26 июля исполняется ровно 10 лет с момента начала функционирования в Беларуси амбициозного по своим масштабам проекта - регистра населения. Идея создания системы учета народонаселения появилась еще в девяностые годы. Было много прений по поводу того, кому следует доверить реализацию этой задумки. В итоге проект поручили Министерству внутренних дел. Как показала практика, не зря. Уже тогда белорусское милицейское ведомство обладало крупными информационными системами, которые обрабатывают персональные данные физических лиц, и имело значительный опыт их создания и ведения. О том, как наполнялся регистр, какая информация в нем содержится и для чего она может быть использована, корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции МВД - начальник управления по регистру населения и цифровизации Юрий Киреев.
- Юрий Александрович, расскажите, пожалуйста, как наполнялся регистр населения?
- Регистр наполнялся в несколько этапов. В июле 2013 года его основу составляли сведения МВД об идентификационном номере, паспортных данных гражданина и его регистрации. Далее из органов ЗАГС нам направляли информацию о рождении, бракосочетании или расторжении брака, смене фамилии, дате и месте смерти, а также данные о родителях и детях. С 2014 года в базу стали поступать сведения из других государственных органов о получении высшего образования и учебной степени или звании, об исполнении воинской обязанности, о налоговых обязательствах, о страховых выплатах, о пенсионном обеспечении.
- Какая еще информация содержится в регистре?
- В 2016-2019 годах мы продолжили плановую работу по внесению массива сведений о смене работы, трудоустройстве и увольнении, инвалидности, объявлении умершим, лишении родительских прав, признании безвестно отсутствующим, недееспособным и ограниченно дееспособным. Пополнился регистр и данными об опекаемых, безработных и местах захоронения граждан. Отрадно, что в 2019 году для МВД в отношении регистра населения изменился статус с распорядителя на владельца, что говорит об оценке нашей работы руководством страны.
- Каким образом сведения вносятся в регистр?
- Внесение сведений в базу и их актуализация - непрерывный процесс, который происходит в режиме реального времени. Ежемесячно в регистр населения поступает не менее 10 тыс. данных о новых лицах. Можно смело утверждать, что создание регистра населения позволило объединить государственные информационные ресурсы учета физических лиц и сформировать единое информационное пространство республики для удовлетворения информационных потребностей государственных органов, юридических и физических лиц. Сегодня наполнение регистра населения осуществляют более 1,5 тыс. государственных органов и организаций.
- Наверняка это огромный массив информации.
- За десять лет в регистр населения государственные органы и организации внесли более 112 млн персональных данных в отношении 10,8 млн физических лиц. В регистре населения зарегистрировано более 6 тыс. активных пользователей из различных государственных органов и организаций, а также все нотариусы. За время существования из регистра населения по письменным и электронным запросам организациям предоставлено более 540 млн персональных данных, по заявлениям физических лиц предоставлено более 23 тыс. справок либо выписок. На сегодняшний день заключено более 180 договоров на предоставление персональных данных из регистра населения.
- Для чего государственные органы используют информацию из регистра населения?
- В настоящее время содержащиеся в регистре населения персональные данные широко используются государственными органами при решении задач социально-экономического развития республики, в том числе в рамках реализации выявительного принципа. Например, персональные данные регистра использовались при проведении переписи населения и выборов в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и Президента Республики Беларусь. Данные регистра населения активно используются для формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, учета военнообязанных лиц, а также служат источником информации для базы данных учета многодетных семей. На основании данных, содержащихся в регистре населения, созданы личные кабинеты, функционирующие на едином портале электронных услуг общегосударственной автоматизированный информационной системы. Ежедневно данные регистра населения используются государственными органами при осуществлении административных процедур, нотариусами - при осуществлении нотариальных действий.
- Кто еще может получить сведения из регистра?
- Кроме государственных органов, организаций и нотариусов персональные данные из регистра населения могут получить физические лица. Предоставление данных физическим лица осуществляется в форме справки или выписки. Физическое лицо может получить ее из регистра населения как в бумажном виде при личном обращении в подразделение по гражданству и миграции, так и в электронном виде через личный кабинет на едином портале электронных услуг.
- А каким образом сотрудники органов внутренних дел используют эти данные?
- Данные регистра используют оперативно-дежурные службы при уточнении сведений о доставленном гражданине. Их также используют сотрудники уголовного-исполнительных инспекций в работе с лицами, имеющими судимость, разрешительные органы при получении сведений о владельцах оружия. Наши оперативные подразделения используют информацию из регистра при проведении розыскных мероприятий. Их также могут использовать подразделения ГАИ.
- Насколько эта информация защищена от несанкционированного доступа?
- Все персональные данные, которые есть в регистре, являются конфиденциальными. В 2022 году мы завершили очередной комплекс мероприятий по модернизации и усовершенствовании меры безопасности. Поэтому система защиты соответствует всем самым современным требованиям. Каналы передачи шифруются при помощи криптографических средств защиты, а каждый электронный запрос уполномоченный сотрудник подписывает личной цифровой подписью. Все события с регистром фиксируются в электронном журнале. Кроме того, у каждого пользователя системы есть уникальный носитель ключевой информации и учетная запись с определенными полномочиями. И это только верхушка "айсберга". Процесс совершенствования мер по защите персональных данных не стоит на месте, каждый год мы внедряем что-то инновационное, чтобы соответствовать, а не догонять.
Андрей ВОРОПАЙ,
БЕЛТА.-0-