчеркнул Александр Лукашенко.Была поднята и тема престижа рабочих профессий, к которым сейчас порой без знаний точных наук, компьютера и современных технологий не подступишься. Но их потенциал по-прежнему многие недооценивают и стремятся так или иначе обеспечить
поступление своих детей в вузы. "До сих пор мы наблюдаем оголтелую гонку за дипломами о высшем образовании. Получают их дети, а потом, как сейчас модно говорить, всю жизнь ищут себя. То зарплата не та, то статус не тот, то добираться далеко до работы и так далее", - констатировал Президент.Он уверен, что все начинается со школы - с качества профориентационной работы. "Убежден, что вы - педагоги, преподаватели, министры, которые присутствуют здесь, - понимаете, что в первую очередь на таких специалистах держится экономика страны. Мы вместе должны подумать, что надо сделать, чтобы престиж этих профессий был высоким. Это стратегическая задача", - подчеркнул Александр Лукашенко.Что же касается вузов, то им глава государства
предрек жесткую конкуренцию между собой, ведь таких учреждений в Беларуси в 2-3 раза больше, чем в сопоставимых по территории и количеству населения Швейцарии, Дании, Финляндии или Израиле. "Будьте на гребне прогресса. Дадите стране ученых, инженеров, конструкторов, других специалистов, способных создавать новые продукты и технологии, - будете работать. Нет - попадете под естественный отбор", - предупредил Президент.
Школьный этикет, требования к внешнему виду учеников и учителей регламентируютКак отметил Александр Лукашенко, предстоит решить принципиальные вопросы, от которых зависит успешность образовательной сферы. "А это не только кодекс, о котором мы говорили. Потому что в кодексе все не пропишешь. Как и в других нормативных актах, которые мы должны будем принять. Особенно в тех, которые касаются школоустройства", - заметил белорусский лидер.В связи с этим он поручил
выработать стандарт и закрепить в нем четкие требования. "Начиная от организации урока, соблюдения школьного этикета и заканчивая внешним видом ученика и учителя, - заявил Президент. - И все участники образовательного процесса должны будут придерживаться положений данного документа беспрекословно. Это, кстати, будет помощью в наведении порядка в школе и работе с родителями. Это делается для того, чтобы снять все спорные вопросы или недопонимание между семьей и школой".
Мы умеем делать все. Но страшная беда - волокита, бюрократизм и формализмВ завершение Александр Лукашенко
еще раз подчеркнул большую роль педагогов в развитии страны и общества: "Мы умеем делать все: спасать жизни людей, совершать героические поступки, мы умеем решать большие экономические задачи. Это вы - учителя и преподаватели вузов. Но и негативное, косяки нашей жизни - это тоже вы. Поэтому давайте сделаем так, чтобы этих косяков было как можно меньше, и будем в этом направлении работать".Как отметил Президент, он часто говорит о том, что мир ошалел и обезумел. И то, что есть возможность собираться вместе и проводить в том числе такие общереспубликанские мероприятия, как педсовет, характеризует то, что в Беларуси люди живут спокойно и нормальной жизнью. "Другие страны это себе позволить не могут. Потому что они уже воюют, а некоторые готовятся к войне. Нас Бог спас. Ну и мы сами не дремали - защитили свою страну. Поэтому давайте будем ценить то, что есть. И давайте сделаем так, чтобы не было хуже, чтобы мы сберегли то, что у нас ценится, и то, что народ наш считает достоянием", - призвал белорусский лидер.Он также подчеркнул, что всегда важно не только в планах, но и на деле достигать намеченных ориентиров и задач. "Знаете, что самое главное: мы же умные люди, прекрасно видим, что происходит, анализируем, делаем выводы и в соответствии с этим ставим перед собой задачи. Но страшная беда - волокита, бюрократизм и формализм. Задачи поставили, сказали, что будем решать в такие-то сроки, и забыли, что их надо решать. Поэтому мы видим, что надо сделать. Давайте просто это сделаем. Потому что, если мы это не делаем, беда. А если делаем не вовремя - очень дорого", - подчеркнул Президент."Поэтому давайте сделаем то, о чем договорились. И то, о чем говорили ораторы. Это же уже сделано в некоторых коллективах (речь о тех или иных передовых практиках и позитивных примерах в образовании. - Прим. БЕЛТА). Давайте это повторим. И если мы с этим подходом будем решать наши проблемы, мы их решим. Без проблем и без войн", - резюмировал Александр Лукашенко.-0-