Стимулирование экспорта остается одной из первоочередных задач МИД
15 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Стимулирование экспорта остается одной из первоочередных задач Министерства иностранных дел. На этом акцентировал внимание сегодня во время онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании начальник управления информации - пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Дмитрий Мирончик, передает корреспондент БЕЛТА.
"Внешняя торговля, ее координация, стимулирование экспорта - это одна из первоочередных задач МИД, та задача, о которой постоянно говорит глава государства. Это одно из главных мерил эффективности нашей работы, - сказал Дмитрий Мирончик. - Если говорить о ситуации в торговле с ЕС, то, по последним данным, к сожалению, мы фиксируем снижение нашего экспорта. Оно достаточно значительное - порядка 33%. Общий объем экспорта составил $5,7 млрд. Много это или мало? Для сравнения, 20 лет назад, в 1997 году, наш экспорт с ЕС составлял чуть более $1 млрд. Причины для снижения были также достаточно объективные".
Пресс-секретарь пояснил: "Во-первых, это ситуация в торговле энергоносителями. В прошлом году мы меньше получали на переработку нефти и, соответственно, меньше могли экспортировать нефтепродуктов. В основном мы экспортируем за рубеж продукты переработки нефти, причем достаточно глубокой переработки. В прошлом году неблагоприятно для нас складывалась конъюнктура поставок, конъюнктура цен на калийные удобрения. В некоторых случаях по тем или иным причинам мы сами себя ограничивали в продаже тех товаров, которые востребованы на европейском рынке. Известный пример. Несколько недель назад на совещании у главы государства рассматривался вопрос по поводу леса-кругляка. ЕС готов взять сколько угодно, но мы не хотим задешево продавать то, что после переработки можно продать дороже. То же можно говорить о поставках рапсового масла и других товаров".
В целом в торгово-экономических отношениях с ЕС перед Беларусью стоит серьезная задача - уйти от сырьевого экспорта, полуфабрикатов к экспорту продуктов с более высокой добавленной стоимостью, заметил Дмитрий Мирончик. "Но, кстати, если выводить за скобки эти биржевые товары, эти продукты, калийные удобрения, мы фиксируем, пусть и скромный, но рост поставок в ЕС. Порядка $100 млн, но все же мы в плюсе по тем товарам, на поставки которых не влияет биржевая конъюнктура", - сказал он.
"Что касается результатов сотрудничества в институциональном плане, то без преувеличения можно сказать, что за истекший год мы сделали намного больше, чем за предшествовавшие пять лет действия санкций, - продолжил пресс-секретарь. - Санкции ввести легко, отменить сложно, а восстановить ситуацию еще сложнее. Простейший пример. На прошлой неделе было обнародовано решение об отмене ЕС текстильных квот. Мы не ожидаем какого-то немедленного эффекта для экспорта нашего текстиля. Но с другой стороны, эффект будет, потому что раньше покупали наш текстиль, но по каждой поставке импортер - европейский покупатель - должен был обращаться в органы ЕС и получать там лицензию. При прочих равных условиях, когда у него есть возможность закупить в стране, где дополнительная лицензия не требуется, или в Беларуси, где необходимо пройти еще одну бюрократическую процедуру, конечно, чаще выбирали ту, где надо меньше напрягаться. Сейчас этого препятствия нет. Мы надеемся, что это окажет эффект как минимум на среднесрочную перспективу. Плюс к этому, если говорить о текстиле, весь период действия этих ограничений в отрасль практически не приходили европейские инвестиции и технологии. Нам приходилось перевооружать ее за свой счет, самим искать пути развития предприятий. Почему не приходили европейцы? Потому что у них не было рынка. Какой смысл инвестировать в предприятия в Беларуси, если ты знаешь, что на европейский рынок ничего не можешь поставить. Сейчас это препятствие снято".
Официальный представитель МИД также рассказал и о других направлениях, по которым эффект очевиден: "Это такое важное направление, как сотрудничество с европейскими кредитно-финансовыми институтами. Европейский союз предоставил возможность Европейскому инвестиционному банку осуществлять операции на территории Беларуси. Сейчас мы ведем переговоры по двустороннему соглашению с этим банком, которое урегулирует все технические вопросы. Была расширена стратегия действия Европейского банка реконструкции и развития. В Беларуси они теперь также могут кредитовать операции, которые будут осуществляться с участием госсектора и государственных предприятий. А у нас большинство крупных инфраструктурных проектов реализуется по инициативе и при софинансировании государства".
Кроме того, по словам Дмитрия Мирончика, Беларусь запустила с Европейским союзом такой институт, как режим торгового диалога. Его первый раунд состоялся в прошлом году в Минске. "Это для нас возможность обсуждать и решать те проблемные вопросы доступа на европейский рынок, которые на сегодняшний день имеются, - сказал он. - Например, при поставках белорусской молочной продукции, при поставках мясной продукции в Европейский союз. Мы ставим эти вопросы, озвучиваем их и предлагаем пути решения. Поэтому определенные подвижки есть. Мы ожидаем от предприятий большей активности в работе на европейском рынке и готовы всячески эту активность поддерживать через посольства в странах ЕС, через наше представительство в Европейской комиссии, в целом через деятельность системы МИД".-0-