Онлайн-сервисы определят будущее белорусской розничной торговли

2016-01-26 10:55
26 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Будущее белорусской розничной торговли - за интернет-магазинами, и эта тенденция полностью вписывается в тренд развития мировой коммерции. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА директор интернет-гипермаркета "Евроопт" Денис Мороз, комментируя данные социологического исследования, проведенного Информационно-аналитическим центром (ИАЦ) при Администрации Президента. По мнению руководителя интернет-гипермаркета, темпы развития онлайн-торговли в нашей стране могли бы быть гораздо выше, а география распространения - куда шире. Но процесс сдерживают законодательные ограничения, а именно запрет на торговлю алкоголем и табачными изделиями. Крупнейшие мировые игроки - США, Великобритания, Китай, а также наши соседи - Россия, Литва, Украина - продают все группы продовольственных и промышленных товаров без ограничений по ассортименту. Полный ассортимент позволяет максимально удовлетворять потребительский спрос по всем товарным группам, что обеспечивает прибыльность бизнеса и определяет высокие темпы развития онлайн-торговли. "В странах, где нет ограничений по товарной корзине, электронная коммерция очень быстро растет. Так, США с 2013 по 2015 год увеличили долю объема продаж через интернет в общем объеме товарооборота с 8,4% до 10,4%, Великобритания - с 11,3% до 13,2%, Россия - с 2,9% до 3,8%", - отметил Денис Мороз.
Но в белорусских интернет-магазинах запрещена продажа спиртных напитков и табачных изделий, а это значит, что развитие онлайн-коммерции в продовольственной сфере ведется исключительно как дотационный бизнес. "Сервис "Е-доставка" для торговой сети "Евроопт" по сути - социальный проект, так как он по-прежнему, спустя почти два года после старта, остается убыточным. "Дело в том, что если интернет-магазин не может в полной мере удовлетворить покупателя своим ассортиментом из-за отсутствия алкогольных и табачных изделий, покупателю удобнее пойти в стационарный магазин, чтобы купить все сразу - и он отказывается от покупки онлайн", - подчеркнул Денис Мороз. По его словам, именно по этой причине темпы развития онлайн-торговли в Беларуси гораздо ниже, чем даже в развивающихся странах. Так, по данным рейтинговых агентств, сегодня в среднем мировой показатель электронной коммерции составляет 10% объема в общем объеме товарооборота. К концу нынешнего года Великобритания и Китай должны достичь 15%. Развивающиеся страны сегодня показывают в среднем 3%. А в Беларуси этот показатель едва достигает 1%! И при этом львиную долю от нашей онлайн-торговли составляют поставки из зарубежных интернет-магазинов - китайских, российских, американских, британских и немецких. Нужно отметить, что ранее существовавшие белорусские онлайн-магазины продуктов питания обанкротились, что не удивительно. По единодушному мнению экспертов, этот бизнес не может быть прибыльным без полного ассортимента, включающего алкоголь и табак. Иными словами, по темпам развития интернет-торговли Беларусь существенно отстала от всех стран Европы. "Проникновение онлайн-торговли в Беларуси настолько низкое, что ведущие международные рейтинги электронной коммерции даже не включают белорусский рынок. Хуже нас по развитию электронной коммерции только слаборазвитые государства. И это притом, что белорусские IT-компании довольно высоко котируются на мировом рынке", - заявил Денис Мороз. Надо отметить, что темпы развития сферы электронной коммерции в нашей стране в 2015 году резко увеличились именно за счет сервиса "Е-доставка", и Беларусь могла бы иметь в этой области отличные перспективы. "С усилением конкуренции и насыщением на рынке традиционной розницы внимание инвесторов во всем мире переключается на торговлю в сети интернет. Это объективный факт, и я убежден, что будущее белорусской розничной торговли - за онлайн-проектами. И в интересах нашей страны - быстрее осознать сущность происходящих в этой сфере процессов и внести необходимые коррективы в законодательство, тормозящее развитие отрасли", - убежден Денис Мороз. -0-