Недавно на китайских платформах открылся Национальный павильон Беларуси. Это важный этап для дальнейшего укрепления сотрудничества с КНР. Проект направлен на наращивание экономической деятельности и развитие двусторонней торговли. Какие перспективы национальный павильон откроет перед белорусскими предприятиями, какие отечественные товары пользуются популярностью в Китае, а также об основных тенденциях развития "Великого камня" корреспонденту БЕЛТА рассказал первый заместитель генерального директора СЗАО "Компания по развитию индустриального парка" Кирилл Коротеев.
- Неделю назад на китайских платформах Jingdong и Douyin открылся Национальный павильон Беларуси. Что из себя представляет новый формат двустороннего белорусско-китайского сотрудничества и каковы перспективы его развития?
- СЗАО "Компания по развитию индустриального парка" выступила инициатором и сейчас является оператором Национального цифрового торгового павильона Беларуси на самых известных китайских торговых и социальных платформах Douyin и Jingdong. Первая площадка - это, по сути, китайская версия TikTok, только со встроенной функцией продаж и интернет-магазином. Вторая - более такой классический маркетплейс, очень популярный в КНР. Аудитория Douyin составляет более 600 млн человек в день, Jingdong - полмиллиарда покупателей в месяц. Это огромный охват китайского рынка и его конечных потребителей.
Когда снизился интерес со стороны инвесторов вследствие санкций, мы подумали о том, какие еще направления двустороннего белорусско-китайского взаимодействия можно осваивать, и обнаружили, что ниша интернет-торговли абсолютно свободна. Поэтому мы обратились с данной инициативой в посольство, в госорганы. Там мы нашли поддержку, нам согласовали статус. Затем мы зарегистрировались на этих платформах, оплатили все необходимые взносы, организовали визуальный стенд и стали заниматься наполнением контента: снимали видеоролики с известными китайскими и белорусскими блогерами, с лидерами мнений и даже с государственными деятелями. Например, одно из первых видео записали с первым вице-премьером Беларуси Николаем Снопковым. Это вызвало интерес, и мы нарастили аудиторию на площадке Douyin до 210 тыс. человек постоянных пользователей, которые регулярно следят за обновлениями контента. Особенно привлекают зрителей снятые нами видео о Беларуси, ее истории и национальных особенностях нашего народа.
- Как "Великий камень" сможет зарабатывать с помощью китайских платформ?
- Недавно мы решили попробовать коммерциализировать наш проект. Мы запустили первый стрим, на который пригласили Чрезвычайного и Полномочного посла Беларуси в КНР Юрия Сенько, чтобы он поучаствовал и убедился в возможностях интернет-торговли в Китае. Буквально за несколько часов стрима было продано товаров на сумму 900 тыс. юаней, что эквивалентно почти $135 тыс. Был очень большой отклик со стороны зрителей. Общее количество просмотров за время эфира достигло 1,32 млн, единовременно стрим смотрели 110 тыс. человек. Это довольно хорошие показатели.
Также нужно учитывать, что из-за текущей сложной ситуации с логистикой мы реализовывали только те группы товаров, которые уже присутствовали на китайском рынке. Мы организовали работу распределительного склада под Харбином. Большое число позиций, которые были в наличии, мы уже продали на общую сумму $165 тыс. В первую очередь это шоколад, конфеты, снеки, хлопья. Для розницы это очень хорошие результаты. Однако мы можем реализовывать гораздо большие объемы.
Мы планируем развивать данное направление. В частности, уже подписали соглашения о сотрудничестве с новыми предприятиями, будем наращивать ассортиментный перечень по товарам не только продовольственной, но и промышленной группы.
- Какие белорусские товары пользуются большей популярностью в Китае?
- Мы провели исследование и отобрали порядка 40 товарных групп. Больше всего в КНР покупают белорусские сладости и шоколад. Однако здесь есть свои нюансы, так как некоторая шоколадная продукция оказалась слишком сладкой для китайского потребителя. Много продаем хлопьев и вафель. Большим спросом пользуется декоративная стекольная продукция стеклозавода "Неман". Традиционно китайские потребители хорошо покупают белорусскую молочную продукцию и детское питание. Также они проявляют интерес к нашим льняным изделиям.
- В перспективе, о каких объемах реализации белорусской продукции в денежном эквиваленте на площадках Douyin и Jingdong мы можем вести речь?
- По скромным подсчетам, в ближайшее время мы планируем выйти на объем продаж 200 млн юаней в месяц.
- Как в целом в условиях современных вызовов развивается индустриальный парк "Великий камень"?
- По результатам первого квартала 2022 года в парке зарегистрировано более 90 резидентов и освоено порядка $860 млн инвестиций. Из последних тенденций - мы наблюдаем огромный интерес со стороны российского бизнеса, деловых и правительственных кругов России к индустриальному парку. Буквально каждый день у нас проходят встречи с российскими делегациями. До введения санкций мы делали акцент на европейский и китайский рынки. Беларусь как индустриальная и инвестиционная платформа была очень конкурентоспособна на рынке Европы в свете цен на энергоносители, заработной платы. Сейчас с учетом непростой внешнеэкономической и политической ситуации мы стремимся переориентироваться на рынок РФ и уже видим отклики. Совместно с российскими бизнесменами мы развиваем проекты по беспилотным летательным аппаратам, строительству вертолетов, проекты в области тонкой химии. В целом стараемся создать очень широкий спектр взаимодействия.
- Присутствуют ли в индустриальном парке резиденты из России?
- Да, у нас есть несколько российских резидентов. Они специализируются на выпуске ветеринарных препаратов, медицинской продукции, а также научных разработках в области электрических трансмиссий для транспорта и новых материалов. В целом потенциал взаимодействия "Великого камня" с Российский Федерацией довольно большой. Мы намерены активно развивать наше сотрудничество.-0-