"Я хотел бы, чтобы меня хоть немножко любили". Таким Михаила Финберга знали немногие
2023-02-28 16:15
Мозырь, конец 1950-х годов.Янкель и Беля - родители Михаила Финберга
- Мелешковичи считались до революции относительно крупным населенным пунктом, там проживали 500 семей, - рассказывает сын дирижера Александр (Эли) Финберг, много лет проживающий в Канаде. - В селе были школа, медпункт, церковь, синагога, имение помещика. Работали ремесленники: портные, сапожники, кузнецы, столяры, кровельщики, печники.
Находились там и народное училище, и конная мельница, и трактир, а в начале XX века - почта и акушерско-фельдшерский пункт.
Насчет Бели Кацман достоверно известно, что она там родилась, что отец ее Борух был кузнецом и молился по утрам, а жену его Миру звали в местечке Ковалихой. В доме было восемь детей.
- Семья Кацманов жила тяжело, но не бедно, - продолжает свой рассказ Эли Финберг. - Был свой дом, птица, корова. Засевали огород, растили картошку, сушили сено. Летом собирали ягоды и грибы и заготавливали их на зиму. Девочки стали портнихами, старший Гершель работал сапожником.
Беда пришла в 1918 году, когда отец семейства умер от испанки, а в Мелешковичи ворвалась гражданская война. Местечко чуть не каждый день переходило из рук в руки. То немцы, то петлюровцы, то Булах-Булахович со своими бандитами, то поляки, которые при отступлении устроили кровавый погром и половину домов сожгли.
- Когда очередные бандиты удерживали Мелешковичи, речь идет об осени 1919 года, семья бабушки пряталась в лесу, - рассказывает Эли Финберг. - Оставаться в лесу ночью из-за холода не представлялось возможным, и тогда Кацманов приютила хорошая белорусская крестьянская семья. Днем они, тем не менее, возвращались в лес.
Дом был сожжен, старший брат Гершель угнан в Польшу в качестве военнопленного и вернулся через три года инвалидом. Семья скиталась по окрестным деревням, зарабатывая шитьем. Муж одной из сестер был сапожником.
В 1922 году 17-летняя Беля вышла замуж за 23-летнего Янкеля Финберга. Жили сначала в Мелешковичах, потом перевезли дом в Мозырь. Там, в этом доме, и родился будущий маэстро.Мозырь, начало 1950-х годов. Миша Финберг (справа) с сестрой Майкой
- Жили трудно, бедно, - делится семейной историей Эли Финберг. - Беля натурально тащила на себе дом. Семья много пережила, пока в 1967 году не переехала в Минск. Бабушка вручную обстирывала парикмахерские, военных. Работала в огороде. Они держали козу, свинью. Однажды коза принесла козлят. И папин брат Семен дал им имена своих братьев и кузенов. Так в их дворе появились козлята Миша и Боря, козочка Майка.
Семен в 1952 году умер от последствий перенесенного во время войны туберкулеза. Наверняка это событие больно ударило по сердцу пятилетнего Миши.
Мать платила 65 рублей в месяц учителю, чтобы ее Миша занимался музыкой.
Но была в его детстве и огромная, безмерная материнская любовь, и забота, и нехитрые яства, которые мама готовила с таким неимоверным искусством, что никакие звезды Мишлен не смогли бы ее в этом затмить.
Именно мать поддержала Михаила Финберга в его стремлении стать музыкантом. Из своих скудных заработков она платила 65 рублей в месяц учителю, чтобы ее Миша занимался музыкой.
Это одна из немногих историй о музыкальном детстве Финберга, в которые я верю.
Играл на скрипке? Но откуда тогда фотография, где он играет на баяне, а фотографий со скрипкой, как назло, нет? В тему и история, которую маэстро поведал в одном из последних интервью:
- Мой брат служил в городе Иркутске, и помню, как он на 1 Мая привез в Мозырь маленький баянчик.
Кстати, этот брат - Борух Янкелевич Финберг - интереснейшая личность. В 18 лет, не имея одного пальца на руке, а еще два пальца хоть и были, но не двигались, он в июле 1941 года записался добровольцем воевать с гитлеровцами.
"…И с того момента все время находится в действующей армии, работая в системе Военных Трибуналов, - записано в приказе о представлении его на орден Красной Звезды. - Товарищ Финберг неоднократно участвовал в судебных процессах непосредственно в частях и подразделениях на переднем крае. Оказывал большую помощь командованию частей в оформлении ходатайств об освобождении от наказания и снятия судимости с осужденных, проявивших себя в боях. Никогда не проявлял трусости, а вел себя как стойкий офицер. … В быту скромен, морально устойчив. Предан партии Ленина-Сталина и социалистической Родине".Конец 1950-х годов. Миша Финберг (в центре) с племянницей Женей и с отцом на прогулке по Минску
Он также был кавалером ордена Отечественной войны II степени и награжден множеством медалей.
Любопытно, что Финберги не испытывали иллюзий по поводу немцев и рванули на восток, как только враг пересек границу. Кто-то из белорусских евреев думал, что советская пропаганда врет, а немцы такие же, какими были в 1918 году. Многие из-за этого окончили свою жизнь в расстрельных рвах или в душегубках.
Но вернемся к нашему маэстро и к его детским занятиям музыкой.
- На квартире у нас жил музыкант, - рассказывал Михаил Яковлевич полстолетия спустя. - Он был уже в возрасте и играл на похоронах. Он приходил, вынимал инструмент и что-то такое на нем дудел, а я старался это перенять, но у меня не получалось, потому что нужно было приобрести абсолютный слух. Что у меня впоследствии и получилось. Я с абсолютным слухом прожил всю жизнь и очень этим горжусь и дорожу, потому что без абсолютного слуха музыкантом быть нельзя.
Как-то в другой раз он обмолвился, что это был альт, а в биографической справке на сайте Национального концертного оркестра есть информация о том, что первый учитель мальчика, Петр Гинсбург, стал учить его сначала на теноре, потом на кларнете и саксофоне.
Все это вполне вероятно и возможно. Но история о том, что юный Финберг то ли пять, то ли восемь раз безуспешно поступал в музыкальное училище, представляется мне абсолютно неправдоподобной. По крайней мере, если принять как факт, что он родился в 1947 году.
В музыкальное училище принимают с 15 лет; и именно в 1962 году будущий маэстро оказался в армии, в Курске, в военном оркестре, которым руководил Алексей Борисович Каплан. Берут ли в армию в 15 лет? Очень сильно сомневаюсь.Семейная фотография в Мозыре, конец 1950-х годов. В первом ряду: Миша Финберг, его отец Янкель, мать Беля
В любом случае оттуда, из Курска, Финберг очень удачно для себя сумел вернуться на Родину:
"Он с детства видел себя военным дирижером вроде Бориса Пенчука, который блистал в белом кителе на минских парадах".
- Служивший у нас композитор Константин Титар подсказал, что нужно написать письмо в Москву на имя министра обороны, пусть они переведут меня опять в Минск. Он сам написал это письмо, и оно сработало!
Удивительно в этом рассказе слово "опять". Возможно, за ним скрываются еще и другие неведомые нам биографические подробности.
Так или иначе, из Курска Финберг перевелся в оркестр штаба Белорусского военного округа, ударными темпами окончил Минское музыкальное училище по классу тромбона, при поддержке тогдашнего ректора, композитора Владимира Владимировича Оловникова поступил в Белорусскую государственную консерваторию, затем в аспирантуру…
Но кроме упорной учебы, он находил время и на другие, не менее важные университеты, которые помогли ему проложить свой путь в искусстве.
В обнимку с тромбоном
О том, каковы были эти университеты, мне поведал замечательный нефролог, кандидат медицинских наук, а в юности еще и блистательный саксофонист-любитель Владимир Александрович Войтович.
- Мы встретились в 1967 или в 1968 году, будучи студентами, - вспоминает он. - Миша не оставлял тогда особо яркого впечатления. Хорошо помню его лицо в оркестре Радиокомитета, которым руководил в те времена Борис Райский. Однажды в морозный зимний день - дело было на каникулах - звонит мне мой приятель, замечательный музыкант и аранжировщик Андрей Шпенев: "Володя, приезжай, местечко есть для тебя! Тебя хотят здесь видеть!"
Войтович приехал, сыграл, его взяли, но надолго он в оркестре не задержался. Начался семестр в мединституте, и стало очевидно, что одно несовместимо с другим. Но завязавшаяся дружба сохранилась на долгие годы.
- Работая рядом с Мишей в оркестре, я видел его глаза. Я замечал, как ему тягостно играть на четвертом тромбоне. Конечно, он уже мечтал о руководстве, о дирижерской палочке, о подиуме…Слева: середина 1960-х годов. Михаил Финберг во время службы в армии. Справа: конец 1960-х годов. Михаил Финберг в оркестре Белтелерадиокомитета
Между тем у Войтовича в мединституте был свой собственный маленький джаз-оркестр:
- Всего-то четыре-пять музыкантов. Одно время был трубач, потом окончил институт и ушел. Вместо него появился кто-то другой, я предпочитал набирать людей из профессионалов. Я сам по слуху аранжировал, расписывал ноты, и хоть оркестр формально был любительским, он очень хорошо звучал и считался в джазовой среде довольно популярным и известным.
Благоволило к оркестру и вузовское начальство. Гордилось, приглашало на мероприятия.
- И вот случилось так, - продолжает свой рассказ Владимир Войтович, - что где-то в 1969 году я пригласил Мишу в мединститут тромбонистом. Мы взяли его вместо Юры Василевского, который был на год его старше. Юра уехал в Гомель и возглавил оркестр Гомельского цирка. А мы взяли Мишу, и ему пришлось поучиться немножко другому, чем его учили в военном оркестре и в консерватории. Мы же в основном играли импровизацию. Где-то сопровождали солистов, где-то сами что-то исполняли… Много играли вечерами, выступали с концертными программами.
Первое время Финбергу приходилось очень непросто.
- Он не умел играть джаз, мы его учили, - признается Владимир Александрович. - Миша в те времена любил маршевую музыку, военную. Это была его стезя. Он с детства видел себя военным дирижером вроде Бориса Пенчука, который блистал в белом кителе на минских парадах.
И, конечно же, это сказывалось на свойствах его игры.
- Миша играл громковато, открытым звуком, в его игре не было особенных оттенков, которые хотелось бы слышать, - честно признает Войтович.
Впрочем, и сам Финберг впоследствии относился к себе как к тромбонисту крайне критично. Говорил, что его музыканты в Национальном концертном оркестре играют гораздо лучше него, и по этой причине в последние 30 лет вообще не брал в руки тромбон.
В 1970 году Финберг оканчивает консерваторию, Войтович и его музыканты - мединститут. Но они не расстаются. Продолжают репетировать в комитете комсомола. В 1972 году в честь 50-летия образования СССР отправляются в гастрольную поездку в Узбекистан.
- Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива - по тем временам это был фейерверк! Прием на высшем уровне, вторые лица в правительстве, Министерство здравоохранения, профсоюзы…
В последующие годы у Финберга было много таких приемов. Этот, по всей вероятности, был первым.
Так что в оркестр Минского цирка Финберг в 1970 году пришел подготовленным. Это был коллектив особенный. Музыканты во главе с Борисом Райским после войны репатриировались из Шанхая, где они играли самый настоящий диксиленд. Долгое время мыкались, Райский отсидел, в 1954 году вышел на свободу и несколько лет со своим оркестром работал в Прибалтике.
Для Финберга настал звездный момент, которым он сумел воспользоваться.
- Райский репатриировался вместе с Олегом Лундстремом, который даже приглашал его в Москву, но в том году открылся Минский цирк. Это был единственный такой цирк на территории Советского Союза - современный, комфортабельный, с удобным местом для работы, - рассказывает Владимир Войтович.Середина 1970-х годов. Михаил Финберг играет на тромбоне
Поступило предложение, и оно было принято.
- Это была очень грамотная публика - образованная, интеллигентная, воспитанная, - вспоминает Войтович. - Каждый играл на нескольких инструментах. Пианист мог взять скрипку, барабанщик - сесть за флейту… То есть они все были взаимозаменяемые, и школа у них была американизированная.
Когда Райского пригласили главным дирижером в оркестр Радиокомитета, музыканты остались в цирке. Сослались на то, что им неудобно, получив от цирка квартиры, прыгать с места на место. Возможно, они (вполне справедливо) опасались, что на радио им придется играть совсем другой репертуар.
Райский довольно долгое время возглавлял оба коллектива, но затем ему пришлось выбирать. И тогда для Финберга настал звездный момент, которым он сумел воспользоваться.
- Это было трудно, надо было пройти утверждение в Москве! - вспоминал Михаил Яковлевич много лет спустя. - А там требовали, чтобы у дирижера цирка была за плечами аспирантура.
И будьте уверены - аспирантура за плечами у него была! И было уже понимание джаза, способность разговаривать с музыкантами Райского на одном языке.
- Вот это была его стезя! - убежден Владимир Войтович. - В оркестре цирка он чувствовал себя великолепно. Конечно, музыка там во многом специфическая, но это был набор самых разных духовых инструментов, что ему импонировало. Он понимал это дело.1975 год. Михаил Финберг - главный дирижер оркестра Минского цирка
Так начался его путь к созданию Национального концертного оркестра Республики Беларусь. Путь, усыпанный не только розами, но и терниями, и болью одиночества и непонимания.
Одиночество в толпе
26 ноября 1970 года Михаил Финберг женился на 21-летней бобруйчанке Алле Гофман. Свадебный стол был накрыт на турбазе под Бобруйском, на торжество съехались обе семьи и множество друзей.
Но уже на свадьбе обнаружилось, что семьи слишком разные, что между ними нет общего языка, хотя и те и другие разговаривали на идиш.
- В какой-то момент, в самом разгаре всеобщего веселья свадьба моих родителей оказывается на грани срыва, - повествует со слов старших родственников Эли Финберг. - Что-то сильно не понравилось суровому Янкелю, кто-то с маминой стороны что-то не так сказал или не так посмотрел. Янкель встал из-за стола и, обращаясь к сыну и супруге, хмуро произнес на идиш тоном, не терпящим пререканий: "Собирайтесь, мы уезжаем!" И сразу решительно направился к выходу. За ним бросилась бабушка Года и еще кто-то. Дедушку все же успокоили, и он вернулся на свое место во главе стола. После этого, к удовольствию всех присутствующих, успевших уже изрядно охмелеть, свадьба продолжилась. Я был спасен, еще не родившись.
Но надлом уже произошел, и дальше пропасть будет только расширяться. Уже на следующее утро она была непреодолимой.
- Я только-только после института уехал работать в Гродненскую область, а Миша звонит: "Володя, приедешь? Ты же мой ближайший друг! У меня свадьба в Бобруйске", - вспоминает Владимир Войтович. - Я из одного конца Беларуси в другой, из Новогрудка в Бобруйск… И точно, свадьба! Жену его я тогда в первый раз увидел, и она мне не приглянулась. Но самое яркое было на следующий день. Открывается дверь, и Миша, весь в слезах, бросается мне на грудь: "Отец! (Мои музыканты в мединституте почему-то называли меня отцом.) Эти люди меня за человека не считают! Считают, что я какой-то там музыкантишка!"
А он уже видел себя крупным организатором. "Куда я попал? Куда я влип?"26 ноября 1970 года. Михаил Финберг с невестой Аллой Гофман. Бобруйск
"Эти люди меня за человека не считают! Считают, что я какой-то там музыкантишка!"
Так годы дирижерского становления Финберга совпали с годами его трудного брака.
- Алла, его жена, нелюдимая была, - продолжает свой рассказ Владимир Войтович. - Сына прятала, не показывала никому. Да и к мужу у нее отношение было странное, диковатое. Не знаю, зачем он тогда женился. Может быть, посчитал, что так нужно.
Потом Алла вместе с сыном уехала в Канаду, и он ни ей, ни ему этого не простил. Контактов не поддерживал и всегда гневался, когда его спрашивали о сыне:
- У меня с ним контактов никаких! Нет, нет и нет! Потому что я ему не разрешал никуда уезжать! Я был против этого!
Он чрезвычайно враждебно относился к самой идее эмиграции. В 1970-х годах, когда открылась дверь в Израиль, жаловался Войтовичу: "Эти евреи приходят вечером… - и называл конкретно одного, другого, третьего, - и тащат, поехали в Израиль!"
Отношения с собственным еврейством у него, как я понимаю, были сложные, а после отъезда жены и сына еще более обострились.
И отношения с людьми.
В цирке, где он 25 лет был главным дирижером, было в чем-то проще.
- Каждый день в цирке начало программы - это веселье, премьера - это веселье, провожают кого-то - это веселье! Мы все любили друг друга, - вспоминал он много лет спустя.
С гордостью и радостью рассказывал о своей дружбе с Юрием Никулиным. О том, как объездил полмира с Олегом Поповым, как дружил с Игорем Кио и многими другими артистами.Вторая половина 1970-х годов. Минск Михаил Финберг с сыном Александром (Эли)
Свое одиночество он даже любил. Хорошо и удобно наладил свой быт.
- Он тогда получил квартиру на Круглой площади, - рассказывает Войтович. - Звоню ему: "Миша, как ты?" - "Да все нормально, я сам себе стираю! Мне же ничего особого не надо…"
Одинокая жизнь позволила ему полностью отдаться своей страсти. А этой страстью была работа.
"Фраза, которая сопровождала его всю жизнь: „Скорее бы утро, да на работу!“"
- Одной из самых сильных черт Миши Финберга была его потрясающая работоспособность, - говорит Войтович. - Я встречал людей, обуреваемых идеей в своем искусстве. Я это видел и в медицине. Но в любой сфере это редкость. А еще казалось, что он может работать по 24-26 часов в сутки. Фраза, которая сопровождала его всю жизнь: "Скорее бы утро, да на работу!" Это было всегда! Только закончим что-то играть - нет, ему надо всегда и всегда, ему всегда не хватало! Может быть, поэтому он заставлял и других держать себя в таком тонусе.
Дисциплина и обязательное высшее образование - две идеи фикс, руководившие им на посту директора - художественного руководителя и главного дирижера Национального академического концертного оркестра Республики Беларусь. Он гордился своими музыкантами; гордился, что оркестр первым в стране получил звание заслуженного и звание национального, что первым из эстрадных коллективов стал академическим.
В коллективе был строжайший сухой закон: невозможно было даже представить, что кто-то придет на репетицию подшофе или "после вчерашнего".
Для него сама музыка была средоточием дисциплины. Ритм, длительности нот, высота звука - все это точно зафиксировано в нотах, и он добивался этой точности. Добивался сам, без помощников, без ассистентов. Сам тянул всю административную нагрузку - возможно, из врожденной потребности все контролировать, а может быть, из желания загрузить себя по полной программе, чтобы не оставалось никаких зазоров для грустных мыслей, для тоски, для сожалений.
День за днем он вставал в пять утра и работал, работал, работал. Он был как мощный, ритмично работающий мотор, с каждым годом набиравший обороты. Он говорил:
- Первое у меня - государственный план. Я должен делать в среднем 177 концертов. Это очень много! Это большие переезды! 350 километров в одну сторону, 350 километров в другую. Заказать транспорт, людей покормить, позаботиться, чтобы они не замерзли…
Фестивали, концерты, люди, люди, люди… И фестивали, и людей он создавал своими руками - как педагог, наставник, художественный руководитель, как продюсер, в конце концов. Он никогда не говорил о себе как о продюсере, но был им, причем очень мощным.
Это он из Всесоюзного фестиваля польской песни сделал "Славянский базар" и добился того, чтобы под идею "Славянского базара" был создан Национальный концертный оркестр. Это его шагами была обмерена фестивальная площадка в Зеленой Гуре, чтобы в 1988 году архитектор Бабашкин повторил ее в проекте Летнего амфитеатра.
- В этот фестиваль заложен труд не только музыкантов, но и колоссальный труд наших звукорежиссеров, наших инженеров, которые работают с нами по сегодняшний день, - вспоминал он много лет спустя. - Тогда же ничего не было! Сейчас даже трудно себе это вообразить! Но мы работали, не хныкали.
Он умел ценить труд и профессионализм тех, кто работал с ним рядом. Порой даже нарочито подчеркивал: "Смотрите, как сделано! Сейчас так не умеют! Учиться, учиться и учиться!"
Он гордился сделанным, и сделанное действительно огромно.1988 год. Михаил Финберг, дирижер Олег Лундстрем, трубач Валерий Щерица
"Я хотел бы, чтобы меня хоть немножко любили, как я люблю свою Родину и своих музыкантов".
Что значит 38 программ на тексты белорусских поэтов-классиков? Это значит, что Финберг кому-то заказывал песни на стихи белорусских поэтов, двигая тем самым белорусскую композиторскую школу, белорусскую эстраду. Кроме "Славянского базара", он создал Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно. Он год за годом отрабатывал эти фестивали… и очень болезненно реагировал, когда его пытались оттеснить.
И всегда он работал только живьем, безо всяких фонограмм. Это был его принцип, его кредо, его честность в искусстве. На концерте Финберга ты всегда мог быть уверен, что играющие - играют, а поющие - поют. Он задавал этот жесткий стандарт и глубоко презирал тех, кто использует "фанеру".
И никогда он не позволял себе быть вялым, сонным, уставшим. Появляясь на сцене, сразу задавал не только ритм, но и настрой, от которого буквально трещал воздух.
Может быть, поэтому он - в жизни глубоко одинокий - столь успешно собирал вокруг себя талантливых людей.
- Нет сегодня такого артиста, который не поработал бы с этой ручкой, - говорил он, кокетливо помахивая в воздухе элегантной дирижерской рукой.
В последний год жизни его вечный двигатель вдруг забарахлил. Не помогли ни легендарная овсянка на воде без соли, ни пятикилометровые пешие прогулки.
Вспоминаю очень грустную пресс-конференцию в апреле 2021 года, посвященную грядущему Национальному фестивалю белорусской песни и поэзии в Молодечно. Было видно, что Финберг очень болен, что ему трудно говорить, но он пытался, и пытался, и пытался высказать все, что было для него дорого и важно. Быть порядочным, держать профессиональную планку, отдавать долг памяти тем, кто от нас ушел… Сохранить фестиваль в Молодечно… Любить Родину… Провести авторский концерт Лученка… И чтобы наша пресса обязательно об этом рассказала!
Знал ли он, что уже не войдет в 2022 год?
И сегодня, в дни его юбилея, в дни его памяти, вспоминаю его завещание:
- Я хотел бы, чтобы меня хоть немножко любили, как я люблю свою Родину и своих музыкантов.
И понимаю, что это сердце-мотор в действительности было очень хрупким и нежным. И недооцененным - при всех регалиях, почестях и наградах.
| Юлия Андреева, журнал "Беларуская думка", фото из архива автора.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
Защитница и справедливая хозяйка. Какой была княгиня Анастасия Слуцкая?
"Какая пенсия? Да бог с ней!" Ей 76 лет, и она преподает йогу и активно ведет блог
"Не верю, но верить хочу". Что правда, а что миф в удивительной жизни режиссера Пташука?
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.