МАРТ о насыщении рынка мясной продукцией и новых запросах белорусских потребителей

2024-04-04 19:06
На полках белорусских магазинов представлен широкий ассортимент мясной продукции. Сегодня в стране производится более 1200 ее видов, в том числе 800 видов колбасных изделий, около 250 - полуфабрикатов и более 150 - консервов. По последним статистическим данным, внутренний рынок обеспечен мясной продукцией на 133%. О тенденциях в производстве и торговле, ценовом регулировании и о том, как меняются запросы потребителей, рассказала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова во время международного форума "Беларусь мясная"."В нашей стране мясная промышленность имеет приоритетное значение. Существующая сырьевая база позволяет производить более 1,3 млн т мяса и мясных продуктов в год. Поддерживается оптимальный уровень продовольственной безопасности страны, созданы благоприятные условия для наращивания экспортного потенциала. Из произведенных в 2023 году объемов говядины экспортировано 53%, мяса птицы - 46%. Организации торговли и общественного питания реализовали от произведенной в стране говядины только 2%, свинины - 33%, мяса птицы - 28%. Так что можно говорить о том, что у нашей страны достаточно ресурсов для обеспечения потребности внутреннего рынка в мясной продукции в широком разнообразном ассортименте для удовлетворения спроса всех слоев населения", - отметила Нина Емельянова.Он отметила, что мясо и мясные продукты являются важнейшими в питании человека и популярны среди белорусских потребителей. Ежегодно в стране потребляется в среднем 98-99 кг на душу населения при норме потребления в 76 кг, рекомендованной Минздравом. В структуре розничного оборота продовольственных товаров мясо и мясные продукты являются главенствующими, их доля составляет почти 9%. В год организациями торговли реализуется мяса и мясопродуктов на Br6 млрд. В настоящее время отмечается снижение реализации чистого мяса. Говядины в 2023 году по сравнению с 2022-м реализовано на 23,2% меньше, свинины - на 4,6%, мяса птицы - на 5,6%. Но в это же время наблюдается рост продаж субпродуктов (на 10%), а также готовых мясных продуктов (на 4%)."Беларусь отличается высоким качеством продуктов, которые соответствуют всем национальным и зарубежным стандартам пищевой промышленности. Натуральное мясное сырье, инновационное технологическое оборудование, оригинальные рецепты приготовления помогают создать разнообразные продукты из мяса на все вкусы и предпочтения. Наша мясная продукция заслуженно получила любовь покупателей не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Белорусское производство - это уже бренд. В целях удовлетворения спроса населения и повышения экспортного потенциала отечественные производители постоянно расширяют ассортимент выпускаемой продукции, совершенствуют упаковку и фасовку", - обратила внимание замминистра.
МАРТ: внутренний рынок Беларуси обеспечен мясной продукцией на 130%
Однако она подчеркнула, что простое расширение видов продукции не должно быть самоцелью. "Мясоперерабатывающие предприятия при разработке новых наименований и совершенствовании технологий производства уже существующих мясных продуктов должны понимать, что одной из основных задач является повышение качества продукции. Необходимо также учитывать, что ассортиментный состав мясопродуктов должен соответствовать меняющимся потребностям населения страны", - подчеркнула Нина Емельянова.С учетом внешнеполитической ситуации еще более востребована импортозамещающая продукция. Отечественные производители заняли освободившиеся ниши на потребительском рынке сыров, мясных продуктов и других товаров. В стране освоено производство мясных деликатесов, ранее импортируемых из стран ЕС. "Вместе с тем не в полном объеме удовлетворяется покупательский спрос на сыровяленые и сырокопченые колбасные изделия и копчености сервировочной нарезки. Ограничено предложение производителей на грудинку, бекон, соленое сало, бескостные полуфабрикаты из свинины. Недостаточно полуфабрикатов высокой степени готовности. Сегодня наши женщины работают наравне с мужчинами и с удовольствием приобретают мясные полуфабрикаты и готовую продукцию, чтобы не тратить свое время на приготовление пищи. И эту потребность нужно удовлетворять", - сделала акцент замминистра.По ее словам, перспективным направлением является производство снековой продукции из мяса. Если снеки из свинины и птицы производителями предлагаются, то аналогичной продукции из говядины белорусского производства в продаже нет или практически нет. "Также в прошлые годы были попытки организовать производство мраморной говядины, были закуплены бычки определенных пород, но пока это не нашло отражения на прилавках торговых объектов. Кроме того, сегодня в стране достаточно людей, которые поддерживают принципы здорового питания. В этом направлении производителям также необходимо работать. Отдельного обсуждения требует тема органического производства мяса и мясных продуктов. По моим данным, такого производства в стране нет", - отметила Нина Емельянова.
В Беларуси готовят программу действий по стабилизации цен
Немаловажен для рынка и ценовой вопрос. МАРТ на постоянной основе производит анализ правоприменительной практики действующего законодательства о ценообразовании. "Система регулирования установлена постановлением Совета Министров №713. Но у нас гибкий механизм, и мы уже четыре раза вносили изменения в этот документ. Если есть какие-то предложения у наших отечественных производителей, мы готовы их принять к рассмотрению. Но должно быть обязательно экономическое обоснование", - добавила замминистра.Она также сообщила, что в высокой степени готовности находится программа действий правительства и Комитета государственного контроля по стабилизации цен, которая содержит мероприятия, направленные в том числе на максимальное обеспечение населения, насыщение рынка товарами, наращивание импортозамещающего производства, борьбу с инфляционными ожиданиями.Выбор товаров в магазине - дело покупателя, именно он сравнивает и оценивает товары, в том числе по качеству и цене. Поэтому в МАРТ уверены: в условиях высокой конкуренции производителям необходимо принимать меры для снижения себестоимости и повышения качества товаров, усиливать маркетинговую политику. Валерия ГАВРИЛОВА,БЕЛТА.-0-