Потребительская кооперация Беларуси отмечает 1 июля профессиональный праздник. Это организация с более чем 150-летней славной историей, пережившая войны и революции, перестройки и реформы. Хороший повод поговорить с председателем правления Белкоопсоюза Олегом Мацкевичем о сегодняшнем дне столь мощной системы.
Коммерция с социальным уклоном
- Олег Сергеевич, Беларусь - одна из немногих стран бывшего СССР, сохранившая потребительскую кооперацию практически в неизменном виде. Как удается адаптироваться к рыночным условиям, особенно с учетом того, что большая часть магазинов находится в деревне, а сельское население в стране с каждым годом стареет и сокращается?
- Историческая природа кооперативного движения обуславливает приоритет моральных норм над соображениями выгоды, поскольку покупатели наших магазинов - преимущественно люди старшего возраста с невысоким уровнем доходов. Сохранить потребкооперацию - очень правильный шаг, позволивший обеспечить социальную ориентированность и заботу о сельском населении страны, включая малые отдаленные деревни.
Значительная часть торговых объектов Белкоопсоюза (69 %) расположена в сельской местности, 549 автомагазинов обслуживают 14,8 тыс. деревень и хуторов, где уже нет стационарных магазинов, а в 5,2 тыс. - проживает менее чем по 10 жителей. Каждый наш автомагазин ежедневно проезжает в среднем около 170 км и в протяженных населенных пунктах может делать по несколько остановок, чтобы пожилым покупателям было удобнее. Торговая выручка в таких малочисленных деревнях далеко не всегда покрывает транспортные расходы.
Другой вопрос, что на протяжении двух десятков лет в стране активно развивается крупный частный торговый бизнес, основанный на понятных рыночных принципах - работать там, где выгодно. Это привело к усилению конкуренции в райцентрах, экономически наиболее перспективных агрогородках и деревнях. Фактически бремя обслуживания 1,2 тыс. населенных пунктов с численностью жителей менее 200 человек лежит преимущественно на организациях потребительской кооперации.
Для системы обеспечивать экономическую эффективность в таких условиях - задача "со звездочкой", решать которую помогает многоотраслевая специфика.
Не пройти мимо сети
- Белкоопсоюз в последнее время активно развивает специализированные торговые сети и бренды общественного питания. Сколько их всего и какие результаты? Перспективно ли сотрудничество с крупными производителями и брендами по франшизе?
- Развитие брендов и сетей узкой специализации сложно оценить однозначно. Какие-то из них не показали высокой эффективности, другие дали новый толчок движению вперед. Среди всех магазинов Белкоопсоюза особое место занимают объединенные брендом "Родны кут", их более 2000 в селах, агрогородках, районных и областных центрах.
Растет популярность и наших дискаунтеров "Мегаопт". Более низкие цены на товары в них обеспечиваются за счет договорной работы с поставщиками, увеличения объемов закупки и снижения операционных затрат в самих торговых точках.
Не теряет актуальность сотрудничество с отечественными производителями и поставщиками. Например, в формате франшизы (когда хозяин торговой марки не просто отпускает товар, а формирует стратегию его продвижения) работаем с группой компаний "Марк Формель", ООО "ОМА". Это направление перспективно и экономически эффективно, товарооборот сразу заметно растет.
Эффективна и фирменная торговля: открыли 36 совместных магазинов и 332 секции по реализации непродовольственных товаров. Основные партнеры - предприятия легкой промышленности, в том числе СООО "КОНТЕ СПА", ОАО "Брестский чулочный комбинат", ОАО "Свiтанак", а также поставщики хозяйственных и строительных товаров - ООО "ОМА", ЗАО "ТВК" и другие.
"ЛепимСами", "Еда&Кофе", TASTY, "Гастролавка" - эти четыре сетевых бренда потребкооперации (причем каждый ориентирован на определенный ассортимент блюд и кулинарных изделий) появляются в райцентрах чаще всего путем переспециализации заведений общественного питания с низкими объемами продаж. Обновление формата позволяет сразу значительно увеличить розничный товарооборот.
Сеть под брендом "ЛепимСами" появилась у нас относительно недавно - это стильные, обновленные кафе с широким ассортиментом блюд (пельменей, вареников, блинов, смаженок, пиццы и других), приготовленных по оригинальным, фирменным рецептам. У "Еда&Кофе" другая фишка - не менее 12 наименований сортов кофе, десерты и кондитерские сладости, блюда белорусской кухни. В 2019 году Белкоопсоюз стал правообладателем этих товарных знаков и активно их продвигает: открыты 11 объектов питания "ЛепимСами" и 43 - "Еда&Кофе".
В декабре 2020 года началась реализация нового проекта под единым брендом TASTY с ассортиментом продукции, востребованной у молодежи и посетителей с детьми. Это гамбургеры, чизбургеры, картошка фри, также предлагаем гостям попробовать белорусскую кухню в современном исполнении - дранбургер и картофельную пиццу. Пока таких заведений всего восемь, но наблюдаем к ним живой интерес у посетителей.
Еще одно из интересных направлений в общественном питании - "Гастролавки". По сути, это ребрендинг известных еще с советских времен магазинов "Кулинария" с обеденной зоной и пекарней. Пилотный проект реализован в Червене, объем товарооборота сразу же увеличился вдвое. Преимущество "Гастролавок" - стильная рекламная вывеска, удобная навигация, принцип самообслуживания: посетители могут сами выбрать сдобно-булочные и кондитерские изделия и приготовить чай или кофе. Одновременно можно наблюдать, как готовится выпечка, - нынче в моде открытая для посетителей кухня. И все это дополняет стильный декор. В системе уже три "Гастролавки", все в Минской области. В 2023 году будет продолжено развитие сети. Планируем открыть еще один объект "ЛепимСами", 4 - "Еда&Кофе", 3 - TASTY и 21 магазин-кулинарию "Гастролавка".
Ассортимент товаров и услуг постоянно обновляется, в первом квартале появилось 14 новых наименований кондитерских и булочных изделий, блюд национальной белорусской кухни, в том числе изготовленных с применением технологии шоковой заморозки. К тому же во всех магазинах и автолавках у покупателя примут заказ на изготовление кондитерских и кулинарных изделий, полуфабрикатов, а если нужно, помогут провести торжество или тризну в заведениях общественного питания потребкооперации.
Отличная идея - внедрение технологии шоковой заморозки кулинарных и кондитерских изделий. Это позволяет сконцентрировать производство, более равномерно распределить нагрузку на поваров, удлинить сроки годности продукции, обеспечить горячими блюдами кафе и бары, не имеющие собственной кухни. Аппараты шоковой заморозки уже есть в 63 районных центрах.
Нельзя не отметить и еще один важный аспект деятельности потребкооперации - это огромный опыт организации выездного обслуживания различных мероприятий как в стране, так и за ее пределами. Мы традиционно принимаем активное участие во всех ярмарках, в том числе и в Минске, фестивалях-ярмарках "Дажынкі", Дне письменности, празднике "Александрия встречает друзей", "Славянском базаре" и других, где в широком ассортименте гостям предлагаются блюда и напитки белорусской и старобелорусской национальной кухни.
Все свое - и сырье, и рецепты
- Что представляет собой промышленное производство потребкооперации. Это по-прежнему в основном выпечка хлеба, изготовление колбас, розлив прохладительных напитков и минеральной воды? Есть ли возможность осваивать новые направления и какие?
- На самом деле мы даже гордимся тем, что в основе промышленного производства потребкооперации - хлеб, мясо, колбасы, сало, минеральная вода и напитки - то, что всегда на нашем с вами столе. Меняются только вкусы, культура питания, но остается верность традициям. Производство таких продуктов в каждом райцентре руками местных мастеров из сырья, закупаемого там же у населения, фермеров и сельхозпроизводителей, - это еще и дополнительная социально ориентированная цель!
Опираясь на это, более чем полтора века потребительская кооперация так и строила свою уникальную многоплановую структуру промышленности. Сегодня это свыше 300 цехов, участков, предприятий по всей стране, которые выпускают около 3000 наименований продукции. Годовой объем деятельности отрасли в 2022 году - 420 млн рублей. Основной акцент - на натуральность, рецепты по-домашнему и здоровое питание. За четыре месяца, например, выпустили 186 т диетических и лечебно-профилактических хлебобулочных изделий, темп роста 129,1 %.
Не могу не упомянуть еще один наш традиционный бренд - квашения, соления, мочения. Это вкусно и облегчает жизнь хозяйки: соленые огурцы, томаты и квашеную капусту остается только выставить на стол. Однако в переработке плодоовощной продукции тоже не стоим на месте.
Сейчас в системе реализуется инвестпроект по созданию производства по фасовке и упаковке замороженных ягод, плодов и овощей в Глусском райпо на 1,4 млн рублей. Кстати, он входит в перечень реализуемых во исполнение поручений главы государства по созданию новых производств в каждой административно-территориальной единице.
Инвестиции на базе действующего производства будут направлены на приобретение технологического оборудования: машины для удаления косточек из вишни (черешни), фасовки готовой замороженной продукции в потребительскую упаковку и оптической сортировки ягод. Это позволит повысить качество сырья, снизить производственные потери и улучшить внешний вид продукта.
По перспективным производствам есть еще идеи, пока работаем над бизнес-планами. Это будет уже тема для новой встречи.
Кстати, пока говорили только о пищевой продукции, но в системе функционирует более 60 непродовольственных цехов: выпускаем гвозди, сетку-рабицу, постельное белье, полотенца, спецодежду, хозяйственные перчатки и другие швейные изделия, даже тротуарную плитку делаем.
- Сложно представить потребкооперацию без заготовок овощей, яблок и картофеля. К сезону готовы?
- Наши заготовительные организации круглогодично закупают картофель, овощи, фрукты, ягоды, зерно, выращенные населением, фермерами и сельхозорганизациями, а также лесные ягоды и грибы - как на продажу в своих магазинах, так и для переработки у себя или поставок на профильные предприятия республики и за рубеж. Ежегодно заключаем около 400 договоров поставки с 250 крестьянскими и фермерскими хозяйствами и дополнительно предоставляем 6,2 тыс. торговых мест на 108 подведомственных рынках системы для реализации урожая населением и фермерами.
В ресурсных районах (Столинском, Пинском, Лунинецком и других) в сезон массового сбора ягод, плодов и овощей создается республиканский штаб, райпо закрепляются за сельскими советами. Излишки сельхозпродукции у населения и крестьянских хозяйств готовы принять 759 приемозаготовительных пунктов, 859 штатных заготовителей и более 3,8 тыс. сельских магазинов. С мая по октябрь привлекаем внештатных заготовителей. Постоянно на сайтах наших организаций обновляем информацию о закупочных ценах, а также интерактивную карту с размещением приемозаготовительных пунктов, вывешиваем объявления в стационарных и автомагазинах.
Белкоопсоюз традиционно вносит свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности страны: формируем запасы овощей и картофеля на межсезонье в стабилизационные фонды, имея 91 хранилище с 280 камерами для раздельного хранения продукции емкостью 18,9 тыс. т. Надо отметить, что хранилища районных организаций используются преимущественно в качестве распределительных складов и для кратковременного хранения картофеля, яблок и овощей.
Блеск мягкого золота
- Как санкции, введенные в отношении Беларуси Евросоюзом и США, повлияли на производство пушнины, удается ли найти новые рынки сбыта?
- По статистке, в 2022 году на долю звероводческих организаций потребительской кооперации пришлось 95,7% объема производства шкурок норки в стране. Отрасль экспортно ориентирована, поскольку мощности шедового хозяйства многократно превышают потребности отечественного рынка. Доля белорусской норки в общемировом объеме производства в минувшем году достигла 4-5 %.
На постсоветском пространстве только потребительская кооперация Беларуси сохранила звероводческую отрасль, которая интегрирована в мировое производство пушно-мехового сырья. И все экономические конъюнктурные изменения напрямую или косвенно оказывают на нее влияние.
В досанкционный период наши предприятия тесно сотрудничали с крупными европейскими фермерскими звероводческими хозяйствами Дании, Финляндии, Прибалтики, закупали племенной молодняк. Мы были желанными гостями мировых пушных аукционов SAGAFURS (Финляндия) и Kopenghagen FUR (Дания). Сейчас деловые взаимоотношения с партнерами из стран ЕС приостановлены.
В кратчайшие сроки приняты управленческие решения о развитии и укреплении тесных экономических связей с новыми и давними партнерами из России. В 2022 году заключен договор о сотрудничестве с российским пушным аукционом ООО АК "Союзпушнина". Активно сотрудничаем с Китаем, на конец апреля УП "Белкоопмех" отправило туда шкурок норки на 645 тыс. долларов.
В 2022 году и за пять месяцев нынешнего звероводческие предприятия Белкоопсоюза заработали на экспорте $17 млн. Треть поставок шла в Китай, остальное - в Россию.
"Бацькава булка"
- В потребкооперации немало узнаваемых продуктов, ставших гордостью системы, таких как кировские смаженки, например. Совсем недавно, появилась "Бацькава булка", которой угощали Президента, когда он незапланированно заглянул в свислочскую пекарню...
- На самом деле "Бацькава булка" - это обычная сдобная плетенка, изготовленная вручную, без химических "улучшителей". В составе только пшеничная мука, маргарин, яйца, сахар, дрожжи и вода. В потребительской кооперации практически вся хлебобулочная продукция вырабатывается по классической традиционной технологии, а витые и плетеные изделия благодаря ручному труду (а значит, и вложенной в них душе) имеют тот самый "вкус детства", вкус ароматной домашней выпечки.
Своеобразным брендом стал и наш формовой ржано-пшеничный хлеб "кирпичик", который выпускают все хлебозаводы системы. На фирменную продукцию, помимо знака "Белкоопсоюз", наносим специальные стикеры: для хлеба, например, зеленый "Колосок", для максимально натуральных и полезных продуктов без использования искусственных добавок - "Еда без вреда!" (тоже зеленый), а по синему стикеру "Родной источник" можно найти на полке напитки, минеральную и питьевую воду. Кстати, это официально зарегистрированные товарные знаки в Национальном центре интеллектуальной собственности.
В районах хорошо знают и наши бренды минеральных вод "Марыля" (Ивановское райпо), "Вечелье" (Ушачский филиал), "Стародорожская" (Любанское райпо), "Дворцовая" (Ивацевичское райпо). Хлебозаводы системы на Могилевщине активно продвигают и свои товарные знаки, например "Настоящий Хозяин" (Шклов), "Хлебны Валадар" (Кличев), "Родны смак" (Чаусы).
Есть свои логотипы и у кукурузных палочек ("Вкусняшки от Ивашки" - Березовское райпо, "Копыляночка" - Копыльское райпо), у чипсов и семечек - "Мстиславские гостинцы". Плодоовощная продукция шоковой заморозки выпускается под брендом "Глусское лукошко".
Хотя можно сказать, что кооперативная промышленность - уже сама по себе наш особый бренд.
Вино и ягоды - в Китай
- В минувшем году пробные партии вина и замороженные ягоды Белкоопсоюз отправлял в Китай. Как обстоят дела с освоением рынка КНР и других стран Азии? Удается ли диверсифицировать поставки в условиях санкций?
- Внешнеэкономическое сотрудничество с Китаем стало основным стратегическим направлением диверсификации экспорта в Азиатском регионе. За четыре месяца туда, включая Гонконг, поставлено продукции на $760 тыс. - шкурки норки (645 тыс.) и книжка говяжья (115 тыс.). Кроме того, налажены отгрузки пушно-мехового сырья в Камбоджу.
По-прежнему значительный удельный вес в географии экспорта потребкооперации занимают Российская Федерация (77 %) и Казахстан (8,1 %), продолжается плодотворное сотрудничество с Азербайджаном.
У наших покупателей за рубежом спросом пользуются пушно-меховое сырье и выделанные шкурки норки, кожевенный полуфабрикат из шкур крупного рогатого скота, книжка говяжья, мясной корм для животных, плодоовощная и консервированная продукция.
Для освоения нового рынка сбыта и изучения предпочтений китайских потребителей УП "Винный мастер" в минувшем году отправило пробную партию фруктово-ягодного вина в КНР. Потом была работа по маркетингу: приобретена бутылка типа бордо и корковая пробка, разработан дизайн этикетки с информацией на китайском языке. Сейчас китайская сторона занимается продвижением наших натуральных вин: транслируется презентационный видеоролик и создан информационный онлайн-канал. По просьбе китайских партнеров для увеличения сроков годности продукции винзавод доработал рецептуры и получил необходимые документы. С китайским импортером постоянно поддерживается обратная связь, получены хорошие отзывы от покупателей о качестве продукции, есть договоренности о повторной поставке в третьем квартале нынешнего года.
Тут надо понимать, что Китай - это не просто другой рынок, это совершенно другая культура потребления со своими особенностями ведения бизнеса. В этой стране очень важно понимание концепции "тчани" - совокупности усилий, которые ты потратил на достижение той или иной цели. Поэтому искренне надеюсь, что наши намерения и предпринятые усилия соответствуют этой концепции, а значит, приведут к успешному сотрудничеству.
- Ваше видение развития Белкоопсоюза в ближайшие 5 или 10 лет?
- Больше века мы стараемся, чтобы наши покупатели были довольны. И если взять валообразующую отрасль - торговлю, то основная задача ее развития - повышение эффективности, обновление материально-технической базы, парка автомагазинов, внедрение современных форматов обслуживания, чтобы наша работа в полной мере отражала слоган "Жить заботами сельчан". Именно такую задачу ставит перед нами глава государства.
Любая организация будет успешной, если в ней заняты трудолюбивые, талантливые, креативные люди. У системы потребительской кооперации есть команда, которая разделяет ее ценности.-0-