В последнее время все чаще можно услышать о случаях, когда пожилому человеку звонят от имени родственника, который попал в беду и нуждается в деньгах. Эта мошенническая схема была придумана несколько лет назад, а с недавнего времени вновь обрела популярность. Но это лишь один из способов выманить деньги у доверчивых граждан. Какие схемы мошенничества распространены в Беларуси и как себя вести, чтобы не стать жертвой мошенников, корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник отдела главного управления уголовного розыска МВД Василий Шупляк.
- Василий Владимирович, насколько актуальна сегодня проблема с мошенничествами, когда жертвам под видом родственников в беде звонят и просят о денежной помощи?
- Эта схема была известна несколько лет назад, но в этом году началась целая волна таких преступлений. Как правило, пожилому человеку поступает звонок на домашний телефон. Собеседник представляется родственником, который стал виновником аварии. Чтобы избежать ответственности, нужны деньги на лечение пострадавшего в этой аварии, восстановление автомобиля и так далее. Суммы называются разные. Очень часто идет речь о $20 тыс., но озвучить могут и другую сумму. Человек в растерянности говорит, что таких денег у него нет. Тогда мошенник может передать трубку сообщнику, который представляется следователем и говорит, что сумму потерпевшей стороне можно выплатить частями. Мошенники понимают, что человек идет на контакт и готов передать деньги.
- Какими приемами психологических манипуляций при этом пользуются мошенники?
- Для них решительно важно постоянно держать контакт с жертвой. Потерпевшему перезванивают на мобильный, но трубку городского телефона просят не вешать. Это делается для того, чтобы жертва не могла опомниться и связаться с родственниками или сотрудниками правоохранительных органов. После этого человек, который представился следователем, просит потерпевшего написать заявление в трех экземплярах на имя начальника Следственного комитета. Мошенник диктует текст заявления, согласно которому жертва добровольно передает деньги в качестве компенсации за моральный и физический ущерб. Словом, мошенник непрерывно поддерживает контакт с жертвой до тех пор, пока она не соглашается передать деньги.
- Каковы дальнейшие действия мошенников?
- Когда жертва соглашается передать деньги, к нему домой отправляется курьер. Потерпевшему рассказывают, что деньги нужно завернуть в пакет, полотенце или простыню. Курьера также тщательно инструктируют. Ему говорят надеть медицинскую маску, кепку и капюшон, оставаться вне поля зрения камер видеонаблюдения, не разговаривать с жертвой, подниматься на нужный этаж только по лестнице. После того как курьер заполучил деньги, ему говорят, что он должен с ними сделать. Он может пополнить QIWI-кошелек мошенника, перевести средства на указанный счет либо перевести их в криптовалюту через третьих лиц. После этого организатор просит курьера удалить с ним переписку.
- Можете обрисовать некий социальный портрет курьера?
- Как правило, это молодые люди в возрасте от 17 до 35 лет. Иногда в этом участвуют даже ученики средних школ. Конечно, есть курьеры и постарше, но в основном это граждане до 35 лет. Примерно 35% из них - это девушки. Мужчины среди курьеров встречаются в 65% случаев. Зачастую они нигде не работают и хотят быстрых и легких денег, поэтому соглашаются на предложение о заработке в мессенджерах или социальных сетях. Практически все они знают, что участвуют в преступных схемах. Большинство из них ранее не были судимы. Но важно понимать, что за участие в подобных мошеннических схемах они будут не только привлечены к уголовной ответственности, но и возместят ущерб потерпевшим.
- Что от потенциальных курьеров требуют организаторы мошеннических схем?
- Они обязательно высылают организаторам свои паспортные данные. Чаще всего курьеры фотографируются с паспортом в руках. На некоторых телефонах, которые изымались у задержанных, были обнаружены видеозаписи, где они говорили, что согласны участвовать в мошеннических схемах. Бывали и такие случаи: когда курьер забирал деньги у жертвы, но не передавал их организатору, а присваивал себе. Тогда его паспортные данные без зазрения совести передавались в органы внутренних дел. Мошенник мог позвонить на 102, представиться родственником жертвы и заявить, что знает курьера, который забрал деньги.
- Как часто удается вернуть деньги потерпевшему?
- Важно понимать одну вещь. Как правило, в течение практически 30 минут курьер переводит деньги на электронный кошелек или расчетный счет организатора. Потерпевший может опомниться лишь ближе к вечеру. То есть, если деньги были переданы утром, то только через четыре или пять часов потерпевшие обращаются в милицию. При этом мошенник, который представился следователем, просит потерпевшего никому не рассказывать о передаче денег. Суммы передают разные и очень большие. Расчет сделан на то, что в беду попал самый родной человек.
- Помимо того, о чем вы рассказали, какими еще схемами пользуются мошенники?
- Примерно на протяжении полутора лет работает следующая схема. Гражданам звонят и представляются сотрудниками службы безопасности банка. Мошенники рассказывают, что от имени жертвы оставлена заявка на оформление кредита в нескольких банках. Когда жертва говорит, что никаких заявок не оставляла, тогда заверяют, что от ее имени кредит пытаются получить мошенники. Далее телефон передается якобы сотруднику правоохранительных органов, который предлагает гражданину участие в "спецоперации" по задержанию мошенников. Все, что для этого нужно, - это взять кредит на потребительские нужды в тех же банках на максимально возможную сумму. После этого денежные средства нужно перевести на счет, и они будут храниться в Национальном банке. Жертве объясняют, что когда за этими деньгами придет тот, кто пытался оформить кредит на ее имя, его задержат сотрудники правоохранительных органов.
- Наверняка здесь также имеют место различные психологические манипуляции.
- Жертве говорят, что об этой "спецоперации" никто не должен знать - ни родственники, ни знакомые. Даже могут взять обязательства, что эта информация никуда не распространится. Если человек сомневается, мошенники могут выслать фотографию удостоверения сотрудника правоохранительных органов. Как и в предыдущей схеме, с жертвой непрерывно поддерживают контакт, сопровождают до банка, говорят, какой кредит взять, что объяснить сотрудникам кредитных отделов банка. Они, кстати, предупреждены: если человек приходит и требует максимальную сумму на потребительский кредит, то следует сказать о подобной мошеннической схеме. Тем не менее, даже после предупреждения сотрудников банка отдельные граждане умудряются пересылать деньги мошенникам.
- Какие еще уловки придумали мошенники, чтобы похищать деньги доверчивых граждан?
- Один из самых массовых способов мошенничества - это торговля на различных интернет-площадках. Там крутятся не такие большие суммы: потерпевший может лишиться Br30, Br100, Br600. Как это работает? В мессенджере, социальной сети или на торговой площадке в интернете гражданин видит объявление о продаже чего-либо. Он понимает, что цена, которую запрашивает продавец, вдвое ниже реальной. Тогда жертва вступает с мошенником в переписку и тот просит перевести ему предоплату за покупку на указанный банковский счет. Это могут быть самые разные объявления о продаже. Таким образом "продают" одежду, обувь, велосипеды, садовую мебель и прочее. Даже квартиры внаем сдают.
- Что можете посоветовать гражданам, которые вступают в переписку в мессенджерах или социальных сетях с продавцами?
- Нужно узнать о продавце, почитать отзывы. Покупатель должен понимать: если он отправляет деньги кому-то на банковскую карту, их очень просто лишиться. Ведь, по сути, как работают большие, всем известные торговые площадки в интернете? Если покупатель не получил товар и не удостоверился в его качестве, то деньги находятся на счету в банке, а не на карте продавца. Если у покупателя есть претензии и он отказывается от покупки, то ему возвращаются деньги, а продавцу возвращается товар.
- О чем еще следует знать гражданам, чтобы не оказаться жертвой мошенников?
- Появилась такая интересная схема. Человеку звонят на мобильный телефон и говорят, что он участвовал в какой-то рекламной акции и выиграл приз. Нужно сходить на почту и забрать посылку. Посылка, как правило, стоит в районе Br50 с наложенным платежом. Человек открывает ее, а там лежит какая-нибудь мелочь - шариковая ручка или брелок. Хочется предупредить граждан: если вы не заказывали никакие посылки, не участвовали в рекламных акциях, не нужно идти на почту и что-то забирать. С начала этого года у нас в стране забрали более 1,5 тыс. таких посылок.
- На что обычно рассчитывают мошенники?
- Они используют различные психологические приемы. Когда они звонят пожилым людям от имени родственников в беде, то давят на самое больное - родственные отношения. Когда речь идет о покупках в интернете, то рассчитывают на жадность. Человек понимает, что цена, указанная продавцом, слишком низкая для этого товара, и все равно вступают в переписку с мошенником. Когда речь идет о кредитах, человек считает, что помогает сотрудникам службы безопасности банка или органов внутренних дел провести "спецоперацию" и задержать мошенника. Но важно понимать самое главное. Сотрудники правоохранительных органов никогда не будут звонить и предлагать участие в каких-либо спецоперациях. Банковские работники также никогда не будут звонить с такими предложениями. Тем более писать в мессенджерах с телефона, номер которого начинается не с префикса Республики Беларусь.
- Профилактическая работа, которая ведется в этом направлении, дает результат?
- Наши общие со СМИ и другими учреждениями профилактические действия уменьшили количество мошенничеств с родственниками в беде. Например, в дежурную часть ГУВД Мингорисполкома на линию 102 в течение рабочего дня может поступить около 100 звонков, что звонил мошенник и просил денег, чтобы помочь родственнику жертвы. То есть важен сам факт, что милицию ставят в известность. При этом за день может быть зарегистрирован только один факт передачи денежных средств, бывает мошенникам вообще не удается никого обмануть. Поэтому профилактические мероприятия, безусловно, дают результат.
Андрей ВОРОПАЙ,
БЕЛТА.-0-