Традиция выпечки караваев на Слонимщине обретет статус историко-культурной ценности

2016-12-19 16:58
19 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Традиция выпечки караваев на Слонимщине обретет статус историко-культурной ценности нематериального проявления творчества человека. Решение об этом приняла Белорусская республиканская научно-методическая рада по вопросам охраны историко-культурного наследия при Министерстве культуры, сообщила корреспонденту БЕЛТА заместитель начальника управления по охране историко-культурного наследия Минкультуры Оксана Смотренко. Элемент нематериального культурного наследия "Традиция выпечки караваев на Слонимщине. Календарно-обрядовая выпечка" характерен для деревень Новики, Приречье, Павлово, Новоселки Павловского сельского совета Слонимского района Гродненской области, рассказала специалист.
В этих деревнях и сегодня выпекают караваи для различных случаев: на свадьбу, Пасху, Троицу, а также для встречи гостей. Особенность слонимских караваев в том, что сохранилась локальная традиция выпекать караваи с исполнением местных обычаев и поверий, с песнями, шутками и прибаутками, каких каравайщицы придерживаются так же, как и конкретной рецептуры. Главное место среди слонимских караваев занимает свадебный. Он самый трудоемкий и декорирован фигурками теста - "шишками". Обычно его выпекают несколько дней. В первый идет подготовка (прогревание) печи, во второй - замешивание теста для каравая и отдельно для "шишек", их изготовление и выпечка. В третий день украшают каравай: по центру помещается большая "шишка" (украшенная веточка) с пятью отростками, по краю - пять меньших веточек плодовых деревьев, обвитых узорными полосками теста, соединенных между собой нитью бусин из теста, фигурками птиц (символ будущих детей), колосьями (символ благополучия), цветами (символ радостной жизни). Пекут такой каравай обычно не менее пяти человек, поскольку процесс изготовления его трудоемкий. Не случайно среди местных каравайщиц есть поговорка: "Испечь каравай - как дитя родить". Гостевой каравай по рецептуре и декорированию похож на свадебный, но при его оформлении иногда добавляются цветы, сделанные из ярких лент, а из пресного теста выкладываются памятные надписи или символы праздников. Слонимская каравайная традиция существовала издавна, передавалась от матерей дочерям, в годы Великой Отечественной войны прервалась, была восстановлена в конце 1940-х годов.
Сегодня мастерством изготовления "красных горок", "плетенок", "бабкиных пирогов" и других караваев владеют участницы народного любительского объединения "Чаровницы-каравайщицы" Новоселковского центра культуры. Они являются носителями и трансляторами традиции выпечки слонимских караваев. Создание в 1983 году народного любительского объединения очень посодействовало поддержке и сохранению элемента нематериального культурного наследия. Те женщины, которые владеют мастерством, делятся им с другими. Ни одно районное, областное или республиканское мероприятие на Слонимщине не обходится без местных караваев.-0-