Большинство торговых объектов в Беларуси работает в формате "у дома"
2016-10-20 11:26
20 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Подавляющее большинство объектов розничной торговли продовольственными товарами работает в формате "у дома", сообщила исполнительный директор Ассоциации розничной сетей Татьяна Закжевская во время пресс-конференции "Торговый дисбаланс: тенденции развития розничной торговли в стране и возможные перспективы", прошедшей сегодня в пресс-центре БЕЛТА.
По ее данным, сегодня в Ассоциацию розничных сетей входят 18 субъектов хозяйствования, на долю которых приходится около 45% общего товарооборота розничной торговли. Это 926 продовольственных магазинов, из которых 746 - в формате "у дома". "И практически все из них в ближайшей перспективе могут столкнуться с большими, зачастую непреодолимыми трудностями в связи с возможными изменениями в порядке регулирования оборота алкогольной продукции", - рассказала Татьяна Закжевская.
Руководитель ассоциации обратила внимание, что инициатива ограничить реализацию алкоголя обусловлена утверждением о росте оборота алкоголя. Между тем официальные каналы Ассоциации розничных сетей, а также данные управлений торговли облисполкомов гласят, что роста продаж в пересчете на душу населения нет. "Потребление, если и растет, то за счет теневого рынка. Особенно остро вопрос стоит в приграничных с Российской Федерацией регионах. Тем не менее никаких мер в этом отношении не предлагается", - обратила внимание эксперт.
По мнению Татьяны Закжевской, одним из самых спорных моментов предлагаемых нововведений является создание в магазинах обособленных специализированных отделов по продаже алкоголя и, возможно, табачных изделий. Это потребует от субъектов торговли выделения торговой площади, оборудования помещения, установки кассы, отдельного согласования с органами санэпиднадзора. При этом возникает ряд проблем, отмечает эксперт. "Во-первых, если в магазине меньше 300 кв.м торговой площади, выполнить эти требования физически невозможно. Во-вторых, даже те торговые объекты, которые смогут оборудовать такие отделы, должны будут изъять под них существенную часть торговой площади. Где, в таком случае, они будут размещать необходимый ассортимент?" - задала риторический вопрос Татьяна Закжевская.
Еще один спорный вопрос - ограничение продажи алкогольной продукции временными рамками с 9.00 до 22.00. "Члены нашей ассоциации считают, что этот шаг приведет к существенному падению товарооборота, который и без того за последние три квартала упал на 3,1%", - отметила эксперт.
Как подчеркнула Татьяна Закжевская, сегодня рентабельность белорусской розничной торговли, особенно продовольственными товарами, не превышает 1-1,5%. Многие розничные сети сегодня убыточны. И вопрос банкротства для них, если нововведения все же будут приняты, становится абсолютно реальным. "Нужно понимать, что банкротство субъектов хозяйствования - это целый ряд проблем, начиная от массовых увольнений сотрудников и заканчивая нерасчетами с поставщиками и невозможностью вернуть долги банкам. Так устроен этот сектор экономики, что одно банкротство в торговле ведет к цепочке обвалов в других секторах", - заявила Татьяна Закжевская.
Члены Ассоциации розничных сетей убеждены, что для подавляющего большинства магазинов, работающих в формате "у дома", требования измененного регламента оборота алкогольной продукции окажутся непосильными и приведут к ликвидации этих субъектов торговли со всеми возможными последствиями - ухудшение уровня торгового обслуживания населения, рост безработицы среди торговых работников, резкое падение объемов товарооборота. "Но есть и последствия, способные повлиять в целом на развитие экономики страны - пострадает белорусский производитель, снизится поступление средств в бюджет, существенно вырастут инфляционные риски. Органам государственного регулирования необходимо тщательно изучить все возможные последствия предлагаемого решения, поспешность в принятии которого может слишком дорого обойтись", - резюмировала Татьяна Закжевская.-0-
Все материалы конференции можно прочитать по ссылке
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.