"В театре нас звали Саркис и Лаппочка". Знаменитая Ольга Лаппо о балете, муже и учениках
2023-04-15 10:35
В одном из интервью Ольга Лаппо отметила, что, работая с молодыми, невозможно стареть душой. Глядя на ее безупречную физическую форму, точеную фигуру и светящееся лицо, мало кто догадается, что 19 апреля выдающаяся балерина современности отметит 75-летний юбилей. Накануне праздника поговорили с педагогом Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа, доцентом Академии музыки об искусстве одухотворенной пластики и о том, как становятся звездами мировой величины.
Нина Млодзинская выгнала ее из класса
- Ольга Александровна, как вам удалось попасть в святая святых - мир искусства балета?
- В хореографическое училище, которое тогда находилось в стенах Большого театра, я поступила в 10 лет. Прошла жесткий конкурс и сразу же попала к легендарной балерине и педагогу Нине Млодзинской. Правда, тогда я не осознавала масштаб личности своей наставницы и уже на первом занятии проявила весьма неосмотрительную беспечность. Впервые оказавшись в большом балетном зале и увидев станки, зависла на них, как маленькая обезьянка. Нина Федоровна сделала замечание, но я пропустила его мимо ушей. Отреагировала лишь, услышав окрик "Вон из класса!". Стояла за дверью опечаленная и думала о своем недостойном поведении. Вот так и познакомилась с большим балетом.
- А когда отбор был жестче - сейчас или в советское время?
- Конкурс всегда жесткий. Сейчас данные претендентов несколько изменились - нужны высокий подъем и большой шаг. Раньше, допустим, поднимать ноги выше 90 градусов в классическом балете считалось неприличным. И это, считаю, правильное требование. Классика - это прежде всего одухотворенность и состояние души, это театральное искусство, а не физическая культура или гимнастические упражнения. Здесь каждое движение наполнено своим образом. Безусловно, ноги должны идти свободно, красиво, но показывать такие растяжки - это чересчур. В современной хореографии - пожалуйста. Глубокое понимание танца, наполнение смыслом каждого движения, духовное прочтение роли - вот что наряду с техническим совершенством делает танец завораживающим, эмоциональным, волшебным и не оставляет ни одного зрителя равнодушным к происходящему на сцене.
"Сейчас в цене "техничные" балерины"
- Вы сейчас готовите будущих звезд сцены. Чем-то они отличаются от вас, тогдашних девочек, которые в 70-е прошлого века пришли учиться танцевать?
- Мы, дети театра, не пропускали ни одного балета, слушали оперы и знали поименно всех вокалистов, даже могли пропеть арию. Учились у наших кумиров балета, легендарных Баси Карпиловой, Ирины Савельевой, Лидии Ряженовой, Нины Давыденко. Наше поколение, выросшее в театре, было более артистично, чем нынешнее. Сейчас в цене "техничные" балерины, для которых главное - сделать больше пируэтов или двойных фуэте. А нам важно было другое - создать образ и передать глубокие чувства героя. Ведь искусство балета ярко показывает и вырисовывает всех исполнителей в каждом образе.
Ныне для учащихся хореографического училища много полезной информации в интернете. Они могут посмотреть тот или иной спектакль, увидеть, как одну и ту же роль исполняли разные балерины, тем самым повысить планку уровня образования. А мы когда-то с этой целью ездили в Москву, где проходил смотр хореографических училищ Советского Союза. Это было совершенно живое общение, когда мы учились не только друг у друга, но и у больших мастеров.
"По сути, я для учеников вторая мама"
- Ваши ученики не забывают вас?
- Мы не теряем связь. Звонят, пишут, приходят в колледж. Среди моих выпускников много звезд, ведущих балерин, которые работают в лучших театрах мира. Я беру еще маленьких деток и учу их на протяжении 8 лет. За это время они становятся для меня родными. По сути, для них я вторая мама. Они растут и формируются на моих глазах, а потому нити, соединяющие столь близких людей, разорвать нельзя.
С большой любовью вспоминаю своих наставников. С первого года обучения я попала в заботливые руки легендарной Нины Млодзинской, представлявшей старую балетную школу, которая пришла в Россию из Франции. Нина Федоровна передавала нам знания, помогала раскрыть свой талант, учила чувству гармонии и вкусу. Валерий Миронов, Валентин Давыдов, Алевтина Корзенкова - все эти имена я произношу с особым трепетом и благоговением. Мне посчастливилось когда-то проходить стажировку в Москве у народной артистки СССР Софьи Николаевны Головкиной, которая научила музыкальному прочтению партий. А благодаря Наталье Михайловне Садовской, руководившей группой ведущих артистов балета из всех театров СССР, мы с супругом объездили полмира. Индия, Гималаи, Сингапур, Шри-Ланка, Малайзия, Сирия, Иордания, Италия - где только не побывали…
"В театре нас звали Саркис и Лаппочка"
- Ваш супруг, Виктор Саркисьян, - легенда классического танца, народный артист Беларуси. Вы прожили с ним рука об руку более полувека. Не так давно, знаю, золотую свадьбу отметили. Как удавалось двум ярким личностям уживаться под одной крышей?
- Несмотря на то, что мы разные по характеру, все трудности преодолевали вместе и всегда поддерживали друг друга. Да и увлекательная совместная деятельность всегда скрепляет семью. В театре нас звали Саркис и Лаппочка. Виктор - ростовчанин. Он рано остался без родителей и в Минск приехал еще юношей. Мама моя, учительница физики и математики, старалась помочь ему в духовном становлении да и вообще в плане понимания жизни. Он, этакий ростовский хулиган, отличался заводным характером. Чуть что - шашки наголо и вперед... Но мы старались гасить его пыл. А он с большим уважением относился к нашему мнению. Конечно, я ему очень помогала и подсказывала. Он был для меня как большой ребенок. Обладавший огромным талантом, он буквально на лету ловил каждый штрих и замечание. В Москве в 1969 году на I международном конкурсе балета Виктор произвел настоящий фурор. Многие театры, в том числе иностранные, Большой, приглашали его к себе. Но я была категорична. Говорю, раз Беларусь тебя воспитала, то мы остаемся здесь. А вскоре в Минск приехал Валентин Елизарьев. Он как раз собирался ставить "Кармен-Сюиту" и очень рассчитывал на Виктора.
- По воспоминаниям ценителей балета, в "Дон Кихоте" он буквально взмывал над сценой…
- Он делал неимоверные прыжки во всех спектаклях - и в "Дон Кихоте", и в "Сотворении мира", и в "Спартаке", и в "Кармен-сюите". Думаю, его пластику и то, что он воплощал на сцене, до сих пор никто не может повторить. Сейчас же для танцовщика балета делают специально пол, который амортизирует и, подобно батуту, дает толчок. А мы танцевали на простом деревянном полу.
"Когда-то Катю Олейник хотели отчислить, а сегодня она звезда"
- Что посоветуете родителям, которые собираются отдать сына или дочь в балет?
- Помимо природных, физических данных, у ребенка должны быть трудоспособность и желание танцевать. Без этих слагаемых значимого результата не будет. Главное - это характер, умение идти к цели, не останавливаясь. Когда-то Катю Олейник после второго года обучения хотели отчислить. Но благодаря своей фантастической воле она осталась в профессии и сейчас - звезда мирового уровня. Или, к примеру, Алина Петровская и Людмила Уланцева, которые изначально не обладали уникальными природными данными, но добились большого успеха благодаря терпению, трудолюбию, постоянной работе над собой и полной самоотдаче. Теперь все они - настоящие богини танца.
За более чем два десятка лет Ольга Лаппо станцевала в Большом немало главных партий из классического репертуара: Сольвейг в "Пер Гюнте", Китри в "Дон Кихоте", Марию в "Бахчисарайском фонтане", Фригию в "Спартаке", Джулию в "Альпийской балладе" и другие. Адажио Евы, которое балерина исполняла в "Сотворении мира", как заметил во время гастролей итальянский импресарио, "воистину гимн нежности, любви и красоты, а потому этот дуэт должен увидеть каждый поклонник балета". Многие из ее учеников стали сегодня звездами мирового балета и по праву гордятся тем, что наставница передала им часть своего мастерства.
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото из открытых интернет-источников.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Три женщины, которые делают театр. Почему они провели в Большом всю жизнь?
Некоторые кадры вас удивят. 21 фото постановок Большого театра разных лет
Дочь "врага народа" и футбольная фанатка: факты о легендарной балерине Майе Плисецкой
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.