Какой опыт трансграничных ГЧП можно использовать в евразийском пространстве, рассказали в ЕАБР
2023-06-08 15:01
8 июня, Сочи /Корр. БЕЛТА/. О критериях и сферах применения проектов трансграничных государственно-частных партнерств (ГЧП), о потенциале ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры в странах ЕАЭС и Центральной Азии во время презентации аналитического доклада ЕАБР "Трансграничные государственно-частные партнерства" рассказал главный экономист Евразийского банка развития Евгений Винокуров, передает корреспондент БЕЛТА.
"Трансграничное ГЧП включает три обязательных критерия: трансграничная инфраструктура, участвуют два или более государств и есть межправительственные соглашения, которые регулируют юридическую сторону вопроса. Всегда, когда включается международный аспект, бизнес делать становится сложнее. Но весь мировой опыт, который мы очень тщательно изучили, говорит о том, что добавленная стоимость трансграничного ГЧП настолько велика, что имеет смысл пойти на дополнительные сложности", - сказал Евгений Винокуров. Он добавил, что это и гарантия выполнения своих обязательств с двух сторон.
По словам Евгения Винокурова, в мире реализовано 18 трансграничных проектов ГЧП: 14 - в транспорте (железные дороги, мосты, тоннели, газопроводы, автодороги), 3 - в энергетике (гидроэлектростанции), 1 - в телекоммуникационных технологиях.
Главный экономист Евразийского банка развития охарактеризовал несколько из них и назвал полезный опыт их воплощения для Евразийского пространства. Среди прозвучавших - построенная полтора года назад скоростная железная дорога, соединяющая Китай и Лаос. "Дорога очень сложная из-за ландшафта (шахты, туннели, мост). Этот проект дорогой. Дорога стала большим успехом, она уже загружена. Экономически она сработала, финансово тоже. В проекте практически большая часть нагрузки легла на Лаос. Нагрузка для бедной страны настолько велика ($6 млрд), что даже повлекло снижение суверенного кредитного рейтинга. Урок для нашего региона такой: при осуществлении капиталоемких проектов в странах с доходами ниже среднего необходимо их структурировать таким образом, чтобы финансовая нагрузка не задушила небогатую страну, более богатый партнер и частные партнеры должны взять на себя большую часть кредитной нагрузки", - сказал Евгений Винокуров.
Среди проектов с интересным опытом был назван автомобильный мост через реку Амур. "$300 млн инвестиций. Он состоит из автомобильного моста и прилегающих дорог и развязок. Реализован буквально 2 года назад и уже перегружен. Проект очень успешный и, возможно, его можно будет масштабировать при строительстве дальнейших погранпереходов между Китаем и Россией", - отметил главный экономист ЕАБР. Евгений Винокуров уточнил, что такие сложные проекты требуют особого внимания на всех уровнях власти: "Чтобы их толкала не только региональная власть соответствующего региона, но и федеральные власти. Причем и министерства, и высокие чиновники. Иначе из-за трудностей межправительственные соглашения могут встать".
Евгений Винокуров обратился и к опыту реализации проекта гидроэлектростанции в Лаосе, перед реализацией которой не были проработаны вопросы, касающиеся населения. "Почти все идет на экспорт в Таиланд, тем самым генерируются потоки на погашение кредита. Было подписано правительством соглашение об интересах, что помимо строительства будет регулирование на стадии эксплуатации. Но когда шло строительство, мало внимания уделили работе с гражданским сообществом. Все проблемы решаются, но в этом проекте они решены поздно, после того как гражданское общество вышло на улицу", - резюмировал главный экономист.
Как было отмечено, в условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение в первую очередь для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Было подчеркнуто, что эффективным механизмом реализации таких проектов может выступать трансграничное государственно-частное партнерство. Также прозвучало, что ЕАБР придает особое значение разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП с целью повышения осведомленности государств и частных инвесторов о потенциале ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры, облегчения и ускорения запуска трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков при их реализации.
Аналитический доклад ЕАБР был презентован в рамках проходящего в Сочи двухдневного Евразийского конгресса.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.