5 основных проблем при получении сертификата ИСО 9001

2016-11-10 09:00
Сегодня руководители многих организаций сталкиваются с необходимостью внедрения на предприятии системы менеджмента качества (СМК) в соответствии со стандартом ИСО 9001 для упорядочения работы компании, возможности участия в тендерах и привлечения новых клиентов и инвесторов. Мы пообщались со специалистом по сертификации группы компаний "Стандарт Качества" Клишевич Анной.
- Насколько нам известно, в настоящее время на белорусском рынке достаточно много компаний, оказывающих подобные услуги. Возможно, вы можете рассказать, с какими проблемами могут столкнуться организации, которым необходимо разработать и внедрить СМК? - При обращении за услугами по разработке и внедрению системы менеджмента качества организации могут столкнуться с различными проблемами. Рассмотрим несколько примеров. Важно, чтобы заказчик понимал, какой и для каких целей сертификат им необходим. Сертификат системы менеджмента качества ИСО 9001 компании получают добровольно, однако его наличие может быть обязательным критерием при участии в тендерах, при работе с зарубежными организациями, также он необходим строительным организациям при прохождении процедуры аттестации.

При участии в тендерах заказчик может выдвинуть требования с указанием определенного вида сертификата, например, это может быть только сертификат, выданный в белорусской национальной системе - СТБ ИСО 9001. При аттестации строительной организации госорганы принимают только сертификат ИСО 9001 СТБ. Если же конкретных требований нет, то для тендера подойдет сертификат, выданный в любой системе. Когда клиент выходит, например, на российский рынок, предпочтительнее иметь сертификат, выданный в российской национальной системе, - ГОСТ Р ИСО 9001, а если речь идет о европейском рынке - сертификат международного образца.
Зачастую, сотрудники консалтинговых компаний не объясняют, чем сертификация в одной системе отличается от другой, для каких целей нужен тот или иной сертификат. Получается, что они таких нюансов либо не знают, либо просто хотят продать то, что выгоднее им, а не клиенту. В свою очередь, заказчики, выбирая наиболее выгодный вариант по срокам и стоимости, могут не знать о последствиях получения такого сертификата СМК, в частности, его могут не признать при аттестации, либо не принять при участии в тендере, что приводит к дополнительным затратам на получение "правильного" сертификата. - Подскажите, пожалуйста, при получении сертификата в какой системе - национальной или международной - чаще всего возникают проблемы? - Наибольшее количество проблем возникает при получении сертификата ИСО 9001 ГОСТ Р. При оформлении такого сертификата некоторые компании предлагают выполнить работу "под ключ" - разработать документацию и выдать сертификат. Однако фактически выдают только сертификат СМК и диск с шаблонами, по которым заказчик сам должен разработать всю документацию, нарушая тем самым порядок проведения самой процедуры. При этом клиент из-за отсутствия должной квалификации не может правильно разработать документацию, кладет шаблоны на полку и работает, не понимая, что сертификат ИСО 9001 без собственно СМК недействителен и при малейшей проверке будет аннулирован. Здесь важно понимать, что сертификат подтверждает правильность и полноту внедренной в организации системы менеджмента качества, поэтому если самой системы нет, то и сертификата быть не может! Также клиентам необходимо проверять, есть ли орган по сертификации, который будет выдавать сертификат ИСО 9001, в реестре аккредитованных органов, потому как сегодня на рынке присутствуют мошенники, выдающие себя за уполномоченные органы и представляющие заказчикам недействительные документы. Часто случается, что непосредственно сертификата ИСО 9001 ГОСТ Р нет в реестре выданных сертификатов, что опять же означает, что данный сертификат выдан незаконно, и клиент не может по нему законно работать. Могут возникнуть проблемы с правильностью оформления сертификата. Вопросы у проверяющих вызывают сертификаты, в которых неверно указана область деятельности организации. Например, был случай, когда к нам обратился клиент с аннулированным сертификатом ИСО 9001: в сертификате в разделе области деятельности было указано "укладка тротуарной плитки", хотя верно было бы прописать "устройство дорожных одежд". - А как обстоят дела с получением сертификата СТБ ИСО 9001? - С неприятными ситуациями могут столкнуться заказчики и при оформлении сертификата ИСО 9001 СТБ. При прохождении сертификации в национальной белорусской системе всегда предусмотрена госпошлина, которая оплачивается в сертифицирующий орган. Ее может оплачивать только сам заказчик, и в стоимость услуг по разработке документации, внедрению СМК и сопровождению сертификации ее, как правило, не включают.

Продавцы консалтинговых компаний зачастую умалчивают об этом, то есть утверждают, что указанная ими сумма договора по разработке и внедрению СМК окончательная и не изменится. В итоге, когда клиент подходит к процедуре сертификации, он сталкивается с сюрпризом - ему сообщают, что госпошлина была не включена и за нее необходимо доплачивать отдельно. Это немалые деньги - вплоть до тысячи долларов США и более. Также могут вводить в заблуждение в отношении сроков выполнения услуг - обещают сделать сертификат ИСО 9001 СТБ за 3 дня, но это совершенно невозможно, т.к. противоречит белорусскому законодательству. Уже после оплаты клиент узнает, что ему будет выдан сертификат ИСО 9001 ГОСТ Р, а специалисты консалтинговой организации убеждают его в том, что "разницы между этими сертификатами нет, они совершенно равнозначны", т.е., как и было сказано ранее, продают клиенту то, что ему, возможно, не нужно. Таким образом, множество нюансов и подводных камней может возникнуть при разработке документации, внедрении и прохождении процедуры сертификации системы менеджмента качества. В связи с этим мы настоятельно рекомендуем клиентам быть более внимательными и работать только с проверенными компаниями. Группа компаний "Стандарт Качества" является одной из ведущих организаций в Республике Беларусь по предоставлению услуг по разработке и внедрению системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 как в национальной, так и в международной системе. Уже на протяжении 4 лет компания занимается разработкой и внедрением системы менеджмента качества в белорусской национальной системе СТБ ИСО 9001-2009 и российской национальной системе ГОСТ Р ИСО 9001-2011, а последние три года - в международной системе ИСО 9001. К слову, группа компаний "Стандарт Качества" одна из первых начала работать по новому стандарту ИСО 9001-2015. Среди клиентов организации ряд крупных компаний, таких как ПО "Белоруснефть", УП "Велком", ОАО "Горизонт", ЗАО "Динамо Минск", ОАО "Лидский мясокомбинат", ОАО "Штадлер Минск", ООО "Дамавик-про", ОАО "Белэлектромонтаж" и многие другие. Компания занимается не только разработкой документации и сертификацией по требованиям ИСО 9001, спектр услуг весьма широкий, с ним можно ознакомиться на сайте. Специалисты "Стандарт Качества" предоставляют бесплатную консультацию, качественно и максимально оперативно помогают решить все вопросы, связанные с процедурами оценки соответствия.