"В деревне все наши корни". Как в Чечерском районе сохраняют пасхальные и не только традиции предков
2024-05-11 16:25
Без каких ингредиентов не удастся пасхальный кулич и пшеничный хлеб? В писанке с каким рисунком, орнаментом зашифровано пожелание здоровья, скорейшего пополнения в семье, плодородия? Ответы сельчан, проверенные веками, на эти и многие другие вопросы знают и бережно хранят в Чечерском районе - в музее хлеба и музее яйца. О традициях предков, их духовном богатстве чечеряне рассказали корреспондентам БЕЛТА. Путь от маленького зернышка до пышного караваяМноговековые секреты пышных куличей и вкуснейшего хлеба собраны в агрогородке Ботвиново в музее хлеба. Узнавать их будем с местными школьницами на мастер-классе от заведующей филиалом "Ботвиновский культурно-спортивный центр" Чечерского районного Дома культуры, хозяйки музея хлеба Ирины Никишовой.
Но прежде чем окунуться в магию приготовления, гостям музея хлеба предлагают проследить путь от маленького зернышка до пышного каравая, узнать технологии земледелия наших предков и древние традиции хлебного искусства. Старинные серпы, лопаты для просеивания зерна на току, сита - всего в музее более 200 экспонатов, которые связаны с выращиванием, обработкой зерна, приготовлением хлеба."Вот жернова, чтобы зерно молоть. Они работают и сегодня. У них и низ деревянный, и верх - помол получается крупный. А если в жерновах камушек о камушек - тогда и помол будет мельче", - описывает принцип работы старинного механизма Ирина Михайловна.
Намолоть немного муки по технологии прабабушек пробуют школьницы. Одна из них берет за рукоять, поворачивает диск, и измельченное зерно, на радость девчонок, сыплется в деревянную емкость.
Святыня для каждой семьи "Хранится у нас и более чем столетняя дежка для замешивания теста, - знакомит с еще одним ценным экспонатом хозяйка музея. - Работа эта считалась сродни ювелирной. Зерно добывалось непростым трудом, и гаспадыньки понимали: если тесто не получится - вывернуть его придется, столько добра пропадет. Поэтому дежка для теста - сакральный предмет для сельчан, святыня для семьи. С ней обращались почтительно. На дежке не сидели, в ней не мылись. Хозяюшки неохотно давали ее кому-то, кто, бывало, просил на время". Ирина Никишова уточняет: старались делать дежку из дубовых досочек, но обязательно добавляли одну из дерева женского рода - например, из березы.
"Хлеб в печь садили только на лопате. А чтобы он не подгорел, а донышко не сильно измазывалось в золе, на лопату сыпали немного муки, клали листочек кленовый или капустный, его также посыпали мукой - и раз быстренько в печку", - ловко управляется с лопатой Ирина Михайловна. В музее такие лопаты разных видов - и продолговатые, и круглые, и овальные. "Все от мастера зависело. Другой такую лопату сделает своей хозяюшке, что той хоть самой на лопату садись да в печь", - смеется сельчанка. "А детям под этой лопатой нельзя было проходить. Еще меня в моем детстве пугали: не лезь под лопату, не вырастешь больше. Наверное, так говорили, чтобы малышня не путалась под ногами, когда хлеб пекли", - добавляет она. Ирина Никишова убеждена: нельзя, чтобы современные поколения забывали, как непрост и как ценен труд в поле, труд хлебороба. "Знания об этом, как и уважение к крестьянскому труду, надо прививать еще с дошкольного возраста. Ведь именно в деревне все наши корни", - завершает мини-экскурс в прошлое хозяйка музея и приглашает к не менее увлекательному процессу - приготовлению куличей.
"Тесто не любит, чтобы с ним работали не в духе"Школьницы рассаживаются на деревянных лавах за столом. Среди них и пятиклассница Анна Куцепалова. "Я уже и дома немного маме помогаю печь, особенно на Пасху, украшаю - посыпкой, изюмом, цукатами, пудрой. Самостоятельно с тестом еще не работаю - мала. А вот здесь, в музее хлеба, вместе с Ириной Михайловной пробовала - делала на бублики", - знакомимся с девочкой. "И еще мы здесь в кружке "Бабулины деликатесы" учились готовить и драники, и блины - тонкие, потолще", - добавляет Настя Евдокименко."А чтобы сделать вкусный кулич, нужно постараться. Обязательно должна быть тишина, чтобы в доме не было сквознячка, чтобы форточки все были закрыты. Хозяюшка должна быть чисто одета, волосы аккуратно собраны. Обязательно - хорошее настроение: тесто не любит, чтобы с ним работали не в духе", - перечисляет важные составляющие "спрадвечнага" рецепта Ирина Никишова.Она начинает делать опару. "Наливаем кружечку тепленького молочка, добавляем дрожжи, сахарку немножечко, ложечку муки. Все размешиваем и ставим на расстоечку. Отдельно замешиваем тесто. И пока наша опара подходила, мы с тестом управились и добавляем его в опару. Вымешиваем, кладем растопленного маслица и на часок все отправляем на расстойку в теплое место", - ловко управляется с ингредиентами хозяйка музея. Как тесто поднялось первый раз, его снова обминают-вымешивают. И опять ставят в теплое место - минут на 40. "А потом в формы. Здесь уже - как желает ваша душа. Если кто хочет с изюмом, раскатываем в пласт, смазали маслицем, посыпали изюмом - в рулетик, рогаликом закрутили", - показывает Ирина Никишова.
"А чтобы наши куличики были румяными, смазываем верх желтком. Аккуратненько, по кругу, не торопимся. Сильно не приминаем. Только по верху легусенько приглаживаем", - руководит опытная хозяйка действиями девчат.
Лайфхаки предков Перед тем как отправить изделия выпекаться, Ирина Никишова раскрывает еще один секрет предков: "Лучшие дрова для выпечки - березовые. Разогреть печку нужно до 180 градусов. Если будет горячее, то сгорят куличики, если ниже температура – не допекутся". Как же хозяйке лет сто назад удавалось задать точную температуру в печи без привычных для современных кулинаров регуляторов, термометров, задаем вопрос. "Бярэмкам" - берут на руку ровно семь палок - и в печь, - делится старинным деревенским лайфхаком сельчанка. - Когда дрова сгорают, мукой еще раз проверяют: сыпанули "на чарэньку" - если мука черная, нужно еще немного подождать, чтобы печь остыла. Если желтенькая - можно садить куличи". И еще один секрет сельчан, который хранят в музее: "Чтобы выпечка была пышнее, вкуснее, просили мужчину подуть в дежку с четырех сторон - он тем самым перекрещивал тесто, и оно поднималось быстрее".
Душевная чечерская землицаПока ждем, когда куличи подрумянятся в печи, Ирина Никишова продолжает рассказ о традициях чечерян: "Куличи не только на Пасху, но и на Радуницу носили. А хлеб пекли раз на неделе - сразу много, на всю семью. Когда муки не было вдоволь, как сейчас, в хлеб добавляли и картошку толченую - у такой выпечки вкус кисловатый получался. Дрожжей не было - делали закваску. Если хотели серого хлеба для первых блюд, добавляли сала соленого, а еще использовали тмин, кориандр".
Музей хлеба на чечерской земле функционирует уже 10 лет. И за это время удалось собрать множество старинных уникальных рецептов. "Самый ходовой - пшеничный хлеб. Когда печем его, разлетается мгновенно", - улыбается хозяйка.
"А вообще чечерский хлеб - самый вкусный, ароматный. А все потому, что на нашей душевной чечерской землице работают добрые люди, искренне любящие свой край и всегда с открытой душой встречающие гостей", - угощают куличами с пылу с жару Ирина Михайловна и девочки.
Лучший краситель для пасхальных яиц Мы благодарим за радушие и отправляемся в агрогородок Залесье. В местном музее яйца все знают про писанки и секреты их оформления, которые были в ходу у предков. Здесь же, начиная с 2015 года, проводят Пасхальный фестиваль с ярмарками мастеров, мастер-классами, конкурсами пасхальных поделок и рисунков. Накануне фестиваля узнать больше о пасхальных обычаях пришли в музей школьники. "Сегодня хочу показать, как красить старинным способом яйца - например, с помощью листочка и луковой шелухи", - расставляет на столе необходимые составляющие процесса учитель изобразительного искусства Кристина Авдеева.Ребята аккуратно берут белые яйца. Выбирают листочки-травиночки-цветочки, что приглянулись больше, кладут их на кусочек ткани - сверху яйцо. Хорошенько заматывают все лоскутком и плотно связывают ниточкой. Завернутое таким способом яйцо нужно варить 5-7 минут в воде с луковой шелухой.
"Это, пожалуй, самый старинный рецепт крашения яиц. Наши предки красили яйца для Пасхи вечером в Чистый четверг. И луковая шелуха считалась самым хорошим красителем. Ее замачивали, потом нужно было, чтобы она покипела да ночь постояла - до темно-бордового цвета", - включается в беседу заведующая филиалом "Залесский киноконцертный центр", в котором разместился музей, Наталья Лукомская. Она добавляет, что в старину люди пробовали и другие красители, например, из дубовой коры, но луковая шелуха - самый простой и доступный способ. "Это полюбившийся натуральный краситель. Даже если яйцо при варке лопается, то становится более ароматным", - подмечает руководитель.
… и салаПо ее словам, в луковой шелухе варили на праздник и сало. "Такой старинный деликатес. Ведь у наших предков не было нынешнего изобилия приправ. А хотелось чего-то вкусненького. Особенно на Пасху - на праздник радости. И люди решили: яйца же красим в луковой шелухе, почему не попробовать и сало так сварить. Получалось оно цвета как современное копченое, а аромат - необычный", - погружает в тонкости кулинарного дела предков Наталья Лукомская.
В музее собрано множество вариантов росписи яиц, которыми пользовались чечеряне. Многим из техник - сотни лет. "Пожалуй, одна из самых долгих по времени роспись воском. Она идет в несколько этапов. Нужно выполнить первый рисунок - окунуть в желтую краску, нанести второй рисунок - в красную, третий - в синюю. И в каждой краске должно яйцо полежать определенное время. Последний этап - подержать яйцо в теплой воде либо над свечой. Рисунок получается, конечно, очень красивый, но процесс трудоемкий", - подчеркивает собеседница.
Листок дуба, березы и рыбка Говоря о цветах, рисунках и орнаментах, которыми украшали писанки издавна чечеряне, она отмечает: "Главные цвета: красный - символ Пасхи, желтый - символ солнца, зеленый - здоровья. Рисовали на яйцах листочки дуба - как символ мужской силы. Такое яйцо дарили мужчинам, а если в семье не было детей, то дарили с пожеланием на скорейшее пополнение - как и яйцо с рыбкой. Листок березы - это женская сила, женское здоровье. Иногда рисовали на одном яйце сразу и листочек дуба, и березы, и рыбку - чтобы семья была крепкой, счастливой. На остром конце яйца изображали солнце - это здоровье, радость, праздник. Волнистые линии на орнаменте - чтобы земли были плодородными".Наталья Лукомская добавляет, что пасхальные яйца носили и на Радуницу на погост. "И даже сейчас старшее поколение кладет яйца за икону - издревле считалось, что оно отводит гром, молнию. Прикапывали писанки в огородах - чтобы был урожай. Когда скотину выводили на пастбища весной после Пасхи, освященным яйцом катали по всей корове, с ним обходили вокруг три раза - чтобы кормилица не хворала. То же делали и с лошадьми. Вера в силу великодного яйца была очень мощной", - говорит руководитель.
Не теряя связи прошлого, настоящего, будущего Наряду с сохранением древних традиций в музее вводят и новые, которые уже полюбились многочисленным туристам.
"Например, у нас есть яйцо желаний. Пасхальные дни - это волшебное время. И мы предлагаем, подержавшись за яйцо, загадать что-то сокровенное. Естественно, что-то благодатное - здоровья, любви, семьи, детей. И признаться, люди приезжают второй-третий раз и заверяют: желания, загаданные на чечерской земле, исполняются", - делится Наталья Лукомская. Детям же по душе пришлось дерево желаний. "Они разрисовывают бумажные яйца, думают о чем-то сокровенном и вешают свои произведения на веточки дерева. Еще одно яйцо, на котором запечатлены порывы вдохновения гостей, - капсула желаний. Это уже для напутствий коллективу музея, местным жителям", - демонстрирует объекты коллективного творчества руководитель.
На полках в музее сегодня более 300 писанок и пасхальных композиций - всевозможной окраски и из такого разнообразия материалов, что и представить сложно - даже из макарон, пайеток, атласных лент. "И каждый экспонат очень ценен для нас. Ведь в каждом - связь прошлого, будущего и настоящего", - заключает Наталья Лукомская.Фото Сергея ХОЛОДИЛИНА, БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.