Назаренко: в ЕАЭС отсутствует единая система защиты рынка от небезопасной импортной продукции

2019-03-14 17:44
14 марта, Москва /Эдуард Пивовар - БЕЛТА/. В Евразийском экономическом союзе пока не удалось создать единую эффективную систему защиты рынка от небезопасной импортной продукции. Об этом заявил член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко на форуме "Система технического регулирования в ЕАЭС: цифровые вызовы и глобальные возможности", состоявшемся в Москве во время Недели российского бизнеса, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ЕЭК. Виктор Назаренко констатировал, что серийная сертификация зарубежной продукции показала свою несостоятельность. В числе первоочередных проблем, требующих решения со стороны стран ЕАЭС и ЕЭК, он назвал действия недобросовестных органов по сертификации и уполномоченных иностранными изготовителями лиц, отсутствие эффективных механизмов отмены документов, признанных необоснованно выданными, неурегулированность вопросов ответственности органов по оценке соответствия, включая испытательные лаборатории, за результаты их работ.
"Нет необходимости заключать какие-то новые соглашения. Необходимо на уровне государств союза, органов, ответственных за эти сферы, взяться за перезагрузку системы аккредитации и оценки соответствия. Следует провести ревизию единого реестра органов по оценке соответствия, а затем - единого реестра выданных или принятых документов об оценке соответствия, очистив их от некомпетентных органов и необоснованно выданных документов", - заявил министр ЕЭК. Коснувшись вопросов развития системы государственного надзора, член Коллегии ЕЭК отметил, что сегодня от трети органов государственного надзора стран ЕАЭС комиссия не имеет системной информации для планирования согласованных действий. При этом в современных условиях защита внутреннего рынка от небезопасной продукции остается не просто основной задачей системы технического регулирования, но и приобретает все большую актуальность с учетом стремительного роста интернет-торговли и других новых способов взаимодействия производителя, торговли и потребителя. Это подтверждается опытом других интеграционных объединений, в частности Европейского союза. Сейчас стоит задача гармонизировать в ЕАЭС принципы и правила государственного надзора. Поэтому, по мнению Виктора Назаренко, необходимо регулярно и системно рассматривать на площадке ЕЭК результаты деятельности национальных органов надзора и формировать направления их совместной работы. Организация четкого взаимодействия этих органов между собой, с таможенными органами, органами по аккредитации должна создать предпосылки для внедрения эффективных цифровых инструментов в практику государственного надзора. Виктор Назаренко также подчеркнул, что система технического регулирования ЕАЭС должна адекватно отвечать на современные цифровые вызовы, поскольку развитие промышленности требует все более быстрых ответов регуляторов на нужды бизнеса и потребителей. При этом выявлены новые риски, которые не были присущи национальным системам технического регулирования. В числе ключевых проблемных вопросов, требующих решения, министр ЕЭК выделил сохранение в государствах - членах ЕАЭС дополнительного национального регулирования для продукции, в отношении которой действуют технические регламенты союза, многоуровневое нормирование требований безопасности в отдельных секторах, например, в сфере пищевой промышленности, а также затягивание сроков разработки новых техрегламентов.
Виктор Назаренко призвал органы по стандартизации стран союза развернуть системную работу с учетом приоритетной ориентации государств - членов ЕАЭС на цифровую экономику. По его мнению, появление новых отраслей, прежде всего в сфере информационных технологий, обуславливает принципиальное изменение системы разработки и производства продукции. Не только создание, но и само существование товара на всем протяжении его жизненного цикла уже немыслимо без привязки к интернет-технологиям и современным стандартам. Промышленный интернет вещей и экосистема "умного" производства должны быть обеспечены электронными библиотеками стандартов. Данные, содержащиеся в этих хранилищах, позволят на этапе разработки создавать цифровые двойники продукта, в режиме реального времени отслеживая, как изменение тех или иных его параметров окажет влияние на безопасность изделия и возможность оценки соответствия требованиям. "К тому же процесс создания стандартов, норм и правил должен быть изначально оцифрован, а стандарты приведены к машиночитаемому формату", - заявил министр ЕЭК.-0-