БГУ отмечает 102-летие. Исторически с него начинается становление всей национальной системы высшего образования и науки. Сегодня это предназначение активно проявляется в открытии новых специальностей, уникальных научных разработках, подготовке специалистов практически для всех отраслей экономики. С какими результатами и задачами на ближайшую перспективу встречает университет свой второй день рождения второго столетия и как решаются вопросы воспитания молодежи в ведущем вузе страны, корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор БГУ, доктор педагогических наук, профессор Андрей Король.
- Андрей Дмитриевич, по какой траектории движется БГУ в начале пути своего второго столетия?
- Деятельность университета продолжаем с учетом выстроенной стратегии до 2025 года. Все процессы направлены на достижение исторического предназначения вуза - раскрыть в студентах их потенциал, преобразив его в человеческий капитал. Конечно, мы постоянно проводим ревизию поставленных задач, анализируем положительные тенденции работы, оцениваем выявленные трудности и недоработки в университете. Проводим обсуждение полученной информации на Совете БГУ, чтобы скорректировать дальнейшее движение. Посмотреть на результаты работы вуза под другим углом нам позволил и визит главы государства в БГУ. Это знаковое для нас событие. При определении задач на ближайшую и отдаленную перспективу мы постарались учесть все предложенные рекомендации. Помнить о кредите доверия, работать с удвоенной энергией - все это, уверен, приведет к успешному развитию БГУ.
- Принято говорить о глобальных достижениях, но, как известно, к ним ведут маленькие победы. Как в целом прошел минувший год в БГУ, чем он лично вам запомнился?
- В образовательном процессе я бы положительно оценил проведение приемной кампании. Радует, что БГУ выбирают сильнейшие абитуриенты. Только в этом году среди зачисленных на дневной бюджет по результатам ЦТ и ЦЭ 92,4% абитуриентов набрали 300 баллов и выше, 76 победителей международных и республиканских олимпиад, пять 400-балльников. Открываем новые специальности.
Мы взяли вектор в сторону междисциплинарности. Еще с 2018 года в БГУ существенное внимание стали уделять появлению новых отраслей знаний, развитию новых направлений научных исследований, которые возможны только на стыке различных наук. В целом все новое всегда появляется там, где есть границы между разнородными вещами и сущностями. Там появляются новые смыслы и знания. Поэтому в БГУ пять лет работает Совет по междисциплинарным исследованиям. Это совещательный и координационный орган. Он отвечает за планирование, стимулирование, развитие и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационных разработок, образовательных проектов, направленных на решение междисциплинарных проблем. Его заседание проходит с участием ученых разных подразделений, что позволяет укреплять междисциплинарные научные связи между нашими разными структурами. С 2021 года стали проводить междисциплинарную методологическую школу. Эти примеры позволяют говорить о нашей готовности проектировать и реализовывать новые междисциплинарные программы, что мы и делаем. Стараемся ориентировать подготовку студентов на стыке нескольких направлений. В прошлые годы это были "геотехнологии туризма и экскурсионная деятельность", "биоинженерия и биоинформатика", "экономическая безопасность", "регионоведение". В этом году открыты две актуальные сейчас специальности - "кибербезопасность" на ФПМИ и ФРФиКТ и "государственный аудит" на экономическом факультете. Последняя, к слову, по инициативе и при поддержке Комитета государственного контроля. Это один из ярких примеров продуктивного взаимодействия с заказчиками кадров. При открытии новых специальностей и направлений БГУ всегда внимательно следит за тенденциями и изменениями на рынке труда, анализирует, какие профессии будут востребованы в ближайшие пять лет, получает прямые запросы от заказчиков кадров. В последние годы у нас сохраняется устойчивость 100% распределения выпускников, что стало итогом системной работы с заказчиками кадров.
- На ваш взгляд, что необходимо усилить в образовательном процессе?
- Первоочередная цель - создание условий для объединения процессов обучения и воспитания. А это возможно только в том случае, если будем усиливать субъектность студента, создавать условия для открытия и лучшего познания себя, своих культурно-исторических корней, самореализации и осмысления целей учебы в университете и дальнейшей жизни. Тогда в такой атмосфере, как говорят философы, возможны "размыкание" человека миру и диалог как базовое условие для единства обучения и воспитания. Вторая цель современного образования - развитие навыков и компетенций XXI века. Это умение работать в команде, улаживать и предотвращать конфликтные ситуации, креативность, умение вести диалог. В БГУ для достижения этих целей создана и более пяти лет успешно реализуется система креативного образования. Она направлена на подготовку преподавателей, которые способны разрабатывать и предлагать новые подходы в обучении и воспитании студентов, раскрывая их личностные особенности и уникальность. Эта система включает не только новые подходы к написанию учебников, проектированию стандартов, разработке уникальных учебных программ и дисциплин, но и предполагает усиление роли самого обучающегося, максимальное вовлечение его в процесс обучения. Такой подход объединяет обучение и воспитание, и сегодня он как никогда важен. Образование и воспитание неразрывны и равноценны. Важная задача - достучаться до каждого студента, чтобы воспитать патриотов своей страны. Есть талантливые и одаренные дети, способные стать высококлассными специалистами в области различных наук, с хорошим уровнем креативности, работы в команде и др. Но иногда они находятся в стороне от системы воспитания. Мы же хотим именно через новые подходы в обучении синергировать эти два равноценных и взаимосвязанных процесса, чтобы через занятия, их содержание, позицию преподавателя усилить воспитательный компонент в отношении нашей молодежи.
Также активно работаем над усилением роли Совета кураторов БГУ, первички ОО "БРСМ" с правами РК БГУ и самих преподавателей, чтобы вовлечь в общественную деятельность вуза максимальное количество студентов и молодых специалистов. Активно используем проектные методы работы с молодежью. Предоставляем возможности самим студентам быть инициаторами мероприятий. Проектная деятельность - это не только форма воспитательной работы, но и инструмент развития корпоративной культуры среди молодежи. Как результат, мы получаем мотивированных на развитие государства и университета молодых людей, которые получают возможность развивать свои компетенции. А это сегодня интерес номер один среди нашей молодежи. Среди визитных карточек молодежных проектов можно отметить "Кадровую лестницу" совместно с РОО "Белая Русь" и БРСМ, Белорусский студенческий патриотический форум, "Свет Великой Победы", форум "МИР: Молодежь. Интеграция. Развитие" и другие.
- Какие вопросы волнуют молодежь, учитывая, что это "цифровые" дети и им легко найти ответы в своих цифровых источниках?
- Понять, какие вопросы волнуют молодежь, нам очень помогает наш проект "Диалоги ректора со студентами". Это полностью инициатива студентов: предложили, как говорится, и сделали. Мы хотим создать открытую площадку для доверительного и свободного общения руководства вуза со студентами. У нас более 20 тыс. студентов, понимаем, что пока охватить всю эту многотысячную аудиторию невозможно. Поэтому самое важное, самое интересное, что нашло отклик у ребят во время встреч и бесед, транслируем через наши информационные ресурсы - сайт, соцсети, видеоматериалы на нашем YouTube-канале. Выбрали простой принцип: отдельный факультет - индивидуальная встреча, так как все структуры имеют свою специфику, что сказывается и на направленности вопросов. Философы не спрашивают о судьбе нашего спутника, точно так же, как радиофизики не всегда задумываются над вопросом, чего больше в нашей жизни - вопросов или ответов? Филологи предложили общение провести в формате литературного клуба. С молодежью нужно говорить на их языке, на темы, которые их волнуют. А это, поверьте, непросто.
Запрос на темы диктует сама жизнь. Радует, что наши ребята вовлечены в общественно-политическую тематику, пытаются разобраться, что происходит в мире, дальнейшем развитии страны в связи с международной повесткой. Важно в этом случае объяснять важность информационной гигиены, внешнего манипуляторного воздействия, научить их и анализировать. Всегда на вопрос, почему это происходит, прошу их задавать еще один вопрос: "Кому это нужно?" Рекомендую читать разные источники и искать ответы, кто заказчик той или иной информации.
Наибольший интерес вызывает общественно-политическая повестка, обсуждаются роль университета в формировании будущих лидеров мнений и преимущества белорусского образования в сравнении с зарубежным. Материально-технические вопросы, улучшение условий проживания в общежитиях, частные вопросы, секреты успеха, любимые книги.
Но у нас есть еще один интересный проект. В прошлом учебном году стартовал студенческий видеопроект "Точки над Ё". Это полностью студенческий проект: студенты ходят и ловят руководство вуза, факультетов и задают вопросы. Выпуски с видеоинтервью размещаются на YouTube-канале и в социальных сетях БГУ.
- Какие перспективные научные направления развиваются в БГУ и насколько они ориентированы на внедрение в экономику?
- Научный вектор БГУ имеет показательные примеры в разрезе целой системы отечественной вузовской науки. Наш университет - единственный в стране, обладающий собственными технологиями изготовления наноспутников и площадкой по производству противоопухолевого препарата "Темодекс". Сегодня он запатентован в 56 странах. При сравнении последних пятилетних периодов на 11,4% отмечается рост защит докторских и на 1,6% - кандидатских диссертаций. Это не случайность, а результат спланированной системной работы. Для увеличения количества специалистов с ученой степенью с 2019 года выделяем гранты ректора для подготовки кандидатских и докторских диссертаций, внедрена система грантовой поддержки за публикации и подготовку статей для высокорейтинговых журналов, включенных в базы данных Scopus, Web of Science, совершенствуем материально-техническую базу.
Есть положительная динамика использования научных и научно-технических разработок ученых БГУ в народном хозяйстве. В их числе видеоспектральная система, которая используется на МКС, состав и способ получения комплексного антисептического средства для предотвращения порчи кожевенного дубленого полуфабриката при хранении, экологически безопасный препарат "Грингард" для защиты посевов рапса от потерь, вызываемых неблагоприятными внешними условиями, многофункциональное оборудование для производства изделий из пенополиуретана также изготавливают в БГУ. Уникальность разработанных в БГУ установок заключается в их модульности и функциональной адаптивности под запросы конкретных предприятий. Это позволяет укомплектовать оборудование нужными программными блоками с учетом специфики производителя. На данный момент ученые БГУ создали более 200 модификаций оборудования. Оно внедрено в производство и успешно используется на предприятиях Беларуси и России.
Стоит вспомнить учебное пособие "Гісторыя беларускай дзяржаўнасцi", в авторский коллектив которого вошли пять наших авторитетных ученых-историков. Это издание используется для учебно-методического обеспечения введенной с сентября 2022 года во всех белорусских вузах дисциплины "История белорусской государственности". Очень надеюсь, что со следующего года это пособие дополнит издание нового поколения "Атлас белорусской государственности", подготовленное профессором кафедры истории России исторического факультета БГУ Степаном Темушевым.
- В современных условиях внешнего давления какие прогнозы относительно экспорта образовательных услуг?
- С 2017 по 2022 год мы нарастили экспорт образовательных услуг более чем в два раза. На это работает в том числе вхождение БГУ в 1% лучших вузов. Однако уже сегодня очевидно, что на рейтинговых позициях может негативно сказаться санкционное давление. Поэтому работа в международной сфере сориентирована на диверсификацию контактов и партнеров на международной арене и развитие сотрудничества с новыми регионами. В их числе Зимбабве, Иордания, Бразилия, Мексика и другие. Мы учитываем внешнюю конкуренцию соседних стран и продумываем открытие онлайн-курсов и дистанционных модулей для иностранных студентов.
- Что БГУ планирует построить в ближайшее время?
- Прошлый учебный год отмечен завершением масштабной второй очереди главного корпуса, оснащением физического факультета уникальным научно-образовательным оборудованием, выполнены работы по благоустройству и озеленению территории внутреннего дворика, появились специальные места для досуга студентов: амфитеатр для проведения мероприятий и деревянный решетчатый навес со скамейками "Пергола". К слову, за последние годы в развитие материальной базы вложено в пять раз больше, чем в 2014-2017 годах. В планах нынешнего учебного года строительство лабораторного корпуса биологического факультета, физкультурно-оздоровительного комплекса на улице Курчатова, начало строительства 3-й и 4-й очередей главного корпуса. В их рамках планируется ремонт 286 помещений, среди них административные кабинеты, Фундаментальная библиотека и Музей истории БГУ. Очень надеемся завершить капитальный ремонт корпуса исторического факультета, который считается у нас зданием номер один. С момента создания университета в этом корпусе некоторое время жил и работал первый ректор БГУ Владимир Иванович Пичета, поэтому для нас оно особенно ценно.
- Что бы вы пожелали коллективу и БГУ в день его рождения?
- Я хочу пожелать всем нам сил и энергии для созидания, чтобы личные достижения каждого стали наследием ведущего белорусского университета и страны, дальнейшего уверенного развития БГУ на благо нашего образования, науки и Беларуси. Здоровья, мира, счастья и успехов, без чего невозможно движение и развитие.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-