Заключение интеграционного соглашения между ЕС и ЕАЭС возможно к середине 2020-х - ЦИИ ЕАБР
2016-08-22 12:27
22 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Необходимо наращивать усилия по нормализации и развитию отношений Европейского союза (ЕС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с выходом в долгосрочной перспективе на всеобъемлющее интеграционное соглашение. К такому выводу пришли Центр интеграционных исследований (ЦИИ) Евразийского банка развития (ЕАБР) и Международный институт прикладного системного анализа (IIASA, Австрия) в докладе "Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения", опубликованном по результатам совместного проекта "Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств", сообщили БЕЛТА в пресс-центре ЕАБР.
В реализации концепции общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока есть два горизонта планирования - краткосрочный и долгосрочный.
"В краткосрочной перспективе необходима инвентаризация отношений между ЕС и РФ. Но не менее важно добиться признания европейской стороной Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии для начала официального диалога между двумя союзами", - отмечается в докладе.
Обязательным условием прекращения нынешнего противостояния является решение базовых политических проблем. Однако усилия в этом направлении должны быть подкреплены концептуальным анализом и поиском практических способов развития экономических отношений между ЕС и ЕАЭС, уверены эксперты.
Авторы доклада исходят из допущения о будущем возвращении отношений между ЕС и Россией в конструктивное русло и появлении возможности отмены взаимных санкций. "Необходимо долгосрочное видение и планирование в отношениях ЕС-ЕАЭС", - говорится в докладе. Эксперты ЦИИ ЕАБР полагают, что заключение интеграционного соглашения между двумя союзами станет возможным к середине 2020-х годов. "Для этого необходимо уже сейчас на экспертном уровне определить перспективную повестку и подвести аналитический фундамент под будущие переговоры", - отмечается в докладе со ссылкой на директора ЦИИ ЕАБР Евгения Винокурова.
Предполагаемое соглашение о сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС должно быть всеобъемлющим с учетом широты охватываемых проблем, объема и структуры отношений и степени взаимосвязанности между двумя интеграционными объединениями. Такое соглашение может охватывать множество сфер взаимодействия - от торговли товарами и услугами до свободы передвижения капитала, безвизового режима, развития трансграничной и транзитной инфраструктуры, технического регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности.
В докладе представлены краткое описание результатов обсуждения этих сфер потенциального сотрудничества ЕС-ЕАЭС и предварительные предложения. Они выработаны в процессе проведения шести круглых столов высокого уровня, объединивших представителей Европейской комиссии, ЕЭК, государственных органов и ведущих экспертов стран ЕС и ЕАЭС.
В частности, в вопросах торгового режима эксперты полагают, что это соглашение, чтобы быть выгодным для всех договаривающихся сторон, не должно сводиться только к созданию зоны свободной торговли (обнуление или снижение импортных пошлин). "Логика следующая: классическая зона свободной торговли не выгодна ни России, ни Казахстану - ведь обе эти страны экспортируют преимущественно сырье. В силу структуры торговых потоков Россия и Казахстан не заинтересованы в свободном торговом режиме с ЕС в узком смысле, - говорится в докладе. - Уступки в сфере торговли товарами должны быть компенсированы встречными уступками и прогрессом в других сферах. Особое внимание должно быть уделено нетарифным барьерам: последствия снятия нетарифных барьеров могут быть намного более значимыми, чем последствия снижения импортных пошлин".
Эксперты уверены, что вопрос энергетической безопасности является фундаментальным и для ЕС, и для ЕАЭС. В случае ЕС речь идет о стабильности предложения (безопасность источников энергоносителей и транзитной инфраструктуры, справедливые и предсказуемые цены), в случае России и Казахстана - о стабильности спроса, в случае транзитных стран - о стабильности доходов и поставок. Кроме того, все участники процесса заинтересованы в обеспечении безопасности окружающей среды и устойчивости энергетических систем.
В вопросах транспорта и инфраструктуры очевидна необходимость модернизации и дальнейшего развития основных евразийских транспортных коридоров (автомобильных и железнодорожных) до 2030 года. "Есть многочисленные технические варианты совмещения железнодорожных систем 1520 и 1435 (ширина колеи). Кроме того, имеется огромный потенциал развития общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных волоконно-оптических линий связи, - отмечается в докладе. - Ключевую роль в обоих случаях играют вопросы нормативного регулирования, безопасности и капиталовложений".
Особое внимание уделяется вопросу мобильности населения. "В долгосрочной перспективе конечной целью выступает введение безвизового режима. Кроме того, реальны организация крупномасштабных академических обменов и решение проблемы мобильности трансграничных пенсионных потоков. Вместе с тем вопрос трудовой миграции в контексте отношений ЕС - ЕАЭС на данном этапе поднимать преждевременно", - считают эксперты.
Отчет подготовлен по итогам реализации первого этапа международного проекта "Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств". В 2017 году планируется начать второй этап проекта с фокусом на проведение большого массива исследований по сближению ЕС и ЕАЭС при учете фактора отношений с Китаем и другими крупными азиатскими партнерами.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.