Правда, что в "Киношниках" уговорили сниматься Стоянова? Поговорили с режиссером

2023-11-06 13:55
На ХХIХ Минском международном кинофестивале "Лiстапад" публику ожидает сюрприз: премьера комедии "Киношники". Ее авторы обещают раскрыть зрителю творческую кухню "фабрики грез". О том, как снималась картина и почему молодому дарованию не побоялись доверить "полный метр", поговорили с режиссером фильма Кириллом Халецким. "За "везением" стоит большая работа"
- Еще во время учебы в Белорусской академии искусств вы сняли два короткометражных фильма за свой счет. Где взяли деньги на эти картины? - Короткометражки обычно снимают "за идею". На "Дорогу" ушло немного - моя и отцовская зарплаты. Снял этот фильм после второго курса, а на четвертом защищал как дипломный проект. Весь скромный бюджет потратили на аренду оборудования. Съемочная группа работала бесплатно. Кино делали молодые люди, воодушевленные замыслом. Команда полностью доверилась режиссеру и понимала, что работает на перспективу. А для второй короткометражки "Однажды была Земля", которую делал на четвертом курсе, нашел спонсора. И фильм был уже сложнее - как по смысловому наполнению, так и по реализации. У "Дороги" и "Земли" сложилась удачная фестивальная судьба, они получили награды, хорошие отклики, причем как нашего, так и зарубежного зрителя. Короткометражное кино - отличная заявка на "полный метр". Оно дает возможность развернуться режиссеру по полной, попытаться прикоснуться к миру искусства, сделать что-то необычное, экспериментальное и в целом реализовать себя так, как хочешь, потому что, в отличие от большого кино, ты здесь не "зажат" обязательствами.

- Лауреат гранд-премии спецфонда Президента по поддержке талантливой молодежи, неоднократный победитель национальных и международных фестивалей - не у каждого юноши в 20 с небольшим такие заслуги, как у вас. Да и попасть по распределению на Национальную киностудию - большая удача. Выходит, вы по жизни везунчик?
- За этим "везением" стоит большая работа. Мама, чтобы впоследствии сын смог выбрать занятие по душе, водила меня в детстве на разные кружки. Чем я только не занимался - рисованием, спортом, танцами, учил английский! Но очень рано понял, что мне хочется, как Буратино, дарить людям радость. Поэтому все мои мечты так или иначе были связаны с творчеством: сначала хотел быть клоуном, потом актером, а в старших классах стал присматриваться к профессии режиссера. Отец отправил на подготовительные курсы по режиссуре при Белорусской академии искусств. Несмотря на то что программа предполагала один год обучения, я ходил туда два года, чтобы твердо определиться со своими желаниями. Школьное время - это такой пробник жизни, демоверсия. Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, когда выпускники с учетом проходных баллов решают, в какой вуз пойти. А я уже с 9 класса четко шел к цели. - Вы поступили на специальность "режиссер кино и телевидения". Поскольку наша кинематографическая сфера очень узкая, то шансы попасть именно в кино были минимальны … - Как и всяким начинающим творцам, нам казалось, что, подобно Тарковскому или Спилбергу, мы возьмем в руки камеру и перевернем весь мир. Помню, как мастер курса Валерий Михайлович Горовой, который около 45 лет отработал на белорусском телевидении, заземлил наши желания. На первом курсе он буквально натаскивал нас на будущее ремесло, проверял каждого: как себя проявит, чего стоит. Приглядывался, кто пойдет на компромисс, а кто откажется…

В юном возрасте чаще всего человека волнуют извечные темы - как распознать любовь, выделиться из толпы и доказать всему миру, что ты супер. Но идеи, которые мы приносили ему, были сырыми, с путаной детской философией. Валерий Михайлович привил интеллигентность, дал базу. Я старался усвоить его уроки и одновременно искал свою колею. Много читал, смотрел киноклассику. Наверное, был единственным первокурсником, кто не побоялся отправить свою первую 4-минутную зарисовку "Теплый снег" на более чем 100 международных фестивалей. И семь из них ответили, что приняли ее на конкурс. Та работа даже выиграла номинацию во Франции, на фестивале артхауса "Широко открытыми глазами". Я не боялся ошибаться, потому что ошибаться - это все равно идти вперед. Переписывали 12 (!) раз сценарий - Как появилась идея дебютной комедии "Киношники"? - Позвонил своему московскому другу Константину Бакулину, который активно пишет сценарии сериалов и развлекательных передач для российских телеканалов. Предложил идею - показать киношный мир изнутри, рассказать историю о том, как молодой амбициозный режиссер мечтает снять свою авторскую ленту. Константин согласился. Работали в тандеме, хотя это не всегда было просто: страсти кипели нешуточные, много спорили, переписывали 12 (!) раз сценарий, но в итоге пришли к компромиссу. Не хотелось в части юмора опускаться ниже плинтуса, да и опасались перемудрить, обидеть настоящих киношников. Думаю, с задачей справились. По крайней мере один из первых наших зрителей, ректор Академии искусств Михаил Григорьевич Борозна, назвал юмор в картине интеллигентным. - Где происходит действие "Киношников"? - Мы несколько раз меняли место действия фильма, но в конечном итоге перенесли его на киностудию, что придало "Киношникам" больше правдоподобности.

- Наверное, страшно впервые браться за "полный метр"? - Безусловно, ведь киностудия - это не студенческая съемка, а настоящее производство, в котором задействованы сотни специалистов. Кроме режиссерского, актерского составов, это еще и декораторы, гримеры, осветители… В большом кино совсем другие правила игры. Ты в одиночку не сможешь ничего сделать. Поэтому я планировал начать работу на "Беларусьфильме" с короткометражки, чтобы понять весь сложный алгоритм, но получилось так, что сразу предложили "полный метр". Естественно, опасения свои были. Но я решил, что сил мне хватит. Ну а как в итоге получилось - судить зрителю. "Пока мы хотели бы сохранить интригу" - Говорят, в "Киношниках" много дебютантов. - Да, это и оператор-постановщик Владимир Козиятко, который в этом году окончил ВГИК, и звукорежиссер Анастасия Панасевич, выпускница Академии искусств, и многие актеры. Главного героя сыграл Станислав Пекарский. Он до этого снимался в эпизодах и ролях второго плана. Для Лолиты Таборко "Киношники" - тоже дебют в большом кино. Совершенным открытием стал для нас актер Витебского театра Юрий Цвирко. Ему недавно исполнилось 56 лет и для него это первая полноценная роль в кино. Мы отобрали Юрия в последний момент. Причем выбрали по фотографии: я увидел типаж и сказал, что мне нужен именно этот актер. Интересно, что тот персонаж, которого он сыграл в фильме, по сути, и есть сам Юрий Брониславович - человек с превосходным чувством юмора. И его герой, киношник со стажем, тоже любит пошутить, немного приврать, рассказать байку. Вообще, был приятно удивлен, что у нас в Беларуси так много талантливых актеров. Я дал им абсолютную свободу на съемочной площадке. Говорил: не привязывайтесь к сценарию, если фраза не ложится, переделывайте на свой манер. И ребята охотно придумывали шутки. Если их дополнение или замена были удачными, мы принимали.

- Правда, что вы уговорили сняться в комедии народного артиста России Юрия Стоянова? - Пока мы хотели бы сохранить интригу. Скажу лишь то, что Юрий Стоянов нашу картину видел. Вообще, съемки проходили легко, радостно, на волне неимоверного воодушевления. Семейная атмосфера, царившая на площадке, перенеслась в кино, и, как говорят коллеги, получилась добрая, светлая лирическая комедия. Думаю, зритель получит заряд оптимизма. | Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото предоставлены собеседником. Читайте также: "Было страшно". Татьяна Колганова о кресле режиссера, съемках с детьми и Сергее Бодрове Валентин Елизарьев: "Для меня главное, чтобы зритель не сидел безразличным в зале" Из-за чего Аль Пачино сказал, что завидует русскому актеру Василию Мищенко?