"Небольшая деревня где-то в лесу", но не все так просто. Едем на родину Язэпа Дроздовича

2024-05-31 16:30
Часто "небольшая белорусская деревня где-то в лесу" преподносит сюрпризы. Проезжаешь мимо, а там удивительной красоты храм, развалины панской усадьбы или, что в последние годы происходит все чаще, роскошно отреставрированное здание, парк с многовековой историей и бог весть что еще. Сегодня мы предлагаем вам путешествие "в гости" к Язэпу Дроздовичу. Ну а по дороге на родину художника заглянем еще в несколько местечек.
Деревня Селище в Ушачском районе
Первой точкой нашего маршрута будет костел Святой Вероники в деревне Селище Ушачского района Витебской области.Немногие храмы освящены в честь Святой Вероники. Согласно преданию, во время шествия на Голгофу она подошла к Христу, чтобы вытереть пот с его лица. На ткани остался нерукотворный образ. Говорят, что именно по этой причине в день почитания святой - 12 июля - отмечается День фотографа.Увидеть костел можно еще с дороги на подъезде к деревне. Величественное строение располагается на возвышенности и хорошо просматривается со всех сторон. Говорят, что это один из красивейших костелов Беларуси, несмотря на его нынешнее - объективно аварийное - состояние.Храм построили в первой половине XVIII века как часть монастыря бернардинцев. Правда, меньше чем через 100 лет монастырь закрыли. В середине XIX века костел перестраивали, а во второй половине этого же века из соседней деревни передали чудотворную икону Божьей Матери и облачения для проведения литургий, расшитые серебряными и золотыми нитями. Некоторые из них были сшиты из слуцких поясов.Разрушение храма началось во время Великой Отечественной войны, в этот же период разграбили и уничтожили убранство. Не пережил лихолетья и барочный орган. В храме было пять алтарей, один из которых частично сохранился до наших дней. Увидев его, можно согласиться, что во время расцвета костел поражал красотой и причудливостью декора и архитектурных форм.После войны и до настоящего времени работы по восстановлению костела не проводились, и он потихоньку ветшает. Деревня Мнюто-2 в Глубокском районе
Дальше направляемся в Глубокский район в деревню Мнюто-2.
Основная ее достопримечательность - костел Девы Марии, построенный в начале XX века в неоготическом стиле из красного кирпича. Он живописно расположен на возвышенности на окраине деревни рядом с большим озером.По сохранившимся данным, именно в этом костеле был крещен Вацлав Ластовский, общественно-политический деятель, писатель, историк, этнограф. Его бюст установлен на Алее знаменитых земляков в Глубоком.Рядом с деревней располагалась усадьба Перковских. Скромный деревянный дом начала XX века сохранился до наших дней, местные используют его как жилье.Деревня Городец в Шарковщинском районеСледующей точкой маршрута будет деревня Городец Шарковщинского района Витебской области.Часто бывает так: едешь-едешь, вокруг поля и леса, небольшие деревеньки, не всегда асфальтная дорога. Готовишься увидеть обветшавшую постройку или разрушающийся храм. И вдруг издалека начинаешь различать довольно значительных размеров хозпостройки из бутового камня и кирпича, ограду и въездную браму. Проезжаешь дальше и видишь усадебный дом в хорошем состоянии, перед ним - кольцо подъездной дороги с клумбами. И опять возникает вопрос: что же случилось с этим местом, которое раньше было центром притяжения кипучей жизни?Усадьбу в Городце начали строить в первой половине XVIII века, в то время имением владел полоцкий магнат Валериан Жаба. Основой комплекса является дворец, возведенный в конце XVIII века в стиле классицизма. Завершили формирование усадебно-паркового комплекса во второй половине XIX века Плятер-Зиберги.В свое время в центральной части первого этажа дворца размещался вестибюль и парадный зал с выходом на террасу, на втором - жилые комнаты. Сейчас дворец используется в качестве административного здания. Помимо него, в деревне можно увидеть: часовню, флигели, амбары и даже амбар-каре, бровар, мельницу, жилые дома и хозпостройки в разной степени сохранности. В одной из построек расположился физкультурно-оздоровительный центр, есть еще небольшой музей культуры и быта.Здесь же сохранилась часть парка, где и сейчас растут вековые экзотические деревья. А когда-то зеленые насаждения раскидывались на 10 гектар.В начале XX века граф Плятер на реке Мнюта вблизи деревни построил первую в этом регионе гидроэлектростанцию, что сделало это место еще более известным.Ответить на свой же вопрос не получается. Дворец отреставрирован, но не все помещения используются. Еще много зданий в хорошем состоянии, но ветшают. Но не буду о грустном. Надеемся, что и у этого места появится хозяин, и оно будет развиваться, как когда-то при Плятерах. А пока просто прогуляйтесь и представьте, как здесь было раньше. Думаю, что почувствуете дух времени и при случае обязательно еще раз заедете сюда.Агрогородок Лужки в Шарковщинском районеСледующая точка маршрута совсем близко. В километре от Городца располагается агрогородок Лужки. Опять же, "небольшая деревня где-то в лесу", но не все так просто.Впервые Лужки упоминаются в начале XVI века, когда их купил Иван Семенович Сапега, государственный и военный деятель ВКЛ. В середине XVIII века Валериан Жаба пригласил монахов из ордена пиаров, которые открыли здесь коллегиум и возвели костел Святого Архангела Михаила.В XIX веке в Лужках действовали земское народное училище, водяная мельница, конная почтовая станция, молитвенный дом, пивоварня, 14 магазинов. После восстания монастырь закрыли, а костел передали православной церкви, немного перестроив и переоборудовав. После Первой мировой войны, когда деревня вошла в состав Польши, храм снова отдали католикам. Во время Великой Отечественной войны в Лужках организовали гетто, в котором истребили евреев деревни. После войны храм закрыли, позже здание использовали как склад удобрений. Отреставрировали костел в конце 1980-х годов.Костел - яркий образец архитектуры виленского барокко. Храм отличается необычной архитектурной формой: кажется, будто фасад вогнут во внутрь. Эффект объясняется тем, что башни повернуты под углом к линии главного фасада.
Еще в Лужках есть церковь Рождества Богородицы, построенная в конце XVIII века, и неплохо сохранившаяся кирпичная водяная мельница конца XIX века.
Однако это не все значимые места агрогородка. Здесь можно увидеть руины синагоги, построенной на высоком склоне реки Мнюты из кирпича и бутового камня. Примечательно это место тем, что при синагоге действовала начальная еврейская религиозная школа - хедер. В ней учился уроженец Лужков Элиэзер Бэн-Йехуда, "отец современного иврита", который внес неоценимый вклад в развитие еврейской и мировой культуры. Его бюст установлен на Алее знаменитых земляков в Глубоком, а одна из центральных улиц Иерусалима названа в его честь.Кроме того, в лужковской школе преподавал Язеп Дроздович. О нем и его месте рождения дальше и пойдет речь.Агрогородок Германовичи Шарковщинского районаИтак, конечной точкой нашего маршрута будет родина Язепа Дроздовича - агрогородок Германовичи Шарковщинского района Витебской области. Пока будете читать, подумайте, как правильно поставить ударение в названии населенного пункта. В конце будет правильный ответ, и вы сможете проверить свои догадки.С первого взгляда может показаться, что основной достопримечательностью Германович является костел Преображения Господнего. Строительство храма начал в конце XVIII века Юзеф Гильзен, а завершено Игнатием Ширином, новым владельцем Германовичий. Предполагалось, что костел также будет служить усыпальницей Ширинов.На одной из башен можно увидеть колокол, отлитый, по рассказам, в конце XVIII века. После закрытия костела в послевоенное время (здание, по традиции, переоборудовали под хозяйственные нужды) местные жители спрятали музыкальный инструмент на участке, чтобы сберечь. В конце 1980-х годов, через полвека после закрытия, храм отреставрировали и вновь освятили, а колокол занял свое место.В интерьере частично сохранились полихромные росписи, а на парапете хора - декоративная композиция из музыкальных инструментов.В Германовичах есть еще одна достопримечательность - усадьба Ширинов.Долгое время этими землями владел прославленный род Сапег, которые затем продали их династии Гильзенов. Ян фон Экель Гильзен устроил в Германовичах центр своего поместья, начал возведение усадебного комплекса. По наследству имение перешло роду Ширинов, которые и достроили усадьбу.Дом в стиле классицизма имеет в основании правильную прямоугольную форму. После войн здание сильно не пострадало, и до недавнего времени в нем располагалось учебное заведение. Частично сохранился старинный парк. В начале 1990-х в Беларуси появился музей, который в настоящее время носит имя Язэпа Нарцизовича Дроздовича. Вначале он занимал третью часть здания. Сегодня оно полностью передано музею, но по различным причинам расшириться и занять все помещения не получается.В музее имеется четыре экспозиционных зала. В тех двух, что на первом этаже, размещены этнографические экспонаты. Кстати, всего в фонде музея более 6800 предметов. Но самое интересное - на втором этаже. Говорят, что экспозиции залов, посвященных жизни и деятельности Язэпа Дроздовича, основная достопримечательность не только музея, а и Германович в целом.Здесь выставлены 14 оригинальных работ художника, 24 хранятся в запасниках. Если вам интересна эта тема, еще 30 расписных ковров - маляванок находятся в коллекции музея белорусской маляванки историко-культурного музея-заповедника "Заславль".Германовичский музей ежегодно проводит "Бульбяны фэст" и участвует в международной акции "Ночь музеев".Так кто такой Язэп Дроздович?Стоит побольше рассказать про Язэпа Дроздовича (13 октября 1988 года - 15 сентября 1954 года), "вечного путешественника", белорусского Леонардо да Винчи, графика, скульптора, этнографа, фольклориста, археолога, писателя, одного из основателей национальной исторической живописи.После окончания Дисненской гимназии Дроздович переехал в Вильнюс, где четыре года обучался в художественной школе профессора живописи Ивана Трутнева. Его первыми шагами в искусстве можно назвать серии графических работ с пейзажами Дисненщины, украшение обложки "Первого белорусского календаря на 1910 год".Потом Язэпа Нарцизовича призвали в армию. Там он прослужил до самой революции, а по возвращении домой основал народную библиотеку и любительский театр.После создания БССР переехал в Минск. Работал учителем рисования, иллюстратором в литературных издательствах, художником-декоратором в театре. Организовал культурно-просветительское общество. При этом создал серию уникальных изображений исторических районов Минска, проводил раскопки в Заславле и Свири.В 20-х годах прошлого века на родине, которая вошла в состав Польши, организовал белорусскую школу, которую вскоре закрыла польская администрация.В это же время написал исторический роман о временах Полоцкого княжества "Гарадольская Пуща", который украсил собственными иллюстрациями. Издал и написал повесть "Большая шишка". Параллельно Дроздович занимался раскопками, собирал фольклор, создавал зарисовки предметов материальной культуры, архитектуры, преподавал в школах и гимназиях, создавал художественную студию-мастерскую. В научно-творческих экспедициях посетил почти всю Западную Беларусь, Тракай, Вильнюс, Медники. А еще сотрудничал с различными журналами и обществами и оформлял спектакли.Увлечение космосом привело к тому, что в начале 30-х Дроздович издал на белорусском языке первую книгу по астрономии "Нябесныя бегі", которую украсил собственными рисунками. В последующем тема была продолжена сериями графических изображений и живописных полотен "Жизнь на Марсе", "Жизнь на Сатурне", "Жизнь на Луне".Змитрок Бядуля говорил о нем: "У Драздовіча ёсць свой стыль, самабытны і арыгінальны. Адчуваюцца ў яго творах багатая фантазія, містычнасць і сімволіка".Именно Дроздович первым написал портрет Франциска Скорины.После объединения Беларуси Язэп Нарцизович работал учителем в Глубоком и Лужках. Преподавателей не хватало, и ему приходилось преподавать все предметы. При это мастер не оставлял свои путешествия, рисовал маляванки, расписывал мебель, делал трости-посохи.Во время Великой Отечественной войны продолжил творческую деятельность, создал ряд полотен и свой последний труд по астрономии - "Теорию движения в космологическом значении", в публикации которой ему отказали.После окончания войны из-за проблем со здоровьем Дроздович работал мало. Основным источником заработка стали маляванки, иногда писал пейзажи и портреты. Чиновники относились к творчеству мастера как к недостойному внимания, так и не приняв его в Союз художников Беларуси.Дроздович умер трагически. Его, потерявшего сознание, нашли на дороге крестьяне. Отвезли в больницу, но спасти не успели. Похоронили художника в деревне Липляны Глубокского района.Максим Танк, друг Дроздовича, написал в своих воспоминаниях так: "Это самобытный и талантливый человек. К сожалению, в наших условиях жизни он не смог найти своего места… Оригинальные его картины, написанные тушью, акварелью и маслом, не только удивляют своим видением мира, но и заставляют задуматься на темы еще не разгаданные, что окружают человека".Так как же называется деревня?Вот таким он был. Еще больше интересного вам расскажут в музее, а еще и покажут предметы, связанные с этим удивительным человекам.Что же касается правильного произношения названия агрогородка - ударение ставится на второй слог: ГермАновичи.Кстати, недалеко от последней точки маршрута находится экологическая тропа "Озеравки" на болоте Ельня. Но это уже совсем другая история или поездка.| Ксения Дмитриева. Фото автора.Читайте также:Малые базилики Беларуси: что нужно знать о костелах, которые имеют этот титул?Храмы, мельницы и… ГЭС "Дружба народов". Маршрут, на котором время будто замерло"В краю самых больших озер". Однодневный маршрут по окрестностям Мяделя и Нарочи