Лукашенко выступает за совершенствование системы образования, а не ее ломку
24 августа, Минск /Михаил Матиевский - БЕЛТА/. Систему белорусского образования необходимо совершенствовать, а не ломать. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на пленарном заседании Республиканского педагогического совета, передает корреспондент БЕЛТА.
"Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова системы образования, - сказал Александр Лукашенко. - Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, надо решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование - настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через колено что-то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится".
Президент обратил внимание, что в свое время некоторые страны, особенно похожие на Беларусь, решили полностью перестроить сферу образования. Но, сломав старое, новое в силу многих причин они так и не создали. "Сегодня признают, что, сломав старое, не унаследовали то доброе, что было. Мы этим путем не пошли", - отметил он.
"Более того, вы, наверное, помните, что до нас, до середины 1990-х, власти Беларуси попробовали идти этим путем. Они за два-три года пытались научить всех нас разговаривать на том языке, на котором они хотят (я абсолютно здесь не выступаю против родного белорусского языка, ни в коем случае). Вы сами знаете, что было в те годы: начали ломать все подряд. И точные науки, и естествознание, гуманитарные направления нашего образования. Нам пришлось останавливать этот процесс. Тогда мы со многими из присутствующих в этом зале почувствовали, что можем разрушить все до основания. А для того, чтобы создать после этого что-то новое, нужны колоссальные деньги. Тогда денег вообще не было. Вообще. Я не понимаю, на что надеялись те, кто был у власти в Беларуси, идя на такую коренную ломку образования. Поэтому, с какой стороны ни посмотри, мы начали двигаться в неправильном направлении. И тогда, остановив этот процесс и в политике, и в образовании, устраивая новую жизнь в новом государстве, был выдвинут тезис о совершенствовании, о том, чтобы не потерять то лучшее, что мы накопили", - напомнил глава государства.
Александр Лукашенко обратил внимание: когда принималось решение, на каком языке должно вестись обучение в школах, руководство страны шло от народа. "Мы силой не давили: давай "беларускую мову" и тому подобное. Мы шли и идем от жизни. Если бы мы пошли тем путем, как "отцы-реформаторы" после распада Советского Союза, мы бы сегодня не имели ни одного, ни другого языка, - предположил он. - Русский язык - это наш родной язык. Если кто-то его считает российским, у нас с вами разные подходы к этому языку. Это наш родной язык. Может быть, если можно так говорить, чуть менее родной, чем белорусский. А вообще, я их ставлю на один уровень и считаю, что от этого наследства отказываться нам ни в коем случае нельзя, ибо мы потеряем многое. Давайте будем богатыми людьми. Пусть у нас будет два родных языка - русский и белорусский. Пройдет время, придут новые люди, новые поколения, может, жизнь изменится, и они определятся, на каком языке разговаривать".
Президент пояснил, почему именно сейчас было решено провести на таком высоком уровне Республиканский педагогический совет. "Один этап мы прошли - я его называл. Потом, совершенствуя наше образование, мы прошли второй этап, если можно разделить это на этапы. Увидев все недостатки, пропустив их через себя, вот сейчас мы увидели проблемы, которые еще не решили. То есть мы накануне некоего третьего этапа. Может быть, основного в плане совершенствования нашего образования. Мы с вами должны посоветоваться, как будем решать вопросы, которые встали перед образованием во весь рост. Нам предстоит сделать новый шаг в дошлифовке, совершенствовании нашего образования: дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего", - резюмировал он.-0-