Директор НАИП рассказал, какие страны больше всего инвестируют в Беларусь

2022-04-12 16:01
12 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский рассказал в интервью журналу "Экономика Беларуси", какие страны больше всего инвестируют в Беларусь, сообщает БЕЛТА. "Если говорить о практике работы агентства, то структура интереса инвесторов в разрезе стран близка страновой структуре потоков прямых иностранных инвестиций: Россия, Австрия, Нидерланды, Германия, Китай, Литва, Польша, ОАЭ, США, Индия, - сказал Дмитрий Красовский. - Традиционно самым крупным инвестором для Беларуси выступает Россия: в 2021 году на нее пришлось 27,8% от общего объема поступивших ПИИ на чистой основе. Но если говорить о динамике, то можно заметить небольшое снижение интереса со стороны российских инвесторов. Вероятно, это связано с теми мощными стимулами, которые в последнее время российское правительство направляет на развитие так называемых территорий опережающего развития. Максимум внимания российских стратегических инвесторов переключено на внутренние инвестиции".
На сегодняшний день в Беларуси благополучно ведут бизнес 6,5 тыс. компаний с иностранным капиталом. "Каждое иностранное предприятие - это своя история успеха. На наш взгляд, классифицировать иностранных инвесторов следует по их мотивации. Зачем вообще какая-то компания решает вкладывать деньги за рубежом - вопрос для нашего агентства ключевой. Вокруг него строится вся стратегия продвижения", - отметил он. По словам директора НАИП, классически существует четыре типа стратегических инвесторов (в пандемию заговорили о пятом типе, но агентство пока с такими запросами не сталкивалось). Первый тип - инвестор, который ищет ресурсы. "Компания столкнулась с количественным ограничением ресурсов в своей стране и хочет встроить в свои цепочки создания ценности новые источники. Есть много иностранных компаний, которые пришли в Беларусь по этой причине. Наши свободные лесные ресурсы привлекли таких крупных австрийских деревообработчиков, как Kronospan и HS Tiber, литовского поставщика мебели на полки IKEA - VMG Group и мебельного холдинга SBA Group", - рассказал Дмитрий Красовский. Второй - инвестор в поисках нового рынка сбыта. "Примеров множество - от всемирно известной Coca-Cola, работающей в Беларуси уже больше четверти века, до телекоммуникационных гигантов, как МТС, A1 или life. Названные примеры - те случаи, когда транснациональная корпорация входит на внутренний рынок Беларуси и других целей не преследует. Но есть и разновидность ищущих рынок инвесторов с прицелом на большой рынок ЕАЭС. Для открытой белорусской экономики такие инвесторы - это "самый цимус". В результате экономика получает конкурентоспособного экспортера, работающего на огромный 180-миллионный рынок. За примерами таких инвесторов далеко ходить не нужно. Например, Stadler. Не будь мы входом в ЕАЭС, в Беларуси никогда не открылось бы производство электропоездов - слишком маленький внутренний спрос. Второй отличный пример - Geely. Китайскому производителю оказалось проще прорваться на российский автомобильный рынок через Беларусь", - сообщил эксперт.
Третий тип - инвестор в поисках эффективности. "В народе "оффшоринг". Компании из развитых стран ищут способы снизить свои расходы, прежде всего на оплату труда и налоги. Нельзя сказать, что в Беларусь массово идут инвесторы этого типа. К счастью, мы уже переросли то время, когда людям можно было платить копейки. Китаю, Индии, Бангладеш и всей Юго-Восточной Азии наша страна в дешевизне рабочей силы уже не соперник. Но есть два исключения - IT и логистика. Парк высоких технологий - одна из самый благоприятных юрисдикций в мире для информационно-коммуникационных компаний и научно-исследовательских разработок в этой сфере. Это признали такие киты Кремниевой долины, как Google, Microsoft и Facebook, инвестировав в Беларусь. Очень любопытной историей успеха считаю приход в ПВТ корейского гиганта микроэлектроники SK hynix. Это не софтверная компания, как подавляющее большинство резидентов ПВТ, а производитель полупроводников и прочего компьютерного "железа" - того, в чем наша промышленность, увы, неконкурентоспособна. В Беларусь вынесен центр разработок корпорации. То есть белорусы трудятся на переднем крае мировой полупроводниковой индустрии. Это дает нам шанс на формирование нового типа инженерных компетенций и зарождение в стране современной инженерной школы в области микроэлектроники", - считает руководитель НАИП. И наконец, четвертый тип - инвестор, который ищет стратегические активы. "Самый яркий пример в нашей истории - продажа "Белтрансгаза" российскому "Газпрому". Учитывая размеры сделки (а это рекорд по сумме сделки), не думаю, что инвестиции "Газпрома" окупятся в чисто финансовом плане. Наверняка, решение о покупке нашей газотранспортной системы принималось исходя из очень далекой перспективы. Поэтому с данным типом инвестора наше агентство не работает. Это очень редкие и индивидуальные истории", - отметил Дмитрий Красовский. ***Полный текст интервью опубликован в журнале "Экономика Беларуси".-0-